Автор: TIME
Заголовок: Легендарный виртуоз
Опубликовано в журнале TIME. Понедельник, 16 июня 1958 года
Сорокачетырехлетний Святослав Рихтер, давно ставший легендой во всем мире, в то же время остается самым загадочным в мире пианистом. Те немногие, кому довелось побывать на его концерте, утверждают, что он – один из величайших пианистов современности. Но в отличие от своих прославленных соотечественников – таких как пианист Эмиль Гилельс и скрипач Давид Ойстрах, Рихтер не состоит в Коммунистической партии, и ему никогда не позволяли выезжать на Запад. И вот на прошедшей неделе Запад приехал к Рихтеру. Совместно с гастролирующим в Ленинграде Филадельфийским симфоническим оркестром, Рихтер исполнил виртуозно-сардонический Пятый концерт Сергея Прокофьева.
Несмотря на то, что оркестр впервые играл это сочинение, и у Рихтера был всего час на репетицию с музыкантами, оркестр и солист установили поразительный контакт друг с другом, что было немедленно отмечено публикой. «Между нами происходил постоянный обмен электричеством», - сказал дирижер Юджин Орманди после выступления. Сарказм текста Прокофьева в исполнении Рихтера обрел весь калейдоскоп оттенков, при этом он не поддался искушению пустить слезу в лирических местах или «отбарабанить» его стремительную кульминацию. «Он щелкнул этот концерт как орешек, - с восхищением говорил концертмейстер Филадельфийского оркестра Джекоб Крахмальник, - будто это ему ничего не стоило».
Высокое напряжение. Техническое мастерство Рихтера как пианиста настолько совершенно, что публика забывает о нем. Его огромные руки могут брать децимы и одновременно терции первым и вторым пальцем. Его бравурные пассажи величественны без намека на тяжеловесность, его пианиссимо – чудо бархатного туше. Его гибкий ритм сообщает неожиданно высокое напряжение даже самой известной музыке. Когда он играет, его подвижное, как у фавна, лицо, отражающее все эмоции, точно масса обнаженных нервных окончаний, морщится как от судорожной боли, когда ему случится взять фальшивую ноту.
Рихтер чаще всего играет Шуберта и Листа, реже - Дебюсси и Равеля. («Это слишком красивая музыка, ее нельзя исполнять часто»). В отличие от большинства советских артистов, он превосходно знаком с сочинениями современных западных композиторов, например, Бартока и Хиндемита. В общей сложности, его репертуар насчитывает 25-30 сольных программ и множество концертов.
Единственная возможность. Начав работать в 16 лет концертмейстером Одесской оперы, в 21 год вундеркинд Рихтер решил стать пианистом. Он поступил в Московскую консерваторию, и в 39-м году громко заявил о себе среди советских музыкантов, когда исполнил премьеру Шестой сонаты Прокофьева. В наши дни он дает по 120 концертов за сезон в России и государствах Восточного блока. Он и его жена, лирическое сопрано Нина Дорлиак, живут в московской квартире, номер телефона которой он не может запомнить из-за рассеянности. Когда он в настроении, он сидит за роялем по 14 часов в день, но бывает, что и месяцами не притрагивается к инструменту. Рихтер не любит записываться, и его редкие диски, появляющиеся в США, едва ли способны достойно представить его искусство. Исключение составляют разве что записи Шумана на лейблах «Декка» и «Монитор». Тем не менее, для большинства западных любителей музыки пластинки останутся единственной возможностью услышать Рихтера. Хотя дирижер Орманди желал бы привезти его в США, Россия явно не готова выпустить в мир своего лучшего пианиста.
Перевод Ксении Ересько.
|