О качестве записей Рихтера
Posted: Sat Sep 05, 2009 8:29 pm
Речь пойдет о качестве официальных и неофициальных записей.
Знаю несколько записей разных фирм, испортивших записи Рихтера. Пример – ДОРЕМИ, 16/2/72 - Szeged– Live и не только. Мой покойный приятель, пианист Б.А.Архимович, постарался как-то спасти записи, представленные на этом диске, что у него отчасти получилось. А знаком ли кто-нибудь с
3/11/66 - Messina - Live - ACCADEMIA FILARMONICA MESSINA AC001 (CD) ?
Уж многие любительские на несколько порядков выше. Даже Архимович ничего не смог сделать. Слушать этот диск в принципе невозможно. А вот само исполнение изумительное – но надо заставлять себя абстрагироваться от надоедливого фона.
Всем, думаю, известно “эталонное” исполнение Сонаты Листа –
* 18/5/65 - NewYork - Live - PHILIPS 422 137-2 (CD)**
А все ли знают, что более удачной является чья-то самодельная запись того же концерта ((РТ) = privately taped в терминологии А.Танина)?
Не очень доверяю баховскому диску
* 9/4/91 - Hradek - Live - STRADIVARIUS STR 33334 (CD)**
Все-таки Рихтер играл лучше, о чем свидетельствуют другие записи тех же произведений. Как по мне, любительскую запись 6-ой Английской сюиты, сделанную в Минске 18/4/91, вполне можно слушать, не предъявляя особых претензий к качеству, но зато исполнение там – высочайший пример рихтеровской глубины. Он делает музыку, написанную несколько веков тому назад, живой для нас и будущих слушателей. Благодаря личности исполнителя эта музыка поистине не имеет границ. И какая увлеченность при этом у исполнителя! О его возрасте совсем и не думаешь.
Ни одна из записей 24-го Концерта Моцарта не отражает того, что было на самом деле в живом исполнении. Такое впечатление, что рояль прячется где-то за сценой. Ну а мне удалось слышать его в концерте в далеком 72-ом. Такое не забывается. Слушая диски, невольно достраиваю, беря из памяти.
А взять много раз обсуждаемый здесь и на других форумах шедевр – “Hammerklavier” –
**18/6/75 - London - Live - STRADIVARIUS STR 33313 (CD)**.
Все ли знают, что существует любительская запись, зафиксировавшая то, что было в концерте на самом деле? Очевидно, Рихтер, сыграв это труднейшее произведение, не желал остановиться или, возможно, хотел выразить нечто, оставшееся с его точки зрения, недосказанным – не знаю. Так вот - он повторил на бис Фугу! И это отражено только в любительской записи.
На форумклассике я высказывал сожаление о том, что какие-то концерты не были записаны. При этом я не имел в виду, что за ним постоянно должна была ездить целая студия и все фиксировать, хотя и это могли бы делать чаще. Но при нем ведь постоянно находились близкие люди, которые легко могли бы записывать на приличный магнитофон. Уж возможности у них были. Иногда они записывали, но делали это весьма нерегулярно. И это действительно невосполнимая утрата.
Знаю несколько записей разных фирм, испортивших записи Рихтера. Пример – ДОРЕМИ, 16/2/72 - Szeged– Live и не только. Мой покойный приятель, пианист Б.А.Архимович, постарался как-то спасти записи, представленные на этом диске, что у него отчасти получилось. А знаком ли кто-нибудь с
3/11/66 - Messina - Live - ACCADEMIA FILARMONICA MESSINA AC001 (CD) ?
Уж многие любительские на несколько порядков выше. Даже Архимович ничего не смог сделать. Слушать этот диск в принципе невозможно. А вот само исполнение изумительное – но надо заставлять себя абстрагироваться от надоедливого фона.
Всем, думаю, известно “эталонное” исполнение Сонаты Листа –
* 18/5/65 - NewYork - Live - PHILIPS 422 137-2 (CD)**
А все ли знают, что более удачной является чья-то самодельная запись того же концерта ((РТ) = privately taped в терминологии А.Танина)?
Не очень доверяю баховскому диску
* 9/4/91 - Hradek - Live - STRADIVARIUS STR 33334 (CD)**
Все-таки Рихтер играл лучше, о чем свидетельствуют другие записи тех же произведений. Как по мне, любительскую запись 6-ой Английской сюиты, сделанную в Минске 18/4/91, вполне можно слушать, не предъявляя особых претензий к качеству, но зато исполнение там – высочайший пример рихтеровской глубины. Он делает музыку, написанную несколько веков тому назад, живой для нас и будущих слушателей. Благодаря личности исполнителя эта музыка поистине не имеет границ. И какая увлеченность при этом у исполнителя! О его возрасте совсем и не думаешь.
Ни одна из записей 24-го Концерта Моцарта не отражает того, что было на самом деле в живом исполнении. Такое впечатление, что рояль прячется где-то за сценой. Ну а мне удалось слышать его в концерте в далеком 72-ом. Такое не забывается. Слушая диски, невольно достраиваю, беря из памяти.
А взять много раз обсуждаемый здесь и на других форумах шедевр – “Hammerklavier” –
**18/6/75 - London - Live - STRADIVARIUS STR 33313 (CD)**.
Все ли знают, что существует любительская запись, зафиксировавшая то, что было в концерте на самом деле? Очевидно, Рихтер, сыграв это труднейшее произведение, не желал остановиться или, возможно, хотел выразить нечто, оставшееся с его точки зрения, недосказанным – не знаю. Так вот - он повторил на бис Фугу! И это отражено только в любительской записи.
На форумклассике я высказывал сожаление о том, что какие-то концерты не были записаны. При этом я не имел в виду, что за ним постоянно должна была ездить целая студия и все фиксировать, хотя и это могли бы делать чаще. Но при нем ведь постоянно находились близкие люди, которые легко могли бы записывать на приличный магнитофон. Уж возможности у них были. Иногда они записывали, но делали это весьма нерегулярно. И это действительно невосполнимая утрата.