Побывал сегодня на концерте Маурицио Поллини в КЗЧ. Впечатления яркие и очень неоднозначные. Но обо всем по порядку.
Первое отделение было составлено из произведений Шопена. Открыла концерт Прелюдия до-диез минор соч. 45 – она прозвучала приглушенно и задушевно. Приятно поразили мягкие, бархатные, но хорошо прозвученные басы – основа всей звуковой конструкции.
Вторая баллада. Начальный раздел – естественно по движению, достаточно просто, при этом – хорошо прослушанная ткань (запал в душу один выразительный подголосок в левой руке). Быстрые разделы разочаровали – абсолютный упор на левую руку при не до конца выигрываемой правой. Отсюда – явный звуковой дисбаланс, ощущение которого в дальнейшем (до конца первого отделения) только усиливалось.
Четыре мазурки соч. 33. Первые две (соль-диез минор и ре мажор) не произвели особого впечатления. В ре-мажорной мне стало ясно, что правая рука Поллини слабее, чем левая. Возможно, конечно, что всё просто так совпало – рояль с гулким нижним и глухим средним регистрами; некоторая слабость правой руки пианиста и в качестве компенсации – усиление роли левой руки. Проявился характерный звон инструмента от избыточной, я бы даже сказал неконтролируемой громкости. А вот мазурка до мажор была исполнена просто прекрасно: тонко, умно и очень искренне. Впечатление на грани потрясения. Очень понравилось и исполнение мазурки си минор: теплое, задушевное, трепетное и очень "в настроении". Был использован прием из «рихтеровского арсенала»: Поллини ввел меня почти в транс, а потом очень неожиданно, ярко прозвучал бас (при отклонении в си-бемоль мажор). Я буквально вздрагивал оба раза (по этому поводу вспоминается начало коды Четвертой баллады у Рихтера).
Первое скерцо. Быстрые разделы только усилили негативную сторону сегодняшнего концерта Поллини: дисбаланс, грубый звук в форте, создающий характерный неприятный звон рояля, неартикулированные пассажи в правой руке. А вот медленная середина восхитила: прекрасный поющий звук в пиано, прослушанность и жизнь всей ткани, удивительное настроение. Снова я в трансе. Начиная с репризы быстрой части моё восприятие словно "отрубило" - снова жесткий звук.
Полонез ля-бемоль мажор не понравился совершенно по уже упомянутым причинам, только в нем Поллини довел свои негативные стороны до логического предела (если можно так выразиться). Если бы я ушел после первого отделения – общее впечатление от концерта было бы скорее негативным.
Во втором отделении была исполнена целиком первая тетрадь прелюдий Дебюсси. Подробно распространяться не буду. Очень понравилось исполнение прелюдий "Паруса", "Шаги на снегу" и "Затонувший собор". В целом цикл был исполнен немного "подряд", без особого шарма и аромата (каковые были в концерте Амлена). Но пианистически здорово, а некоторые моменты - даже очень. Баланс между руками стал ровнее, неприятного звона стало тоже меньше (хотя он и не исчез).
На бис прозвучали "Революционный" этюд и Первая баллада Шопена. Этюд, между нами говоря, можно было и не играть. А вот исполнение баллады ("на подъеме", искреннее, естественное) мне очень понравилось и окончательно "примирило" с Поллини.
Концерт Поллини в Москве
Re: Концерт Поллини в Москве
Спасибо за интересный, обстоятельный рассказ. Он ценен для того, кто хотел бы быть на концерте, но, увы, не мог.timalism писал(а):Побывал сегодня на концерте Маурицио Поллини в КЗЧ. Впечатления яркие и очень неоднозначные.
Про этот концерт я слышал также следующее.
Зал был полон, публика "висла". Хотя... кое-кто ушёл после первого отделения. Поллини произвёл впечатление представителя той же (вероятно, итальянской) школы, что и А-Б Микельанджели, важная (если не главная) черта которой: ни одной фальшивой ноты!
А ещё рассказали, что пенсионерам раздали (по удостоверениям) перед концертом 100 или 150 билетов на хорошие места, и всего-то по цене 50 рублей!
Вот.
-
- Moderator
- Сообщения: 163
- Зарегистрирован: Пн апр 10, 2006 6:51 pm
- Откуда: Москва
- Контактная информация:
http://www.mk.ru/blogs/MK/2008/06/17/culture/358113/
Здесь, если прокрутить вниз, по окончании статьи, можно посмотреть пятиминутку с концерта Поллини в Концертном зале им. Чайковского 16 июня сего года. Видео - ниже среднего, аудио - вполне прилично.
Здесь, если прокрутить вниз, по окончании статьи, можно посмотреть пятиминутку с концерта Поллини в Концертном зале им. Чайковского 16 июня сего года. Видео - ниже среднего, аудио - вполне прилично.
Спасибо за ссылку.Elena писал(а):Здесь, если прокрутить вниз, по окончании статьи, можно посмотреть пятиминутку с концерта Поллини в Концертном зале им. Чайковского 16 июня сего года.
Слушая этот фрагмент Скерцо Шопена, невольно сравнивал исполнение с известной студийной записью Рихтера 1977 года. В плане этого сравнения получается, что Поллини играет более юно, слегка даже как бы "бушуя", но менее выразительно, чем Рихтер. И... у Поллини в игре что-то есть банальное.
Простите, но слушая пианистов, я невольно сравниваю их с Рихтером.
Ну а с кем же еще сравнивать?M.I. писал(а):Слушая этот фрагмент Скерцо Шопена, невольно сравнивал исполнение с известной студийной записью Рихтера 1977 года. В плане этого сравнения получается, что Поллини играет более юно, слегка даже как бы "бушуя", но менее выразительно, чем Рихтер. И... у Поллини в игре что-то есть банальное.
Простите, но слушая пианистов, я невольно сравниваю их с Рихтером.
Послушал и я. Каша там, а не Скерцо. Удивляюсь тем, кому такое может понравиться. Смазывается содержательная сторона. Рихтера вот многие обвиняют в "неумении" играть Шопена. А это исполнение можно назвать исполнением шопениста?
Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
(А.С.Пушкин)
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
(А.С.Пушкин)
Вот, к сожалению, не успел попасть на концерт. Однако по "Скерцо" Шопена, на которое была дана ссылка, судить об игре Поллини не могу, поскольку качество звука катастрофически плохое. Присутствие в зале могло бы значительно повлиять на общее впечатление. Мне очень нравится поздняя студийная запись Горовицем этого сочинения. Но если честно, то Шопен не принадлежит к числу моих любимых композиторов, поэтому компетентно сравнивать различные исполнения я не могу.