M.I. писал(а):В субботу 3 декабря на телеканале "Культура" с 14:00 до 15:00 будет передача: "ИГРЫ КЛАССИКОВ С РОМАНОМ ВИКТЮКОМ. ВЛАДИМИР ГОРОВИЦ
В программе произведения Моцарта, Шуберта, Листа. Концерт в Вене, 1987 год."
Посмотрел эту передачу внимательно и с большим интересом, с удовольствием. И - как будто побывал в благоустроенной, высокообразованной и очаровательной Европе.
Сначала мне казалось, что Горовиц слабее Арт.Рубинштейна, но потом, по мере хода концерта, стал считать, что Арт.Рубинштейн - профан по сравнению с Горовицем.
Пришёл к заключению, что рояль для Горовица - его самый большой, самый лучший друг, с которым они вместе создают музыку. Очень понравилась серединка из второй части сонаты Моцарта № 13, прозвучало очень задушевно, интимно, как будто есть только Горовиц, его рояль, буквально дышащий звук рояля - и ничего больше. Горовиц - высококлассный музыкант и инструменталист. И не зря его называют романтиком. Музыка у него возникает здесь и сечас, и каждый следующий звук непредсказуем. И звучание у него... инструментально-очаровательное, в чём-то даже неповторимое. Притом Горовиц играет очень как-то по своему, и никакие законы для него не существуют.
Здесь, на сайте Рихтера, интересно сопоставить Рихтера с Горовицем.
Конечно, оба они яркие музыкаты. Но различия их весьма велики. Когда играет Горовиц, то, в самом общем смысле, ощущение такое, что он вежливо и ласково обращается к своей публике со словами: я хочу вам сыграть. В этом же смысле, у Рихтера обращение к публике иное. Рихтер несколько трепетно, горячо и нетерпеливо заявляет: я должен вам сыграть.
Горовиц материалист, его целью и результатом игры является обаятельная материя звука. Рихтер идеалист, его игра имеет целью воплотить в звуке некую надматериальную идею, и когда ему это удаётся, возникает ощущение внеземных масштабов его игры.