Stranger писал(а):Исполнительский стиль Рихтера существенно видоизменялся, трансформировался на протяжении его долгой пианистической карьеры.
Я попробовал проследить трасформацию исполнительского стиля Рихтера на примере исполнения им Второй сонаты Прокофьева.
23.06.1950. Качество записи не идеальное, но приемлемое; компрессия звука есть, но допустимая, не убивает запись. По характеру звучания похожа записи из зала им. Чайковского.
Исполнение в чём-то напоминает сценический облик Прокофьева. В первых трёх частях темперамент средний. В третьей части кульминация особенно и не выделена, как будто проглочена. Зато в четвёртой части пианист сразу набрасывается на рояль, как будто он только этого момента и ждал. Четвёртая часть явно перевешивает третью, да пожалуй, и всю сонату вцелом. В четвёртой части всё деревянное, увесисто-жёсткое и всё это прыгает, скачет. И, вцелом, несколько угловатое звучание, а по жизненным аналогиям напоминает спорт, физкультуру, прыжки в высоту с шестом.
30.12.1964, БЗК.
Пожалуй, самое симпатичное для меня исполнение этой сонаты (из доступных записей).
Явное улучшение пианистического мастерства. Более плавное, гибкое звучание. Нарастания в первой части идут с большим дыханием. Вторая часть более напористая и выразительная. Суета, толкание, грохот жизни, движение туда и сюда. Все в духе московской жизни от НЭПа до начала войны (а соната, кажется, 1912 года создания!). Вдруг сквозь этот бестолковый шум возникает мгновенное видение - прошла, промелькнула колонна пионеров с красными гастуками и с барабанным боем. И тут же исчезла. Третья часть - ход часов, движение времени. Его нежно отбивают хрустальные колокольчики. В кульминации колокольность становится внушительной, а затем всё возвращается к тому, с чего началось. Четвёртая часть. Одна из любимейших мною. Рихтер вновь набрасывается на рояль. Исполнение виртуозное и темпераментное. Я вижу улицу Горького в Москве в 1950 - 70-е годы, когда на тротуарах ещё стояли липы. Сильный дождь. На проезжей части слой воды, в него лупят сильные капли дождя, поднимая фонтанчики брызг. Через это движутся легковые машины того времени (не такие многочисленные, как теперь), сигналят. На тротуарах пузыри от дождя. Дождь спешит. Прохожие на тротуарах торопятся, спешат. После неожиданой остановки, музыка возобновлятся словно издалека, и всё продолжается дальше. Появляется то, что называли "застрявшие" ноты. Они стучат, стучат и... достучались, их куда-то впустили.
2.05.1966, БЗК.
Соната посерьёзнела. 1-я часть - более тяжёлое, обстоятельное начало. Как будто отрешённый ход некой машины, возможно, паровоз, отягощённй тяжёлым и длинным составом. Звук менее яркий, чем 30.12.1964. Характер исполнения почти студийный, а не концертный. В третьей части звук становится более колокольный. В четвёртой части мокрая пасмурная погода, и загородные лужи, через которые прыгают дачники. "Застрявшие" ноты почти не заметны. Вцелом, Вторая соната как бы сместилась в сторону Шестой (входившей, кстати, в программу этого концерта).
Можно было бы сделать поспешный вывод о том, что, видимо, у Рихтера за порошедшие полтора года внутри что-то надломилось, а его восприятие жизни стало более меланхоличным, если вообще не скорбным - вот потому-то он так и сыграл. Однако. Вот студийная видеозапись этой сонаты от 26.091964, т.е. до 30.12.1964. Серьёзность, тяжеловесность здесь ещё больше, а колокольность в третьей части ещё значительнее, чем 2.05.1966, это уже почти набат. Значит, дело не во времени, прошедшем между декабрём 1964 и маем 1966 года, а в настроении концерта.
19.05.1994. Три десятилетия спустя. Отличная цифровая запись.
Первое впечатление - исполнение затормозилось. Присутствует ощущение выровненности, как между частями в сонате вцелом, так и внутри каждой части. Всё стало по-другому! Если раньше Рихтер, играя, создавал сонату на глазах у слушателя, увлечённо рвался вперёд, то теперь он показывет сонату. Теперь Рихтер ведёт за собой слушателя, словно убелённый сединами старик берёт за руку ребёнка, и бережно, мягко проводит его через лабиринты внутреннего устройства сонаты.
--------------------------------------
Хочу ещё заметить, что каждая из упомянутых записей для меня бесценна. Иметь хотя бы одну из них - большая удача!
--------------------------------------
Из сравнения упомянутых выше исполнений Рихтером Второй сонаты Прокофьева вытекают два вывода.
1. Наивысший расцвет рихтеровского пианизма приходится на середину 60-х годов.
2. Записи 1950 и 60-х годов приводят к мысли, что Прокофьев мог выуживать, отфильтровывать свои музыкальные впечатления из суматохи окружаюшей жизни. В музыке Второй сонаты он он выглядит как мастер реализма, конкретики.
Запись 1994 года я воспринимаю так, что соната существует сама по себе, автор незаметен.