Кто и что слушает
Кто и что слушает
Было бы интересно узнать, какие записи слушают участники форума и какие впечатления получают.
Я вновь слушал и смотрел запись 31-ой Сонаты Бетховена с "Декабрьских вечеров", посвященных памяти Д.Журавлева (8/12/91). Такое впечатление, что лучшего не слышал даже у него. Разве, что "живьем" в Ленинграде, в январе 72-го. Это высшая мудрость. Он возвышается над исполнительством как профессиональной деятельностью. Это категория высшего порядка. Это - откровение.
Слушал и смотрел запись 18-го Концерта Моцарта (январь 77-го). Состояние радости, но радости "умной". За внешней беззаботностью у него еще и подтекст, как, впрочем, и у самого автора.
Я вновь слушал и смотрел запись 31-ой Сонаты Бетховена с "Декабрьских вечеров", посвященных памяти Д.Журавлева (8/12/91). Такое впечатление, что лучшего не слышал даже у него. Разве, что "живьем" в Ленинграде, в январе 72-го. Это высшая мудрость. Он возвышается над исполнительством как профессиональной деятельностью. Это категория высшего порядка. Это - откровение.
Слушал и смотрел запись 18-го Концерта Моцарта (январь 77-го). Состояние радости, но радости "умной". За внешней беззаботностью у него еще и подтекст, как, впрочем, и у самого автора.
А как же! Даже смотрю! Время от времени продолжаю возвращаться к этим записям. 18-ый концерт он играет более строго. За все время ни разу не улыбнулся, даже раскланиваясь после исполнения.M.I. писал(а):А запись 18-го концерта Моцарта, как и 1-го и 5-го, от 94 года с Баршаем Вы слушали? Какое впечатление по сравнению с 9, 10 января 1977?
Недавно приятель прислал из-за границы студийные видеозаписи Циффры. В частности, он играет там Токкату Шумана. Техника замечательная. Такое впечатление, что технических трудностей для него не существует. Играет легко и свободно. Все это прекрасно и может служить предметом зависти профессионалов. Но музыки, восторга я там не услышал. Как-то на большом форуме обсуждалось искусство Циффры, доказывалось, что он не только виртуоз, но и глубокий музыкант. Не берусь обсуждать, т.к. с его записями знаком плохо. Но вернемся к Токкате. Так случилось, что за пару дней до получения этого диска захотелось снова послушать редкую запись Рихтера из частных собраний, считающуся у заграничных собирателей особым раритетом (они ее почему-то "засекретили") -
Шуман, Токката -
5/6/51 - Moscow - Live - (PT)*.
Что касается техники, темпов - Рихтер ничуть не уступает, но по музыке - превосходит. Даже сравнения быть никакого не может! Что бы он ни играл, в любом произведении он умеет услышать глубинное содержание. Никакое произведение не является для него средством продемонстрировать свои только технические возможности (бесспорно, удивительные). Не видя художественного содержания он просто не стал бы этого играть. По-моему, это одна из наиболее удачных его записей Токкаты.
Шуман, Токката -
5/6/51 - Moscow - Live - (PT)*.
Что касается техники, темпов - Рихтер ничуть не уступает, но по музыке - превосходит. Даже сравнения быть никакого не может! Что бы он ни играл, в любом произведении он умеет услышать глубинное содержание. Никакое произведение не является для него средством продемонстрировать свои только технические возможности (бесспорно, удивительные). Не видя художественного содержания он просто не стал бы этого играть. По-моему, это одна из наиболее удачных его записей Токкаты.
Слушал сегодня запись c удивительного концерта -
11/4/92 - Cesena - Live - (PT) - последние годы концертной деятельности великого пианиста. Программа:
BACH
Sonata in D, BWV 963
Toccata No.6 in g, BWV 915
Toccata No.7 in G, BWV 916
Fantasia in c, BWV 906
BRAHMS
Ballade No.1 in d, Op.10
Ballade No.2 in D, Op.10
Piano Piece in C, Capriccio, Op.76/8
Piano Piece in g, Capriccio, Op.116/3
Piano Piece in e, Intermezzo, Op.116/5
Piano Piece in E, Intermezzo, Op.116/6
Piano Piece in d, Capriccio, Op.116/7
Piano Piece in a, Intermezzo, Op.118/1
Piano Piece in C, Intermezzo, Op.119/3
Piano Piece in E-flat, Rhapsody, Op.119/4
Rhapsody No.2 in g, Op.79
Если бы не знал дату, ни за что не догадался бы, что это 92-ой год! Ни тени усталости, недостатка энергии не чувствуется совершенно! Собственно, все эти вещи я хорошо знаю по другим его записям. Трудно сейчас сравнивать, когда он играл "лучше". Скажу, только, что эта запись увлекает. Оторваться невозможно! Потрясающая цельность и убедительность, законченность каждой фразы, определенность каждой мысли. Большего, наверное, в этих произведениях и сказать нельзя! Я очень люблю пьесы Брамса в его исполнении. Каждая отдельно взятая - шедевр, вместе исполненные - целая повесть.
Существует замечательная видеозапись, сделанная в Ямаха-центре в тот же период - 24/6/92 - Paris - Live. В программе Бетховен, Гайдн и Брамс (некоторые пьесы, которые прозвучали и в Cesena). Интересно наблюдать за ним. Играет аскет, находящийся и рядом, и в то же время где-то в вечности, пришедший, чтобы на родном для себя языке, языке музыки, просветить нас, грешных.
11/4/92 - Cesena - Live - (PT) - последние годы концертной деятельности великого пианиста. Программа:
BACH
Sonata in D, BWV 963
Toccata No.6 in g, BWV 915
Toccata No.7 in G, BWV 916
Fantasia in c, BWV 906
BRAHMS
Ballade No.1 in d, Op.10
Ballade No.2 in D, Op.10
Piano Piece in C, Capriccio, Op.76/8
Piano Piece in g, Capriccio, Op.116/3
Piano Piece in e, Intermezzo, Op.116/5
Piano Piece in E, Intermezzo, Op.116/6
Piano Piece in d, Capriccio, Op.116/7
Piano Piece in a, Intermezzo, Op.118/1
Piano Piece in C, Intermezzo, Op.119/3
Piano Piece in E-flat, Rhapsody, Op.119/4
Rhapsody No.2 in g, Op.79
Если бы не знал дату, ни за что не догадался бы, что это 92-ой год! Ни тени усталости, недостатка энергии не чувствуется совершенно! Собственно, все эти вещи я хорошо знаю по другим его записям. Трудно сейчас сравнивать, когда он играл "лучше". Скажу, только, что эта запись увлекает. Оторваться невозможно! Потрясающая цельность и убедительность, законченность каждой фразы, определенность каждой мысли. Большего, наверное, в этих произведениях и сказать нельзя! Я очень люблю пьесы Брамса в его исполнении. Каждая отдельно взятая - шедевр, вместе исполненные - целая повесть.
Существует замечательная видеозапись, сделанная в Ямаха-центре в тот же период - 24/6/92 - Paris - Live. В программе Бетховен, Гайдн и Брамс (некоторые пьесы, которые прозвучали и в Cesena). Интересно наблюдать за ним. Играет аскет, находящийся и рядом, и в то же время где-то в вечности, пришедший, чтобы на родном для себя языке, языке музыки, просветить нас, грешных.
Я бы с удовольствием послушал-бы 24 концерт Моцарта для фортепиано с оркестром в исполнении Рихтера (не знаю есть ли такая запись.
У Шопена есть концерт для фортепиано с оркестром (или до или фа-минор, точно сейчас не скажу). Оба произведения-гениальны.
Послушал бы Чакону Баха-(но не знаю есть ли она в записи у Рихтера).
Очень хочу послушать 29 сонату Бетховена- но пока не получилось найти запись.
У Шопена есть концерт для фортепиано с оркестром (или до или фа-минор, точно сейчас не скажу). Оба произведения-гениальны.
Послушал бы Чакону Баха-(но не знаю есть ли она в записи у Рихтера).
Очень хочу послушать 29 сонату Бетховена- но пока не получилось найти запись.
Сегодня слушал запись этого концерта:Владимир писал(а):Я бы с удовольствием послушал-бы 24 концерт Моцарта для фортепиано с оркестром в исполнении Рихтера (не знаю есть ли такая запись).
25/7/71 - Dubrovnik - Live - Dubrovnik City O./Gyadrov - (PT)* [N]
Не думаю, что кому-то интересно читать про чужие "ахи" и "охи", но сама музыка это ее исполнение способны их вызвать. Гениальное прочтение! Цельность - вот что поражает в его уникальном искусстве. Все продумано до мелочей, но не чувствуется этого "актерского пота" - шедевр создается, как впервые, и в присутствии изумленной публики. Но я начинаю повторяться! Слов не хватает (что-то типа принципа Дирихле )!
А потом, как бы "на бис" -
Chopin
Ballade No.1 in g, Op.23
30/4/86 - Rome - Live - (PT)* [N]
Мы как-то с timalism'oм сошлись во взглядах на запись
3/5/86 - Milan - Live - (PT)*.
Теперь вот не знаю, какая мне больше нравится. Обе - больше!
Сегодня еще послушаю (впервые для себя) запись
5/5/86 - Genoa - Live - (PT)*
Вот так - просто, естественно и чисто (в смысле чистоты душевной) надо играть эту музыку.
Сейчас на большом форуме обсуждается эта баллада и ее интерпретации. Слушая его удивительные записи, эти, в частности, да и другие, недоумеваешь: чем слушают люди и что хотят услышать в этой музыке?
Часто вспоминаю слова Маэстро, сказанные мне: "Знаете, одним нравится, другим не нравится... Я рад, что Вам понравилось!"
Как бы "на бис" - это понятно, но, всё-таки, замечу в скобках, что Рихтер сам никогда не играл на-бис соло после выступления с оркестром. Если бисировал, то только с оркестром. В отличие от многих пианистов, например от Гилельса.Yuriy писал(а):
А потом, как бы "на бис" -
Chopin
Ballade No.1 in g, Op.23
30/4/86 - Rome - Live - (PT)*
А когда Рихтер бисировал в сольных концертах, то бисы всегда были продуманы и сочетались с основной программой концерта.
Да и состав произведений в его программах был продуман, выверен и гармоничен внутри себя.
Я, кстати, подумал о том же. Безусловно, я знаю об этом. В Киеве, например, 29/05/73, после 3-го Концерта Бетховена он с Баршаем на бис сыграл финал Концерта #14 Моцарта. Почему я об этом пишу - ведь завтра 29/05.M.I. писал(а):Как бы "на бис" - это понятно, но, всё-таки, замечу в скобках, что Рихтер сам никогда не играл на-бис соло после выступления с оркестром.
Ну а мне дома позволительно слушать разную музыку. Добавлю, что потом, после Баллады #1 - 5/5/86 - Genoa, которая тоже очень понравилась, прослушал мои любимейшие сонаты Брамса -
2/5/86 - Reggio Emilia - Live - (PT)* .
Эту запись тоже слушал впервые. Все его записи этих сонат неизменно вызывают у меня восторг. Великая музыка в гениальном исполнении!