Рихтер - одессит?
Рихтеру приходилось много путешествовать. Хорошо известна его неприхотливость к бытовым условиям. Однажды, он сказал И.Т.Бобровской, что может останавливаться в любых гостиницах, даже самых низкоразрядных. И добавил: "Но только бы не было клопов".
(Интересно, знают ли нынешние блистательные концертанты, что такое клопы? Но только по-настоящему, а не из одних лишь произведений Пушкина, Гоголя и других русских классиков?).
(Интересно, знают ли нынешние блистательные концертанты, что такое клопы? Но только по-настоящему, а не из одних лишь произведений Пушкина, Гоголя и других русских классиков?).
В период гласности или чуть позже прочитал в журнале (возможно, в "Огоньке") статью воспоминаний известного режиссёра Любимова. Там интересный эпизод про Рихтера.
Был правительственный банкет. Отдельно сидело руководство страны, за другими столами - приглашённые. На сцене выступали по очереди деятели искусств разных жанров, "сборная солянка". Настал черёд Рихтера. Он вышел к роялю, сел и - не играет. Зал шумит обычным застольным шумом. Время идёт, Рихтер не играет. Какой-то генерал, побагровев, грозит ему кулаком. Рихтер не играет. Вдруг Сталин вытер руки о край скатерти и хлопнул в ладоши. Сразу всё стихло. И тогда Рихтер заиграл.
Этим поступком Рихтер заступился за искусство, отстоял его достоинство.
Интересно, такое поведение типично для "одесситов"?
Был правительственный банкет. Отдельно сидело руководство страны, за другими столами - приглашённые. На сцене выступали по очереди деятели искусств разных жанров, "сборная солянка". Настал черёд Рихтера. Он вышел к роялю, сел и - не играет. Зал шумит обычным застольным шумом. Время идёт, Рихтер не играет. Какой-то генерал, побагровев, грозит ему кулаком. Рихтер не играет. Вдруг Сталин вытер руки о край скатерти и хлопнул в ладоши. Сразу всё стихло. И тогда Рихтер заиграл.
Этим поступком Рихтер заступился за искусство, отстоял его достоинство.
Интересно, такое поведение типично для "одесситов"?
Много писалось о том, что Рихтер весьма поздно, в 45 лет начал играть на Западе. Не выпускали. А почему? На этот счёт есть разные соображения. Но мне в голову пришло объяснение весьма прозаическое.
Галина Вишневская прямо писала в автобиографической книге, что ездившим "ТУДА" приходилось унизительно "благодарить", "делиться", дарить подарки "кому надо". Что она лично передавала министру культуры часть своей валюты после поездки за рубеж.
Ясно, что ни одному чиновнику, от которого зависело оформление гастролей на Запад, и в голову прийти не могло, что с Рихтера можно что-то "поиметь". Вот и не выпускали. А мотивировок можно было придумать сколько угодно.
Как Рихтер всё-таки был выпущен в 1960 году, все знают из фильма Монсанжёна "Рихтер непокорённый".
Галина Вишневская прямо писала в автобиографической книге, что ездившим "ТУДА" приходилось унизительно "благодарить", "делиться", дарить подарки "кому надо". Что она лично передавала министру культуры часть своей валюты после поездки за рубеж.
Ясно, что ни одному чиновнику, от которого зависело оформление гастролей на Запад, и в голову прийти не могло, что с Рихтера можно что-то "поиметь". Вот и не выпускали. А мотивировок можно было придумать сколько угодно.
Как Рихтер всё-таки был выпущен в 1960 году, все знают из фильма Монсанжёна "Рихтер непокорённый".
Последний раз редактировалось M.I. Сб сен 29, 2007 8:49 pm, всего редактировалось 1 раз.
Этот тезис никак далее не раскрывавется. Видно только, что на развитие Рихтера повлияло переселение из провинциального Житомира в Одессу - город, по своему совсем не провинциальный. В Одессе Рихтер был окружён (кроме семьи) культурной средой, и это очень важно, но то же самое было бы и в любом другом крупном культурном городе СССР, например, Москве, Ленинграде, Киеве. Ничего специфически одесского, повлиявшего на молодого Рихтера, в статье С. Хентовой не отмечено. Сам же Рихтер никогда не выказывал особой симпатии к этому городу.zemfiroman писал(а):Думаю, уместно будет заметить, что С. Хентова начинает свою обзорно-биографическую статью "Святослав Рихтер" (1989), опубликованную в том числе и на этом сайте, следующими словами:
"Святослав Рихтер — одессит, хотя родился он в Житомире..."
Зато в статье приводятся слова Рихтера, что "Раннее детство в Житомире - лучшее время..."
Генрих Густавович Нейгауз (1888 - 1964) работал профессором Московской консерватории с 1922 года. Святослав Рихтер приехал к нему учиться в 1937 году, т.е. в возрасте 22 лет.Посторонним В. писал(а): было лет 15, когда он, совершенно независимый житель порто франко, заявился к едва обосновавшемуся в Москве Генрих Густавычу. В Москве был год этак 33-й (точно не помню).
Сильно ли Рихтер хотел учиться? Сказать трудно. Однако он говорил о своём решении, что если учиться - то только у Нейгауза!belgian_shepherd писал(а): Рихтеру было 22 года, когда он приехал в Москву. Год шел 37-ой. Приехал спасаться от армии (есть сведения, что и от ареста), а не потому, что слишком хотел учиться в консерватории у Нейгауза. Если вы думаете, что поступления в творческий вуз таким образом - большая редкость - то вы сильно ошибаетесь. Для особо одаренных из всех городов значение имеет только один вступительный экзамен - по специальности.
Трудность поступления (зачисления!) Рихтера в консерваторию, несмотря на его особую одарённость, была в том, что он не имел никакого документа о музыкальном образовании. А это препятствие уже не административное, устраняемое решением руководства учебного заведения (сколько экзаменов сдавать), а юридическое, т.е. общегосударственного уровня.
Много ли ещё известно случаев поступления в творческий ВУЗ абитуриента, не имеющего документов о среднем (или хотя бы начальном) образовании по специальности?
Что же касается "спасения от армии", я, простите, и в далёкие прежние годы это предполагал. Всё просто - в то время призывной возраст в СССР был установлен именно 22 года.
Интересно
Вся эта дискуссия без смысла.
По моему, Рихтер вообще ненавидел Одессу.
Факт что он там вообще не играл показателен. И это не только с отцом связанно.
По моему, Рихтер вообще ненавидел Одессу.
Факт что он там вообще не играл показателен. И это не только с отцом связанно.
-
- Site Admin
- Сообщения: 501
- Зарегистрирован: Пн апр 10, 2006 1:18 am
- Откуда: Уфа-Москва
- Контактная информация:
Re: Интересно
Первый сольный концерт Рихтера состоялся именно в Одессе.Panzerino писал(а): По моему, Рихтер вообще ненавидел Одессу.
Факт что он там вообще не играл показателен.
Re: Интересно
Дорогой админ,timalism писал(а):Первый сольный концерт Рихтера состоялся именно в Одессе.Panzerino писал(а): По моему, Рихтер вообще ненавидел Одессу.
Факт что он там вообще не играл показателен.
А куда играть? Во Владивостоке?
Конечно по месту проживании... .
Эта дискуссия интересна только потому что в ней пишет M.I. Всегда очень интересно... .
Рихтер даже в те годы осознавал свои возможности, но и осознавал какой то нехватке в основе, в основных вещах своего музыкального образования. Он сам говорил что системно не занимался до поступления в консерватории... . Кстати, я думаю что он всегда ощущал какой то "пробел" в основе, которой так и не смог заполнить ничем. Тоест, "делаю так, это точно, но все таки это не так как надо".M.I. писал(а):Сильно ли Рихтер хотел учиться? Сказать трудно. Однако он говорил о своём решении, что если учиться - то только у Нейгауза!belgian_shepherd писал(а): Рихтеру было 22 года, когда он приехал в Москву. Год шел 37-ой. Приехал спасаться от армии (есть сведения, что и от ареста), а не потому, что слишком хотел учиться в консерватории у Нейгауза. Если вы думаете, что поступления в творческий вуз таким образом - большая редкость - то вы сильно ошибаетесь. Для особо одаренных из всех городов значение имеет только один вступительный экзамен - по специальности.
Трудность поступления (зачисления!) Рихтера в консерваторию, несмотря на его особую одарённость, была в том, что он не имел никакого документа о музыкальном образовании. А это препятствие уже не административное, устраняемое решением руководства учебного заведения (сколько экзаменов сдавать), а юридическое, т.е. общегосударственного уровня.
Много ли ещё известно случаев поступления в творческий ВУЗ абитуриента, не имеющего документов о среднем (или хотя бы начальном) образовании по специальности?
Что же касается "спасения от армии", я, простите, и в далёкие прежние годы это предполагал. Всё просто - в то время призывной возраст в СССР был установлен именно 22 года.
А как надо? Так как Игумнов считает, например, или тот, или другой... .
Кроме того, по моему, ему не хватало и какое то духовное присутствие в музыке вообще-как напутствие, как одобрение, как корректировка.
Почему не искал того у своего отца? а искал человека, который был похож на отца? Я думаю, что с отцом он не мог заниматься по простой причине черазмерной любви к нему.
Безусловно, переезд в Москву на учёбу к Нейгаузу был крайне важен в жизни Рихтера. И всё же, Нейгауз писал потом, что "кто у кого учился - ещё вопрос". Стоит также вспомнить известный афоризм одного из крупнейших учёных 20-го века, физика А.Эйнштена: "Высшее образование могут по-настоящему воспринять только гениально одарённые люди. Но им оно почти не нужно".Panzerino писал(а):
Рихтер даже в те годы осознавал свои возможности, но и осознавал какой то нехватке в основе, в основных вещах своего музыкального образования. Он сам говорил что системно не занимался до поступления в консерватории... . Кстати, я думаю что он всегда ощущал какой то "пробел" в основе, которой так и не смог заполнить ничем.
И ещё. Кто-то приводил высказывание Рихтера, что он по-настоящему стал заниматься на фортепиано с 1943 года.
-
- Moderator
- Сообщения: 163
- Зарегистрирован: Пн апр 10, 2006 6:51 pm
- Откуда: Москва
- Контактная информация:
А вот здесь http://www.glasweb.com/index.php/default/54418 автор статьи уверенно называет Рихтера "выдающимся одесситом".
К юбилею Давида Ойстраха
30 сентября вся мировая культурная общественность будет отмечать столетие со дня рождения выдающегося скрипача, педагога, дирижера и нашего земляка - Давида Федоровича Ойстраха. Накануне этой знаменательной даты в доме-музее Рериха состоялся вечер друзей Миссии Давида Ойстраха и Святослава Рихтера.
В гостиной дома-музея Рериха по-домашнему тепло и уютно. Сегодня здесь собрались друзья Миссии Давида Ойстраха и Святослава Рихтера. Собрались для того, чтобы вместе вспомнить всё, что было за пять лет существования миссии, поделиться своими воспоминаниями и полистать семейный альбом. Именно так, семьей и не иначе, считают себя те, кого сплотила и объединила любовь к музыке в исполнении выдающихся одесситов: скрипача Давида Ойстраха и пианиста Святослава Рихтера. Причем, круг друзей из года в год становится все шире и шире. Появляются молодые лица талантливой молодежи, а значит не потеряна связь поколений и в Одессе еще появятся мастера, чьим виртуозным исполнением будет восхищаться весь мир, как восхищаются до сих пор игрой Давида Ойстраха.
Безусловно, в черством, индустриальном мире рыночной экономики настоящему искусству, настоящей музыке сложно пробиться. Сложно существовать, зарабатывая деньги, которые являются сейчас мерилом счастья. Большинство радио- и телестанций такую музыку называют «неформатом» и в свой эфир не берут.
"Впрочем, я могу это понять. Никогда искусство не сможет быть массовой культурой, - отметил Юрий Дикий, глава Миссии Давида Ойстраха и Святослава Рихтера. - Если говорить о красоте, то когда вы зайдёте в лес, вы не найдёте там белый гриб повсюду. Вы увидите массу ядовитых грибов, но многие из них имеют красивую окраску. Поэтому настоящих духовных и интеллигентных людей нужно воспитывать".
К счастью, в медиапространстве Украины и Одессы всё же есть исключения. Поэтому особую благодарность и глубокую признательность миссия Ойстраха и Рихтера выражает журналистам, чьи авторские программы поднимают глубинные проблемы сохранения и приумножения нашего духовного наследия. Сообща нам удастся противостоять равнодушию, унификации культуры и оболваниванию искусства. В это верил и делал всё для этого выдающийся одессит Давид Ойстрах.
Андрей Максимович, «Вести Плюс»
http://www.glasweb.com/index.php/default/54418
К юбилею Давида Ойстраха
30 сентября вся мировая культурная общественность будет отмечать столетие со дня рождения выдающегося скрипача, педагога, дирижера и нашего земляка - Давида Федоровича Ойстраха. Накануне этой знаменательной даты в доме-музее Рериха состоялся вечер друзей Миссии Давида Ойстраха и Святослава Рихтера.
В гостиной дома-музея Рериха по-домашнему тепло и уютно. Сегодня здесь собрались друзья Миссии Давида Ойстраха и Святослава Рихтера. Собрались для того, чтобы вместе вспомнить всё, что было за пять лет существования миссии, поделиться своими воспоминаниями и полистать семейный альбом. Именно так, семьей и не иначе, считают себя те, кого сплотила и объединила любовь к музыке в исполнении выдающихся одесситов: скрипача Давида Ойстраха и пианиста Святослава Рихтера. Причем, круг друзей из года в год становится все шире и шире. Появляются молодые лица талантливой молодежи, а значит не потеряна связь поколений и в Одессе еще появятся мастера, чьим виртуозным исполнением будет восхищаться весь мир, как восхищаются до сих пор игрой Давида Ойстраха.
Безусловно, в черством, индустриальном мире рыночной экономики настоящему искусству, настоящей музыке сложно пробиться. Сложно существовать, зарабатывая деньги, которые являются сейчас мерилом счастья. Большинство радио- и телестанций такую музыку называют «неформатом» и в свой эфир не берут.
"Впрочем, я могу это понять. Никогда искусство не сможет быть массовой культурой, - отметил Юрий Дикий, глава Миссии Давида Ойстраха и Святослава Рихтера. - Если говорить о красоте, то когда вы зайдёте в лес, вы не найдёте там белый гриб повсюду. Вы увидите массу ядовитых грибов, но многие из них имеют красивую окраску. Поэтому настоящих духовных и интеллигентных людей нужно воспитывать".
К счастью, в медиапространстве Украины и Одессы всё же есть исключения. Поэтому особую благодарность и глубокую признательность миссия Ойстраха и Рихтера выражает журналистам, чьи авторские программы поднимают глубинные проблемы сохранения и приумножения нашего духовного наследия. Сообща нам удастся противостоять равнодушию, унификации культуры и оболваниванию искусства. В это верил и делал всё для этого выдающийся одессит Давид Ойстрах.
Андрей Максимович, «Вести Плюс»
http://www.glasweb.com/index.php/default/54418
Да... Давая Ойстраху и Рихтеру титул выдающихся одесситов автор статьи весьма прославляет город Одессу. Браво автору!Elena писал(а):А вот здесь http://www.glasweb.com/index.php/default/54418 автор статьи уверенно называет Рихтера "выдающимся одесситом".
P.S. Хорошо бы ещё и Пушкина занести в "выдающиеся одесситы". А что? Ведь можно. Жил в Одессе, оставил превосходные стихи про этот город.
Re: Рихтер - одессит?
Помнится, на каких-то форумах задавали вопрос – приезжал ли Рихтер в Одессу, будучи известным музыкантом. Писали, что это был тайный приезд и что-то в таком духе. Точно всего не помню. И вот, сейчас у меня есть изданная в Будапеште книга с письмами Рихтера Палу (Павлу) Фейеру, известному в Венгрии музыкальному деятелю. Обложка книги здесь (справа на странице, спуститься немного вниз):
https://www.svrichter.com/
Кстати, упоминания о Фейере можно найти в изданных Дневниках.
Читаем письмо от 27/X [1975, Москва]:
В Одессе меня встречала Нина Львовна и т. к. осталось еще час до отхода парохода, мы быстро пробежались по городу – по всем мне знакомым местам: дом, где я жил, когда мне было 3 года, консерватория и кирха, где работал мой папа, оперный (очень красивый) театр) и другие достопримечательности. Это было как могила, но настроение не испортило.
-------------------------
Тексты на русском языке (а там есть еще их переводы на венгерский) у меня есть, более того, я получил разрешение издателей выложить их на своем сайте. Надеюсь привести их в порядок, насколько удастся, а потом выложить. В книге и в текстах, которыми я располагаю, встречаются ошибки и даже непонятные выражения. К сожалению, у меня нет копий всех писем и открыток, и я не всё могу сверить с оригиналом. Постараюсь получить недостающее.
https://www.svrichter.com/
Кстати, упоминания о Фейере можно найти в изданных Дневниках.
Читаем письмо от 27/X [1975, Москва]:
В Одессе меня встречала Нина Львовна и т. к. осталось еще час до отхода парохода, мы быстро пробежались по городу – по всем мне знакомым местам: дом, где я жил, когда мне было 3 года, консерватория и кирха, где работал мой папа, оперный (очень красивый) театр) и другие достопримечательности. Это было как могила, но настроение не испортило.
-------------------------
Тексты на русском языке (а там есть еще их переводы на венгерский) у меня есть, более того, я получил разрешение издателей выложить их на своем сайте. Надеюсь привести их в порядок, насколько удастся, а потом выложить. В книге и в текстах, которыми я располагаю, встречаются ошибки и даже непонятные выражения. К сожалению, у меня нет копий всех писем и открыток, и я не всё могу сверить с оригиналом. Постараюсь получить недостающее.
Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
(А.С.Пушкин)
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
(А.С.Пушкин)
Re:
Перечитал это, и тут же вспомнил:Elena писал(а):...Никогда искусство не сможет быть массовой культурой..
............
Когда бы все так чувствовали силу
Гармонии! Но нет: тогда б не мог
И мир существовать; никто б не стал
Заботиться о нуждах низкой жизни;
Все предались бы вольному искусству.
Нас мал избранных, счастливцев праздных,
Пренебрегающих презренной пользой,
Единого прекрасного жрецов.
............