Посторонним В. писал(а):
Кажется, "лучший композитор" (или "лучший музыкальный материал") для Рихтера - Бетховен. Все сонаты, какие есть в записях (но не концерты - там дирижеры часто дело портят).
Рихтер с Бахом - дело сложное. Как минимум, "кино не для всех".
Рихтер с романтиками - здорово. В самый раз! Но не с Шопеном. С Шуманом - просто открывает глаза... (разувает уши?)
И никто из великих тут близко не лежал... ни Горовиц, ни даже целый Рахманинов. (Хотя о Рахманинове с "Карнавалом" я бы поговорил - но здесь это оффтоп).
Рихтер с "современниками" (начиная с того же Рахманинова) - просто пять с плюсом! Какую же надо было смелость иметь, чтобы еще при живом (и полузапрещенном) Рахманинове играть его вещи - соперничать - и находить новое...
***************************************************
Вот именно тут для меня Рихтер показателен. Вспомните, ведь сам Сергей Васильич "себя" играет с какой-то шуткой-издевкой (идея самоиронии в эпоху модерна - ну, чуть позже, ар-нуво - приходилась в самую пору). А С.Т. делает из него монумент. На полном серьезе - зато убедительно...
Причем, нас, юзеров ("слушателей", если по-старинке) это убеждает: после Рихтера все играют Рахманинова "серьезно и важно". Надувая щеки, как Киса Воробьянинов.
Но не у всех это получается. Точнее, ни у кого... Только у Рихтера. (Я не о том, что только он умел "делать" Рахманинова - я о том, что только он Рахманинова делал "важно", мощно, еще как-то в том же роде, без хохмы - и смог! ). В отличие от самого Рахманинова, который "не смог" или "не захотел", или вообще "плевать хотел на монумент Рахманинова"
********************************************
Чтобы не говорить слишком длинно, из "современников" помяну еще только Скрябина. Тут форумяне говорят, мол позднего Скрябина С.Т. играл замечательно, но это был "не Свет". (Что из этого было не Cветом? Скрябин? Рихтер? Блаватская? - не наплевать ли прямо тут на такие вопросы, а?)
Спорю только по прямому поводу: считаю, что это был Свет. (Кому тут важно, какие бездарные стихи писал Скрябин под влиянием Гурджиева? Гурджиев и Блаватская тоже не самые тёмные персонажи нашей истории). Договорились?
Теперь ранний Скрябин - 11-й опус. Вот тут я лучшего исполнителя не знаю. Кто-то на форуме знает? Поделитесь, pls! А этюды? Разные этюды, разных эпох - от первого до последнего. По-моему, тут Рихтер.
----------------------------
Тема на форуме живет, и это прекрасно. Спасибо ее начинателю. Умная тема. Ведь сюда, в том числе, заходят случайные люди (вроде меня). Люди, которые просто любят музыку. А в какую сторону - и сколько раз - поклониться Рихтеру, мы, посторонние, тоже знаем... Только терпеть ненавидим всяких бронзовых памятников. То, что в этом мире есть гении, - это нам подарок "сверху", лично от Дед Мороза (или кто в кого верит). Но когда вся сложность наших чувств излагается одним восклицательным знаком (
), значит мы скудно мыслим.
M. I. писал(а):
Что касается симтоматичных произведений, то тут легче говорить о конкретных концертах. Но замечу, что с начала знакомства с искусством Рихтера, я как-то сразу выделил для себя четырёх композиторов, наиболее важных, что ли, в рихтеровской деятельности. Это Гайдн, Шуберт, Дебюсси и Прокофьев. Именно по этим композиторам Рихтер наиболее выделялся в фортепианном исполнительском мире. Я не имею в виду, что этих четырёх композиторов Рихтер играл лучше, чем произведения других авторов. Но эти четверо как-то особенно нуждались в хорошем исполнителе, ибо имевшиеся в музыкальном мире пианисты "не дотягивали".
Выделить же, какие произведения Рихтер играл лучше всего, увы, не могу. Но когда одна программа повторялась несколько раз (например, Трио Чайковского 5 раз за 9 дней, декабрь 1986 г.), тут было ясно видно, где получалось удачнее (по рихтеровским масштабам), а где нет.
И видно это было по тому, как выглядел исполнитель после окончания программы, по реакции зала и по собственному впечатлению. Нередко эти три показателя "удачности" совпадали.
Посторонним В. писал(а):
Ведь правда, интересная у M.I. получилась подборка: "Гайдн, Шуберт, Дебюсси и Прокофьев"
[удалено]
Добавлю из 4 названных, что Шуберт - да, Прокофьев - да; а остальное, похоже не очень... То есть, не Рихтер.
Ну, не гайдновец был С.Т, хоть убейте! (хотя, конечно, С.Т. умел играть все, за что ни возьмется - пластинки у меня тоже остались).
И не дебюссист... Знаете, когда я вспоминаю о Дебюсси, мне другие имена приходят на ум и другие ноты в уши.
Да уж в этом форуме все точно знают, что Рихтер умел разверзать глаза-уши слушателям, только когда играл что-то мощное... Утонченность была не для него. Для этих вещей (в ту же эпоху) существовали другие музыканты.
При этом со словом "Шуберт" не спорю... Шуберт - не утонченный.
[удалено] Шуберта Рихтер умел подать так, чтоб ни у кого сомнений не возникло...
[удалено]
Причина редактирования - развязный тон. Просьба в дальнейшем высказываться корректно. Тимур Исмагилов
Stranger писал(а):
Посторонним В. писал(а): Ну, не гайдновец был С.Т, хоть убейте! [...]
И не дебюссист... Знаете, когда я вспоминаю о Дебюсси, мне другие имена приходят на ум и другие ноты в уши
А также: не скрябинист, не шопенист, не моцартианец... Далее по списку.
Позвольте полюбопытствовать, а с какими записями Дебюсси в исполнении Рихтера Вы знакомы?
Посторонним В. писал(а):
Дык, со многими...
----------------
И я сказал, что С.Т., за что бы не брался, получалась музыка. (Потом были оттенки - их цензура исключила).
видите красные пропуски в моей предыдущей реплике? Меня вычеркнул цензор. Что делать? Ну как я вам буду отвечать?
Пластинок с Рихтером у меня много - и я их слушаю. И люблю слушать.
(покупал тогда на стипендию по 1 рупь 45 коп за штуку - это были серьезные деньги: на них можно было девушку пригласить в уютный бар).
В общем, всего Рихтера фирмы "Мелодия" у меня есть. Есть еще некоторые заграничные (за железным занавесом) пластинки. И слушаю их всегда.
А теперь в инете, на Горбушке и еще кой-де тоже нахожу записи.
Извините, что ответил, как смог. Я ведь отвечаю на ваш вопрос к
несуществующему тексту.
По-хорошему, если надо объяснять (и запрещено играть стилями), то весь мой пафос сводился вот куда:
У каждого
большого музыканта (композитора, исполнителя, дирижера) есть
свой стиль, своя правда.
И каждый нам нужен. Некоторые нужнее, чем другие.
В общем, нам (мызыкантам, немызыкантам, бухгалтерам, на худой конец) нужны яркие личности.
Простите, это банальность.
И личностей ставить на гранитный пьедестал НИЗЯ...
Вот все в жизни ЗЯ, а ставить - НИЗЯ!
Потому я и пишу сюда, что мне в Рихтере многое нравится и кое-что "не нравится". Это нормально. Но это неправда.
Хотите о других великих? Пжлста! В Гульде мне нравится Бах и не нравится Шёнберг (не, особенно Прокофьев - который в Рихтере - пальчики оближешь!) В Гилельсе мне не нравится Бетховен - и он же нравится (Гилельс в моем мировоззрении единственный, кто меня всерьез озадачил). В Горовице я обоготворяю Моцарта и терпеть не могу Рахманинова. Но я
слушаю Горовица. Хотя бы за его Шумана. Я Горовица слушаю и буду...
Вот и ответ вам насчет Дебюсси. С Горовицем он еще хуже, чем с Рихтером. Он, похоже, лучше с Стасиком... Да и с единственной записью С.В.Р. - (Кейквок все, наверно, помнят?)
Делов-то,
С.Т., за что ни брался - всё музыка. Просто он не лучший Бахист, скрябинист, шопенист. Зато лучший [один из / лучший из] бетховенистов, шуманистов, прокофистов. А шостаковист?
Я понятно выражаюсь? Нет? Хорошо, я и не претендую!
Просто принцип всегда один: если некий дядька был гением, это еще не повод заткнуться, согласны?
Помните Д. Хармса: "Идет Пушкин по Фонтанке, а с балкона на него Пушкин смотрит".
В целом, я С.Т. люблю
сильно. Поможете найти другие слова?
Stranger писал(а):
Вашу любовь к Рихтеру кажется никто и не подвергал сомнению. А причину цензуры модератор указал вполне точно: развязный тон. Как минимум три участника форума (Тимур, Юрий и я) считают стиль обсуждаемого поста неуместным. Никто не запрещает Вам критиковать Рихтера и тем более "играть стилями" - просто есть разница между разговором
на кухне и публичным высказыванием на форуме.
Что же касается Ваших "идей", то не мешало бы их как-то аргументировать, кроме высказываний типа "нравится - не нравится" и "у меня много пластинок".
По поводу Дебюсси: рекомендую послушать диск BBC LEGENDS 4021- 2, если Вы еще не знакомы с этой записью.