Я уже выкладывал список всех произведений из репертуара Рихтера с указанием дат первого и последнего исполнения а также с указанием количества исполнений. Такое впечатление, что остановиться и сказать, что вот этот список и есть окончательный и абсолютно правильный, нельзя. Дело в том, что копии тетрадей Рихтера, хранящиеся в квартире-музее Рихтера в Москве, оказались неполными. По каким-то причинам некоторые страницы были пропущены. Сравнивая имеющиеся данные с каталогом моего английского друга, Пита Тейлора, я обнаружил у него присутствие трех декабрьских концертов 92-го года. Пит объяснил, что его приятели были на тех концертах и сообщили программы. Кстати, действительно, программку последнего концерта можно найти в «Хронологии», выложенной у Пауля Геффена. Но двух других не было ни там, ни у Тейлора, любезно приславшего мне все имеющиеся у него программки. И вот, наконец, по моей просьбе был получен доступ к подлинникам (не копиям), хранящимся в архиве ГМИИ им.Пушкина! Были такие концерты! Причем, истинные программы немного отличаются от того, что написано у Тейлора, есть отличие и в порядке следования произведений. А теперь сами программы:
------------------------------------------------------------------------
18/12/92 - Зальцбург. Salzburg. Mozarteum. Großer Saal. (Кто-то полностью записал концерт, но запись недоступна.)
CHOPIN
Polonaise in c-sharp, Op.26/1
Polonaise in A, Op.40/1
Polonaise in c, Op.40/2
Polonaise - Fantasy in A-flat, Op.61
-----
SCRIABIN
Fantasy in b, Op.28
Poeme-Nocturne, Op.61
Dance "Guirlandes", Op.73/1
Dance "Flammes sombres", Op.73/2
Poeme - "Vers la flamme", Op.72
---------------------------------------------------------------------------
20/12/92 - Вельс. Wels. Stadttheater Hotel Grief [утренний концерт]. (Кто-то полностью записал концерт без бисов, но запись недоступна.)
BEETHOVEN
Piano Sonata No.18 in E-flat, Op.31/3
CHOPIN
Polonaise - Fantasy in A-flat, Op.61
-----
SCRIABIN
Piano Sonata No.2 in g-sharp, Op.19
Mazurka in D-flat, Op.40/1
Mazurka in F-sharp, Op.40/2
Poeme-Nocturne, Op.61
Poeme - "Vers la flamme", Op.72
[Prelude No.1, Op.74
Prelude No.3, Op.74
Prelude No.4, Op.74]
---------------------------------------------------------------------------
22/12/92 - Конельяно. Conegliano. Teatro Academia. Concerto per Conegliano.
BEETHOVEN
Piano Sonata No.18 in E-flat, Op.31/3
Piano Sonata No.19 in g, Op.49/1
Piano Sonata No.20 in G, Op.49/2
-------
Piano Sonata No.22 in F, Op.54
Piano Sonata No.23 in f, Op.57
-----------------------------------------------------------------------------
Можете себе представить мою радость – я ведь несколько месяцев добивался этих сведений, вежливо напоминал, объяснял, что это важно, если мы хотим проследить творческий путь великого Музыканта, тем более, накануне 100-летия, тем более, если мы хотим какую-то информацию сделать достоянием гласности.
А так ли это важно – иметь полный список? Так ли это необходимо – увидеть и эти три программы? Это как-то повлияет на значение Рихтера как музыканта? Ведь абсолютное большинство ничего не знает не только об этих трех концертах, но и о выступлении накануне, например,
08/12/92 - Москва. Дом-музей М.Н. Ермоловой. Вечер, посвященный артисту театра Вахтангова, Дмитрию Львовичу Дорлиаку [1912-1938]. К 80-летию со дня рождения.
BEETHOVEN
Piano Trio No.7 in B-flat, Op.97
[Михаил Копельман - скрипка,
Валентин Берлинский - виолончель]
Да, безусловно, жить можно и без этой информации, не чувствуя, что чем-то обделен. Но, занимаясь анализом, собиранием записей и других материалов, представляя себе, что существуют такие странички его тетрадей, и не предпринимать попыток их найти – это равнодушие, теплохладность и… халтура. Я всем напоминаю, что «халтура» - самое ругательное слово Маэстро. И это действует!
Вы можете скачать обновленный список, репертуар Рихтера (во избежание возможных неприятностей это документ в старом Word’e):
http://www.sendspace.com/file/ea2xu9
P.S. Но ведь нет тетрадей за 1993-95 годы! Т.е., они есть, но не в ГМИИ, и доступа к ним нет. Поэтому моя информация о концертах этих лет весьма приблизительная.