Рихтер играет Моцарта
Re: Рихтер играет Моцарта
Поздравляю участников с днем рождения Святослава Теофиловича Рихтера.
Выкладываю уникальную запись:
MOZART
Piano Sonata No.5 in G, K.283
19/03/66 - Moscow - Live - (PT)
http://www.sendspace.com/file/1nvwm9
Выкладываю уникальную запись:
MOZART
Piano Sonata No.5 in G, K.283
19/03/66 - Moscow - Live - (PT)
http://www.sendspace.com/file/1nvwm9
Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
(А.С.Пушкин)
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
(А.С.Пушкин)
Re: Рихтер играет Моцарта
Happy 99th birthday dear Richter!
Thank you for this recording dear Yuriy!
Thank you for this recording dear Yuriy!
Re: Рихтер играет Моцарта
А я отметил для себя д.р. Рихтера только сейчас, 22 марта. Прослушал 25-й Концерт Моцарта (с Башметом в качестве дирижёра, зап. 1993 г.) Не скажу, что игра оркестра на большой высоте, но удовольствие получил. Как будто в покое лежишь на дне мирозданья, и смотришь вверх. Главное в Концерте - эпизод в третьей части, когда кажется, что всё великолепно, но при этом душу тихонько гложет не то тоска, не то скорбь, не то ощущение какой-то потери. Это было и в исполнении на концерте 1 декабря 1992 г. (дир. Л.Николаев), и особенно - в этой записи.
Re: Рихтер играет Моцарта
Виктор Зеленин рассказывал мне, что идея выступить с Леонидом Николаевым принадлежала Башмету (в первом отделении 3-й и 7-й Концерты Баха, а во втором - премьера 25-го Концерта Моцарта, оркестр Башмета). После концерта Рихтер остался недоволен. Других подробностей не запомнил. Они должны были войти в книгу, над которой Виктор работал. Увы, книгу мы так и не получили.M.I. писал(а): на концерте 1 декабря 1992 г. (дир. Л.Николаев), и особенно - в этой записи.
Могу только сообщить, что Рихтер играл с Николаевым только один раз. В дальнейшем 3-й и 7-й концерты Баха и 25-й Моцарта он исполнял с Башметом.
Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
(А.С.Пушкин)
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
(А.С.Пушкин)
Re: Рихтер играет Моцарта
Когда я слушаю, как Рихтер исполняет Моцарта, предстает навязчивое видение некоего айсберга. Почему-то именно во время этого -- концерт № 18 (с Кондрашиным) 9 января -- и отделаться не могу, кажется, что в глубинах что-то сокрыто непостижимое и таинственное. То, что никак не постичь, в манере и подаче мелодии, удивительное ощущение.
Re: Рихтер играет Моцарта
Знаете, я кажется, уже сообщал об этом. Но, всё равно, напишу ещё раз.igkorn писал(а):Когда я слушаю, как Рихтер исполняет Моцарта, предстает навязчивое видение некоего айсберга. Почему-то именно во время этого -- концерт № 18 (с Кондрашиным) 9 января -- и отделаться не могу, кажется, что в глубинах что-то сокрыто непостижимое и таинственное. То, что никак не постичь, в манере и подаче мелодии, удивительное ощущение.
Мне повезло тогда, я сидел на том концерте на 4-м ряду партера, недалеко от рояля. Впечатление было фантастическое. Местами казалось, я буквально вижу свет, исходящий от рояля. Свет оптически не вилен, но я его вижу неким не физическим чувством. Свет был примерно золотисто-белого цвета, мягкий. Спустя почти десят лет, я видел то же явление в правосланом храме, во время водосвятия, свет над большой ёмкостью с освящаемой водой (увы, не знаю, как она называется). Свет поднимался над этой емкостью (чашей, сосудом?) и был нежно-медного цвета.
Но тогда, 9 января 1977 года... - это было что-то выходящее за пределы обычного восприятия мира.
Re: Рихтер играет Моцарта
На Ютьюбе можно послушать и посмотреть видеозапись исполнения Рихтером Концерта Моцарта № 9: https://www.youtube.com/watch?v=URQJ4kq ... RQJ4kqVdNA .
Это исполнение: Mozart - Piano Concerto K 271 "Jeunehomme" - Sviatoslav Richter - Lorin Maazel - ORTF (1966)
Вообще-то я не люблю смотреть как Рихтер играет, но тут редкое исключение. Во-первых потому, что исполнение, действительно, замечательное. Во-вторых, видеозапись удачная, точная синхронность звучания и изображения. И наконец, хорошо видны руки Рихтера - кисти, пальцы, движущиеся по клавишам. При этом, движение пальцев как-то даже зримо соответствует характеру звучания инструмента у Рихтера в произведениях Моцарта. Звук, по сути, очень простой и ясный, я бы сказал, "неприхотливый", но при этом абсолютно достаточный для создания нужного звучания. Глядя на пальцы можно сказать, что они работают очень чётко, ответственно. А вот общий облик Рихтера за роялем, его посадка, манера держать голову, скупые движения корпусом - это никак не исполняемой музыке не соответствуют, и ничего не выражает.
А музыка Концерта очень сильная, особенно скорбная вторая часть. По всему видно, что тут была явная исполнительская удача. Ранее слушал запись этого Концерта из БЗК, тоже 1966 года, со Светлановым, ...не то. Там был хороший рояль и достаточно внушительный оркестр, а тут, с Маазелем - полное слияние в ансамбле, единый раствор одного в другом. И при этом необъяснимое сочетание полного самоконтроля пианиста и естественности, чуть ли не первобытной естественности звучания инструмента.
А чьи каденции в этом исполнении?
Это исполнение: Mozart - Piano Concerto K 271 "Jeunehomme" - Sviatoslav Richter - Lorin Maazel - ORTF (1966)
Вообще-то я не люблю смотреть как Рихтер играет, но тут редкое исключение. Во-первых потому, что исполнение, действительно, замечательное. Во-вторых, видеозапись удачная, точная синхронность звучания и изображения. И наконец, хорошо видны руки Рихтера - кисти, пальцы, движущиеся по клавишам. При этом, движение пальцев как-то даже зримо соответствует характеру звучания инструмента у Рихтера в произведениях Моцарта. Звук, по сути, очень простой и ясный, я бы сказал, "неприхотливый", но при этом абсолютно достаточный для создания нужного звучания. Глядя на пальцы можно сказать, что они работают очень чётко, ответственно. А вот общий облик Рихтера за роялем, его посадка, манера держать голову, скупые движения корпусом - это никак не исполняемой музыке не соответствуют, и ничего не выражает.
А музыка Концерта очень сильная, особенно скорбная вторая часть. По всему видно, что тут была явная исполнительская удача. Ранее слушал запись этого Концерта из БЗК, тоже 1966 года, со Светлановым, ...не то. Там был хороший рояль и достаточно внушительный оркестр, а тут, с Маазелем - полное слияние в ансамбле, единый раствор одного в другом. И при этом необъяснимое сочетание полного самоконтроля пианиста и естественности, чуть ли не первобытной естественности звучания инструмента.
А чьи каденции в этом исполнении?
Re: Рихтер играет Моцарта
На Ю-Тьюбе https://www.youtube.com/watch?v=OYHt3rn ... ture=share
можно посмотреть и послушать Концерт Моцарта № 18, исполненный Рихтером в БЗК 9 января 1977 года. Незабываемое исполнение, счастливейшее! Аккомпанемент оркестра Кондашина идеален. Прослушивая сейчас эту видеозапись, на второй части мне показалось, что автор притаился где-то тут рядом, и подслушивает исполнение. Конечно, в записи осталась 1/10 того, что было на концерте, но и эта 1/10 - бесценна.
можно посмотреть и послушать Концерт Моцарта № 18, исполненный Рихтером в БЗК 9 января 1977 года. Незабываемое исполнение, счастливейшее! Аккомпанемент оркестра Кондашина идеален. Прослушивая сейчас эту видеозапись, на второй части мне показалось, что автор притаился где-то тут рядом, и подслушивает исполнение. Конечно, в записи осталась 1/10 того, что было на концерте, но и эта 1/10 - бесценна.
Re: Рихтер играет Моцарта
К 9-му концерту сохранились каденции Моцарта. У Рихтера всегда звучат авторские каденции, если они дошли до нас.M.I. писал(а):На Ютьюбе можно послушать и посмотреть видеозапись исполнения Рихтером Концерта Моцарта № 9: https://www.youtube.com/watch?v=URQJ4kq ... RQJ4kqVdNA .
Это исполнение: Mozart - Piano Concerto K 271 "Jeunehomme" - Sviatoslav Richter - Lorin Maazel - ORTF (1966)
...
А чьи каденции в этом исполнении?
В концертах Моцарта без авторских каденций Рихтер играл:
Концерт №20: каденции Бетховена (1-я и 3-я части)
Концерт №22: каденции Бриттена (1-я и 3-я части)
Концерт №24: каденция Брамса в 1-й части, без каденции в 3-й.
Концерт №25: Рихтер не играл каденцию вообще (в 3-й части она не предусмотрена).
Обратите внимание, что все неавторские каденции написаны композиторами, а не исполнителями.
Re: Рихтер играет Моцарта
Прослушал запись на компакт-диске издания Live Classics LCL 123 LC 5954, ADD.
Заглавие такое:
Oleg Kagan EDITION VOL. III
Wolfgang Amadeus Mozart (1756 - 1791)
Sonaten fur Klavier und Violine
Это запись с концерта в МЗК 20 мая 1975 года. Тогда на афише и в концертных програмках было написано: Моцарт - сонаты для фортепиано и скрипки KV 380, 403, 454. Этот концерт один из моих самых любимых. Насколько эквивалентно запись передаёт тот концерт? Увы, явная разница в звучании. Когда музыка звучала на концерте, то звук рояля не только наполнял весь зал, он как бы охватывал звук скрипки, органично доминировал над ним. Выражаясь фигурально, звучание скрипки как бы располагалось на ладонях, на руках звучания рояля. Прямо-таки под стать названию произведений: сонаты для ФОРТЕПИАНО и скрипки. Сразу же интересно, а в заголовке у автора такой же порядок музыкальных инструментов? Может быть кто-то знает?
Ну, так вот. В записи соотношение звучания рояля и скрипки выронено, рояль как бы уменьшился до уровня скрипки, и звучит "на равных" с ней. Художественное впечатление от сонат как-то упало: может быть, и не слишком сильно, но всё-таки. Очевидно, звукорежиссёр поработал, "улучшил" звучание.
Кстати, запись звука в зале тогда велась тогда не совсем обычным способом: прямо в зале под сценой стоял полупрофессиональный, или бытовой, магнитофон (очевидно, высокого качества), катушки с магнитной лентой вертелись на глазах у слушателей.
В издании этого диска есть пометка: Kondrashin Classical Recjrdings (P) (C) LIVE CLASSICS 1992.
Конечно, впечатление от записи составляет 1/10 от того, что было на концерте. Но и эта 1/10 бесценна.
P.S. Тогда в публике говорили, что администрация филармонии предлагала Рихтеру дать эти концерты с сонатами Моцарта (16, 18 и 20 мая 1975 года) в Большом зале Консерватории. Но Рихтер твёрдо ответил: нет, только в Малом.
Заглавие такое:
Oleg Kagan EDITION VOL. III
Wolfgang Amadeus Mozart (1756 - 1791)
Sonaten fur Klavier und Violine
Это запись с концерта в МЗК 20 мая 1975 года. Тогда на афише и в концертных програмках было написано: Моцарт - сонаты для фортепиано и скрипки KV 380, 403, 454. Этот концерт один из моих самых любимых. Насколько эквивалентно запись передаёт тот концерт? Увы, явная разница в звучании. Когда музыка звучала на концерте, то звук рояля не только наполнял весь зал, он как бы охватывал звук скрипки, органично доминировал над ним. Выражаясь фигурально, звучание скрипки как бы располагалось на ладонях, на руках звучания рояля. Прямо-таки под стать названию произведений: сонаты для ФОРТЕПИАНО и скрипки. Сразу же интересно, а в заголовке у автора такой же порядок музыкальных инструментов? Может быть кто-то знает?
Ну, так вот. В записи соотношение звучания рояля и скрипки выронено, рояль как бы уменьшился до уровня скрипки, и звучит "на равных" с ней. Художественное впечатление от сонат как-то упало: может быть, и не слишком сильно, но всё-таки. Очевидно, звукорежиссёр поработал, "улучшил" звучание.
Кстати, запись звука в зале тогда велась тогда не совсем обычным способом: прямо в зале под сценой стоял полупрофессиональный, или бытовой, магнитофон (очевидно, высокого качества), катушки с магнитной лентой вертелись на глазах у слушателей.
В издании этого диска есть пометка: Kondrashin Classical Recjrdings (P) (C) LIVE CLASSICS 1992.
Конечно, впечатление от записи составляет 1/10 от того, что было на концерте. Но и эта 1/10 бесценна.
P.S. Тогда в публике говорили, что администрация филармонии предлагала Рихтеру дать эти концерты с сонатами Моцарта (16, 18 и 20 мая 1975 года) в Большом зале Консерватории. Но Рихтер твёрдо ответил: нет, только в Малом.