Юрий писал на другой ветке форума о сонате Гайдна № 62:
Yuriy писал(а):в конце 60-ых это была одна из самых любимых пластинок - запись из Бухареста ее и 7-ой Бетховена. Сейчас ее "координаты" -
27/2/60 - Bucharest - Live - NOTES PGP 11025 (CD) / VICTOR VICC - 2137
Этой записью не ограничился, послушал еще
8/5/67 - Moscow - Live - RUSSIAN MASTERS RM 18 (CD)
Разница заметная! Рихтеровский почерк улавливается в обеих записях, но звук бухарестской как бы матовый, московская же отличается хлесткостью, звонкостью звучания.
Да, разница в настроении действительно большая. Невольно вспоминается написанное Я.И.Мильштейном (привожу по памяти): Рихтер мог десятки раз играть одно и то же произведение, никогда не повторяясь.
Возможно, это случайное совпадение, но в бухарестской записи настроение февральское, а в московской - майское, весеннее. В записи 8.05.1967 в первой части сонаты много радости, воодушевления, присутствует словно нетерпеливая игривость. Присутствует, - как это часто встречается в сонатах Гайдна, - образ чего-то движущегося, вероятно большого конного экипажа со многими лошадьми, лакированной кареты с большими колёсами и с красивыми лакеями на запятках. Вторая часть - задумчивая прогулка по большому саду, среди кустов и цветов, в спокойном, уверенном и приятном настроении. Третья часть - радостная встреча гостей. Восклицания, объятия, смех, и - почти никакой грусти.
Качество записи, конечно, не самое лучшее. Во-первых, акустика зала им. Чайковского не идеальная. Затем, в записи местами сышатся стуки об пол. Что поделаешь, так записано! Сам видел, как на одном концерте Рихтера один из микрофонов стоял под роялем - в самом прямом смысле. Так там работала служба звукозаписи. Но все эти акустические огрехи никак не меняют суть рихтеровской игры, всё основное доходит.