Мечислав Вайнберг - в тени Шостаковича?
-
- Site Admin
- Сообщения: 501
- Зарегистрирован: Пн апр 10, 2006 1:18 am
- Откуда: Уфа-Москва
- Контактная информация:
Мечислав Вайнберг - в тени Шостаковича?
Вайнберга чаще всего сравнивают с Шостаковичем, иногда даже называют "эпигоном" Дмитрия Дмитриевича.
На самом деле, на мой взгляд, Вайнберг - самобытный композитор! Его музыкальный язык чище, в нем меньше примесей, чем в языке Шостаковича. С другой стороны, а возможно и по этой причине, язык Вайнберга менее универсален.
У Шостаковича и Вайнберга действительно много общего. Но многое и принципиально различно. У Вайнберга другой тип эмоциональности (более открытый), драматургии (менее рефлексирующий), образности (более ясный, конкретный). Вайнберг больше опирается на мелодию, у него - явный мелодический дар. Великолепен и оркестровый почерк Вайнберга (могу это сказать со всей определенностью, с удовольствием прослушав его Четвертую симфонию и Скрипичный концерт).
Бывают гении, а бывают просто хорошие композиторы. Очевидно, что Шостакович - гений. Для меня также очевидно, что Вайнберг - просто хороший композитор. Но он ярко талантлив, искренен, если хотите - обаятелен, и от его музыки исходит положительный заряд.
Парадокс композиторской "пары" Шостакович - Вайнберг в том, что они говорят почти идентичным музыкальным языком (кстати, не исключено, что Шостакович тоже до определенной степени испытывал влияние музыки Вайнберга, они были дружны, а еврейский мелос, которым напитана музыка Вайнберга, Шостаковича очень притягивал). НО - говорят о разном и по-разному.
А что вы думаете про композитора Моисея (Мечислава) Вайнберга? Какие сочинения слушали, что понравилось, а что - нет?
И - ключевой вопрос - есть ли, на ваш взгляд, у Вайнберга шанс выйти "из тени" Шостаковича?
На самом деле, на мой взгляд, Вайнберг - самобытный композитор! Его музыкальный язык чище, в нем меньше примесей, чем в языке Шостаковича. С другой стороны, а возможно и по этой причине, язык Вайнберга менее универсален.
У Шостаковича и Вайнберга действительно много общего. Но многое и принципиально различно. У Вайнберга другой тип эмоциональности (более открытый), драматургии (менее рефлексирующий), образности (более ясный, конкретный). Вайнберг больше опирается на мелодию, у него - явный мелодический дар. Великолепен и оркестровый почерк Вайнберга (могу это сказать со всей определенностью, с удовольствием прослушав его Четвертую симфонию и Скрипичный концерт).
Бывают гении, а бывают просто хорошие композиторы. Очевидно, что Шостакович - гений. Для меня также очевидно, что Вайнберг - просто хороший композитор. Но он ярко талантлив, искренен, если хотите - обаятелен, и от его музыки исходит положительный заряд.
Парадокс композиторской "пары" Шостакович - Вайнберг в том, что они говорят почти идентичным музыкальным языком (кстати, не исключено, что Шостакович тоже до определенной степени испытывал влияние музыки Вайнберга, они были дружны, а еврейский мелос, которым напитана музыка Вайнберга, Шостаковича очень притягивал). НО - говорят о разном и по-разному.
А что вы думаете про композитора Моисея (Мечислава) Вайнберга? Какие сочинения слушали, что понравилось, а что - нет?
И - ключевой вопрос - есть ли, на ваш взгляд, у Вайнберга шанс выйти "из тени" Шостаковича?
Знакомство с музыкой Вайнберга я начал недавно. Из того что уже послушал, по-настоящему захватила 6-я симфония, посвященная жертвам фашизма. Думаю, что это произведение - настоящий шедевр, достойный славы среди самой широкой публики.
Деление композиторов на "гениальных" и "негениальных" считаю порочной практикой. Ибо исполнители зачастую руководствуются именно этим принципом и выбирают скорее второстепенные произведения гениальных, чем подлинные шедевры "негениальных".
Среди симфонических композиторов таким образом незаслуженно принижается значение Онеггера и Мясковского.
Деление композиторов на "гениальных" и "негениальных" считаю порочной практикой. Ибо исполнители зачастую руководствуются именно этим принципом и выбирают скорее второстепенные произведения гениальных, чем подлинные шедевры "негениальных".
Среди симфонических композиторов таким образом незаслуженно принижается значение Онеггера и Мясковского.
-
- Site Admin
- Сообщения: 501
- Зарегистрирован: Пн апр 10, 2006 1:18 am
- Откуда: Уфа-Москва
- Контактная информация:
Перечитывая недавно письма Шостаковича, я встретил несколько реплик о Вайнберге:
(письма Гликману)
30 апреля 1960. "Я нахожусь сейчас под большим впечатлением Скрипичного концерта М. С. Вайнберга. [...] Это прекрасное произведение. В подлинном смысле этого слова."
27 января 1962. "... 4-я симфония Вайнберга. Горячо рекомендую тебе послушать это прекрасное сочинение."
1 февраля 1969. "... 10-я симфония Вайнберга, симфониетта Б. Чайковского... Это удивительно прекрасные произведения. Вообще, этих композиторов держи в черте своего внимания."
(письмо Тищенко)
13 ноября 1963. "Если в Ленинграде будут играть 6ю симфонию Вайнберга - обязательно послушайте. Вчера я слушал ее и она произвела огромное впечатление."
(письма Гликману)
30 апреля 1960. "Я нахожусь сейчас под большим впечатлением Скрипичного концерта М. С. Вайнберга. [...] Это прекрасное произведение. В подлинном смысле этого слова."
27 января 1962. "... 4-я симфония Вайнберга. Горячо рекомендую тебе послушать это прекрасное сочинение."
1 февраля 1969. "... 10-я симфония Вайнберга, симфониетта Б. Чайковского... Это удивительно прекрасные произведения. Вообще, этих композиторов держи в черте своего внимания."
(письмо Тищенко)
13 ноября 1963. "Если в Ленинграде будут играть 6ю симфонию Вайнберга - обязательно послушайте. Вчера я слушал ее и она произвела огромное впечатление."
-
- Site Admin
- Сообщения: 501
- Зарегистрирован: Пн апр 10, 2006 1:18 am
- Откуда: Уфа-Москва
- Контактная информация:
Кстати, в одном из писем Дмитрия Дмитриевича Гликману есть любопытное высказывание:Stranger писал(а): Деление композиторов на "гениальных" и "негениальных" считаю порочной практикой. Ибо исполнители зачастую руководствуются именно этим принципом и выбирают скорее второстепенные произведения гениальных, чем подлинные шедевры "негениальных".
"Как много среди негениальных поэтов настоящих больших художников. Я говорю о Кюхельбекере, над которым смеялись его современники и даже Пушкин. Выйду из больницы, буду изучать негениальных писателей и поэтов." (17 февраля 1969)
-
- Site Admin
- Сообщения: 501
- Зарегистрирован: Пн апр 10, 2006 1:18 am
- Откуда: Уфа-Москва
- Контактная информация:
На днях послушал Ф-ный квинтет М. Вайнберга в исполнении автора и квартета им. Бородина. (Фирма "Мелодия" издает понемногу диски с музыкой Вайнберга, и это радует.)
Квинтет произвел большое впечатление яркостью материала, естественностью развития, симфонической масштабностью концепции, полифонической насыщенностью.
Понравилась главная тема I части. А как композитор "вытянул" IV-ю, медленную часть - подлинный симфонист! Прекрасно решена актуальная для ХХ века "проблема финала" - неожиданная загадочно-мерцающая пульсация в коде, словно биение времени...
Плюс ко всему, Мечислав Вайнберг - великолепный пианист!..
Квинтет произвел большое впечатление яркостью материала, естественностью развития, симфонической масштабностью концепции, полифонической насыщенностью.
Понравилась главная тема I части. А как композитор "вытянул" IV-ю, медленную часть - подлинный симфонист! Прекрасно решена актуальная для ХХ века "проблема финала" - неожиданная загадочно-мерцающая пульсация в коде, словно биение времени...
Плюс ко всему, Мечислав Вайнберг - великолепный пианист!..
Мечислав Вайнберг - в тени Шостаковича?
Немного не по теме, но зато вписывается в главную тему форума.
Д.Рабинович
CВЯТОСЛАВ ТЕОФИЛОВИЧ РИХТЕР
(1962 г.)
Однажды, в присутствии автора настоящих строк, он "прочитал"
только что появившуюся Первую фортепьянную сонату М. Вайнберга.
Он играл ее по рукописи, при свечах (дело было трудной зимой 1942—43 годов), играл не только сразу же в темпе, но и мгновенно вникая в достаточно замысловатую музыку совершенно неизвестного ему молодого композитора. Казалось, еще немного — и Рихтер сможет выйти с этой сонатой на концертную эстраду. Тут есть чему подивиться !
Д.Рабинович
CВЯТОСЛАВ ТЕОФИЛОВИЧ РИХТЕР
(1962 г.)
Однажды, в присутствии автора настоящих строк, он "прочитал"
только что появившуюся Первую фортепьянную сонату М. Вайнберга.
Он играл ее по рукописи, при свечах (дело было трудной зимой 1942—43 годов), играл не только сразу же в темпе, но и мгновенно вникая в достаточно замысловатую музыку совершенно неизвестного ему молодого композитора. Казалось, еще немного — и Рихтер сможет выйти с этой сонатой на концертную эстраду. Тут есть чему подивиться !
-
- Site Admin
- Сообщения: 501
- Зарегистрирован: Пн апр 10, 2006 1:18 am
- Откуда: Уфа-Москва
- Контактная информация:
Re: Мечислав Вайнберг - в тени Шостаковича?
На самом деле - жаль, что не вышел. С этой, или с любой другойYuriy писал(а): "Казалось, еще немного — и Рихтер сможет выйти с этой сонатой на концертную эстраду."
фортепианной сонатой Вайнберга, или с иным его произведением с участием ф-но. Не счел эту музыку достаточно самобытной? Или увлекли другие планы?..
-
- Moderator
- Сообщения: 163
- Зарегистрирован: Пн апр 10, 2006 6:51 pm
- Откуда: Москва
- Контактная информация:
Всем! Всем! Всем! К сожалению, москвичам.
25 декабря в Светлановском зале ММДМ:
К 100-летию со дня рождения Дмитрия Шостаковича. М.ВАЙНБЕРГ "Пассажирка" Мировая премьера оперы.
Исполнители: Солисты, хор и оркестр оперного театра им. Станиславского и Немировича-Данченко. Дирижер - Вольф Горелик
Подробная информация http://www.mmdm.ru/event-list/view.html?event_id=11759
25 декабря в Светлановском зале ММДМ:
К 100-летию со дня рождения Дмитрия Шостаковича. М.ВАЙНБЕРГ "Пассажирка" Мировая премьера оперы.
Исполнители: Солисты, хор и оркестр оперного театра им. Станиславского и Немировича-Данченко. Дирижер - Вольф Горелик
Подробная информация http://www.mmdm.ru/event-list/view.html?event_id=11759