День памяти Святослава Рихтера
Добавлено: Сб авг 01, 2009 9:14 am
Руководство молодежного московского канала радио “Комсомольская правда” попросило меня подготовить передачу памяти Святослава Теофиловича Рихтера. Рассказ должен был быть достаточно популярным. Не знаю, насколько мне это удалось. Привожу первоначальный вариант моего выступления.
Сегодня мы отмечаем день памяти великого нашего соотечественника, музыканта Святослава Теофиловича Рихтера. Пианист века – такое определение дано было ему еще при жизни, и оно абсолютно точно отражает его место и неоценимый вклад в культуру ХХ-го века. Благодаря записям, этому бесценному наследию, оно живо и в наши дни. В 80-ых журналистами был проведен опрос – обращались к крупнейшим пианистам с вопросом, кого же они считают первым на музыкальном олимпе. Ответ был единодушным – Святослава Рихтера.
Звучит заключительный фрагмент четвертой части Сонаты №6 Прокофьева.
Только что прозвучал заключительный фрагмент четвертой части Сонаты № 6 ля мажор, соч. 82 Сергея Прокофьева. А ведь первым ее исполнителем в 40-ом году был еще мало кому известный студент Рихтер, за один вечер завоевавший тогда признание москвичей! Присутствовавший в зале автор крикнул: “И так можно играть эту сонату!”
Жизненный путь артиста не был безоблачным. Он рано потерял отца. Перед приходом немцев в Одессу, где жила их семья, отец, Теофил Даниилович, был арестован органами НКВД как немец и вскоре расстрелян. Мать, русская дворянка, эмигрировала в Германию. Святослав, учившийся в то время в Московской консерватории, об этом совершенно не знал. Много позже, став всемирно известным, начав ездить с концертами по всему миру, он навестит мать в Германии. Он отдаст весь свой гонорар, чтобы помочь ей справиться с тяжелым недугом. Это не поможет, но свой сыновний долг он выполнит.
Будущий великий пианист родился в Житомире 20/03/1915. Интересно вспомнить, что рассказал его житомирский родственник, дядя Сеня. Из роддома Светика принесли почему-то не к родителям, а в дом, где жила семья этого дяди. В возникшей суете не знали, куда положить новорожденного и положили… на рояль! Он был красный и ужасно кричал. Кто-то сказал: “Кричи-кричи! Будешь кричать на весь мир!” Трудно понять, что тогда имел в виду сказавший, но его слова оказались пророческими! Сохранились интересные воспоминания Святослава Теофиловича о годах, проведенных в Житомире. Вскоре семья переехала в Одессу. О своем общении с молодым Святославом в ту пору мне рассказывала Зоя Вячеславовна Богомолец. Ей даже удалось тогда слушать начинающего пианиста.
Рихтер не прошел обычного пути вундеркинда. Несмотря на отца-музыканта, дирижера, преподавателя Одесской консерватории, он не получил специального музыкального образования. Учился играть он фактически сам. Несколько уроков дала ему ученица отца, арфистка, говорившая, что его пальцы не приспособлены для фортепиано, советовала стать арфистом. К счастью, он не внял ее совету. А ведь что такое рояль? Это, как шутят музыканты, и есть арфа, только в гробу. Рихтер после окончания обычной школы начал работать концертмейстером в оперном кружке, а затем и в Одесском оперном театре. У него даже возникло желание дирижировать балетом – тогда ставили “Раймонду” Глазунова - но его дебют сорвался – “кто-то дирижировал совсем по другой линии,” – вспоминает сам Маэстро. А вот в качестве пианиста дать концерт ему удалось. Он состоялся в доме инженера в 34-ом году. В программе произведения Шопена. И заканчивал концерт Этюдом до диез минор, соч. 10, №4 – на бис.
Звучит Этюд до диез минор, соч. 10, №4.
Замечательно, что в этом году в музее-квартире Рихтера, что на углу Большой и Малой Бронной, был организован вечер-прослушивание, в котором по инициативе Виктора Зеленина, на протяжении многих лет общавшегося с Маэстро, в записи прозвучали произведения, сыгранные в том первом концерте.
Благодаря помощи трех одесских меценатов молодой Святослав попадает в Москву. Его педагог, замечательный пианист, профессор консерватории Генрих Густавович Нейгауз, рассказал о знакомстве с будущим любимым учеником.
Звучит фрагмент из фильма – рассказ Нейгауза.
Сейчас нет возможности познакомить слушателей с полной биографией великого музыканта. Хочется рассказать не только о Рихтере-пианисте, но и личности. Человеком он был необыкновенным. Для него высшей ценностью в жизни было искусство. Служил он ему самозабвенно и в высшей степени честно. Он был бессребреник, деньги и прочие материальные блага для него не имели никакого значения. Известен случай, происшедший уже в конце деятельности Маэстро. Рихтер жил тогда на вилле у отца известного музыкального режиссера Монсенжона, снявшего о нем фильм. Приехал импрессарио из Нью Йорка с предложением устроить два концерта в знаменитом зале “Карнеги Холл”. За эти концерты он предлагал полмиллиона, но при этом вел себя настолько бесцеремонно, что Рихтер не захотел с ним разговаривать.
В конце июля состоялся 17-ый тарусский фестиваль Фонда Рихтера, последний день которого - 1-е августа. Один из концертов по традиции проходил возле дачи Рихтера на Оке, в шести километрах от Тарусы. На даче - никаких удобств. При жизни Рихтера там не было ни электричества, ни воды. Он жил на природе, как живут птички – вставал и ложился с солнцем. Но там был рояль. Паустовский описал, как местные жительницы подходили к даче и слушали занимающегося пианиста.
Звучит Прелюдия Рахманинова соль минор, соч. 23, №5.
Маэстро чужда была всяческая показуха, он практически не давал интервью, не комментировал события политического характера. Когда он в очередной раз вернулся с гастролей, это было после ГКЧП, возле дома ожидали журналисты, желающие услышать его оценку событиям, Рихтер отказался с ними разговаривать. Но вот четкую позицию он имел, имел принципы и никогда им не изменял. Рассказывают, что когда-то на официальном мероприятии министр культуры Фурцева пожаловалась ему, что это ужасно - Солженицын живет на даче у Ростроповича. Святослав Теофилович простодушно ответил, что это действительно ужасно – у них тесно. И добавил: “Жил бы лучше у нас.”
Независимость – независимость от имеющих власть, от жизненных обстоятельств – вот характернейшая черта его характера. Помню, как мы в 80-ом провожали его на вокзале в Киеве. Возникла какая-то путаница с номером вагона. Администрация филармонии суетится, бегает. И я помню этот впечатляющий образ: человек идет по перрону, возвышаясь над толпой, думает о чем-то своем, не обращая внимания на все эти мелочи. И я тогда понял, ощутил: вот свободный человек.
Даже находиться рядом с ним было счастьем. Он создавал какое-то особое поле, атмосферу, его смех был заразительным. Ну а бездна фантазии в его поступках! Помню концерт в Киеве 24/11/1969. Аплодисменты не смолкают, публика не отпускает, а музыканту надо спешить на поезд. И вот он выходит - длинный белый шарф на шее, раскланивается. Все стало понятно, народ одобрительно рассмеялся и успокоился.
Рихтер вел напряженную концертную деятельность – он выступал в десятках городов у нас, в Европе, Америке, на Ближнем Востоке, в Китае, Корее. В 86-ом он осуществил беспрецедентную поездку по Советскому Союзу – от Ленинграда до Дальнего Востока, потом концерты в Японии, и такой же обратный путь, закончившийся в Москве, на “Декабрьских вечерах”. Фестивалю можно посвящать отдельные передачи. Он возник благодаря инициативе Святослава Теофиловича и директора ГМИИ им. Пушкина, Ирины Александровны Антоновой. Это необыкновенное событие в культурной жизни страны, в общем-то, не имеющее аналогов в мировой практике. Органичное сочетание музыки, живописи и театра, интересные темы, отражающие культурную среду определенного периода, народа. Во всем этом бездна вкуса, фантазии. А какой уровень исполнителей! Но чему же здесь удивляться? Все закономерно – иначе и быть не может, когда за дело берется гений.
Рихтер-пианист... Этой теме посвящено много книг, статей. Ему принадлежат немеркнущие интерпретации произведений старых классиков и композиторов ХХ-го века. Бах, Гендель, Моцарт, Гайдн, Бетховен, Шуберт, Шуман, Шопен, Лист, Чайковский, Мусоргский, Дебюсси, Равель, Рахманинов, Скрябин, Прокофьев, Шостакович – вот далеко не полный список композиторов из его необъятного репертуара. Какими новыми красками засверкали их произведения в руках их тончайшего истолкователя, какие глубины открылись! Представители старшего поколения, которым посчастливилось побывать на его концертах, помнят высокое состояние, охватывавшее слушателей. Искусство Рихтера затрагивало потаенные струны души, оно очищало, заставляло задумываться о смысле искусства, жизни, о своем месте в ней. Я не знаю других музыкантов, искусство которых имело бы подобное воздействие нравственного порядка.
Хорошо помню настроение публики в его концертах и отношение к нему. Это была любовь, доходившая до обожания. Как сейчас – концерт 4-го июня 83-го, в Большом зале Московской консерватории. Второе отделение, Квартет Брамса ля мажор, Маэстро играет с участниками квартета им. Бородина. Медленно, под вежливые аплодисмены выходят инструменталисты, и вдруг левая часть зала буквально взрывается – они первыми видят появившегося в глубине дверного проема Рихтера! И дальше уже музыканты раскланиваются под несмолкающую овацию.
Сегодня, 1-го августа, в день памяти Святослава Теофиловича Рихтера, невольно вспоминаешь “Август” Бориса Пастернака: “образ мира в звуке явленный” - позволил себе изменить лишь одно слово. Да, его жизнь, его мировосприятие неотделимы от искусства, собственно, искусство и было его настоящей жизнью. И этим видением он щедро делился с нами в своих концертах и продолжает делиться, благодаря записям. Язык не поворачивается сказать “Рихтер играл”. Он играет и будет играть, Пианист всех времен и народов - Святослав Рихтер!
Звучит “Порыв” Шумана.
Сегодня мы отмечаем день памяти великого нашего соотечественника, музыканта Святослава Теофиловича Рихтера. Пианист века – такое определение дано было ему еще при жизни, и оно абсолютно точно отражает его место и неоценимый вклад в культуру ХХ-го века. Благодаря записям, этому бесценному наследию, оно живо и в наши дни. В 80-ых журналистами был проведен опрос – обращались к крупнейшим пианистам с вопросом, кого же они считают первым на музыкальном олимпе. Ответ был единодушным – Святослава Рихтера.
Звучит заключительный фрагмент четвертой части Сонаты №6 Прокофьева.
Только что прозвучал заключительный фрагмент четвертой части Сонаты № 6 ля мажор, соч. 82 Сергея Прокофьева. А ведь первым ее исполнителем в 40-ом году был еще мало кому известный студент Рихтер, за один вечер завоевавший тогда признание москвичей! Присутствовавший в зале автор крикнул: “И так можно играть эту сонату!”
Жизненный путь артиста не был безоблачным. Он рано потерял отца. Перед приходом немцев в Одессу, где жила их семья, отец, Теофил Даниилович, был арестован органами НКВД как немец и вскоре расстрелян. Мать, русская дворянка, эмигрировала в Германию. Святослав, учившийся в то время в Московской консерватории, об этом совершенно не знал. Много позже, став всемирно известным, начав ездить с концертами по всему миру, он навестит мать в Германии. Он отдаст весь свой гонорар, чтобы помочь ей справиться с тяжелым недугом. Это не поможет, но свой сыновний долг он выполнит.
Будущий великий пианист родился в Житомире 20/03/1915. Интересно вспомнить, что рассказал его житомирский родственник, дядя Сеня. Из роддома Светика принесли почему-то не к родителям, а в дом, где жила семья этого дяди. В возникшей суете не знали, куда положить новорожденного и положили… на рояль! Он был красный и ужасно кричал. Кто-то сказал: “Кричи-кричи! Будешь кричать на весь мир!” Трудно понять, что тогда имел в виду сказавший, но его слова оказались пророческими! Сохранились интересные воспоминания Святослава Теофиловича о годах, проведенных в Житомире. Вскоре семья переехала в Одессу. О своем общении с молодым Святославом в ту пору мне рассказывала Зоя Вячеславовна Богомолец. Ей даже удалось тогда слушать начинающего пианиста.
Рихтер не прошел обычного пути вундеркинда. Несмотря на отца-музыканта, дирижера, преподавателя Одесской консерватории, он не получил специального музыкального образования. Учился играть он фактически сам. Несколько уроков дала ему ученица отца, арфистка, говорившая, что его пальцы не приспособлены для фортепиано, советовала стать арфистом. К счастью, он не внял ее совету. А ведь что такое рояль? Это, как шутят музыканты, и есть арфа, только в гробу. Рихтер после окончания обычной школы начал работать концертмейстером в оперном кружке, а затем и в Одесском оперном театре. У него даже возникло желание дирижировать балетом – тогда ставили “Раймонду” Глазунова - но его дебют сорвался – “кто-то дирижировал совсем по другой линии,” – вспоминает сам Маэстро. А вот в качестве пианиста дать концерт ему удалось. Он состоялся в доме инженера в 34-ом году. В программе произведения Шопена. И заканчивал концерт Этюдом до диез минор, соч. 10, №4 – на бис.
Звучит Этюд до диез минор, соч. 10, №4.
Замечательно, что в этом году в музее-квартире Рихтера, что на углу Большой и Малой Бронной, был организован вечер-прослушивание, в котором по инициативе Виктора Зеленина, на протяжении многих лет общавшегося с Маэстро, в записи прозвучали произведения, сыгранные в том первом концерте.
Благодаря помощи трех одесских меценатов молодой Святослав попадает в Москву. Его педагог, замечательный пианист, профессор консерватории Генрих Густавович Нейгауз, рассказал о знакомстве с будущим любимым учеником.
Звучит фрагмент из фильма – рассказ Нейгауза.
Сейчас нет возможности познакомить слушателей с полной биографией великого музыканта. Хочется рассказать не только о Рихтере-пианисте, но и личности. Человеком он был необыкновенным. Для него высшей ценностью в жизни было искусство. Служил он ему самозабвенно и в высшей степени честно. Он был бессребреник, деньги и прочие материальные блага для него не имели никакого значения. Известен случай, происшедший уже в конце деятельности Маэстро. Рихтер жил тогда на вилле у отца известного музыкального режиссера Монсенжона, снявшего о нем фильм. Приехал импрессарио из Нью Йорка с предложением устроить два концерта в знаменитом зале “Карнеги Холл”. За эти концерты он предлагал полмиллиона, но при этом вел себя настолько бесцеремонно, что Рихтер не захотел с ним разговаривать.
В конце июля состоялся 17-ый тарусский фестиваль Фонда Рихтера, последний день которого - 1-е августа. Один из концертов по традиции проходил возле дачи Рихтера на Оке, в шести километрах от Тарусы. На даче - никаких удобств. При жизни Рихтера там не было ни электричества, ни воды. Он жил на природе, как живут птички – вставал и ложился с солнцем. Но там был рояль. Паустовский описал, как местные жительницы подходили к даче и слушали занимающегося пианиста.
Звучит Прелюдия Рахманинова соль минор, соч. 23, №5.
Маэстро чужда была всяческая показуха, он практически не давал интервью, не комментировал события политического характера. Когда он в очередной раз вернулся с гастролей, это было после ГКЧП, возле дома ожидали журналисты, желающие услышать его оценку событиям, Рихтер отказался с ними разговаривать. Но вот четкую позицию он имел, имел принципы и никогда им не изменял. Рассказывают, что когда-то на официальном мероприятии министр культуры Фурцева пожаловалась ему, что это ужасно - Солженицын живет на даче у Ростроповича. Святослав Теофилович простодушно ответил, что это действительно ужасно – у них тесно. И добавил: “Жил бы лучше у нас.”
Независимость – независимость от имеющих власть, от жизненных обстоятельств – вот характернейшая черта его характера. Помню, как мы в 80-ом провожали его на вокзале в Киеве. Возникла какая-то путаница с номером вагона. Администрация филармонии суетится, бегает. И я помню этот впечатляющий образ: человек идет по перрону, возвышаясь над толпой, думает о чем-то своем, не обращая внимания на все эти мелочи. И я тогда понял, ощутил: вот свободный человек.
Даже находиться рядом с ним было счастьем. Он создавал какое-то особое поле, атмосферу, его смех был заразительным. Ну а бездна фантазии в его поступках! Помню концерт в Киеве 24/11/1969. Аплодисменты не смолкают, публика не отпускает, а музыканту надо спешить на поезд. И вот он выходит - длинный белый шарф на шее, раскланивается. Все стало понятно, народ одобрительно рассмеялся и успокоился.
Рихтер вел напряженную концертную деятельность – он выступал в десятках городов у нас, в Европе, Америке, на Ближнем Востоке, в Китае, Корее. В 86-ом он осуществил беспрецедентную поездку по Советскому Союзу – от Ленинграда до Дальнего Востока, потом концерты в Японии, и такой же обратный путь, закончившийся в Москве, на “Декабрьских вечерах”. Фестивалю можно посвящать отдельные передачи. Он возник благодаря инициативе Святослава Теофиловича и директора ГМИИ им. Пушкина, Ирины Александровны Антоновой. Это необыкновенное событие в культурной жизни страны, в общем-то, не имеющее аналогов в мировой практике. Органичное сочетание музыки, живописи и театра, интересные темы, отражающие культурную среду определенного периода, народа. Во всем этом бездна вкуса, фантазии. А какой уровень исполнителей! Но чему же здесь удивляться? Все закономерно – иначе и быть не может, когда за дело берется гений.
Рихтер-пианист... Этой теме посвящено много книг, статей. Ему принадлежат немеркнущие интерпретации произведений старых классиков и композиторов ХХ-го века. Бах, Гендель, Моцарт, Гайдн, Бетховен, Шуберт, Шуман, Шопен, Лист, Чайковский, Мусоргский, Дебюсси, Равель, Рахманинов, Скрябин, Прокофьев, Шостакович – вот далеко не полный список композиторов из его необъятного репертуара. Какими новыми красками засверкали их произведения в руках их тончайшего истолкователя, какие глубины открылись! Представители старшего поколения, которым посчастливилось побывать на его концертах, помнят высокое состояние, охватывавшее слушателей. Искусство Рихтера затрагивало потаенные струны души, оно очищало, заставляло задумываться о смысле искусства, жизни, о своем месте в ней. Я не знаю других музыкантов, искусство которых имело бы подобное воздействие нравственного порядка.
Хорошо помню настроение публики в его концертах и отношение к нему. Это была любовь, доходившая до обожания. Как сейчас – концерт 4-го июня 83-го, в Большом зале Московской консерватории. Второе отделение, Квартет Брамса ля мажор, Маэстро играет с участниками квартета им. Бородина. Медленно, под вежливые аплодисмены выходят инструменталисты, и вдруг левая часть зала буквально взрывается – они первыми видят появившегося в глубине дверного проема Рихтера! И дальше уже музыканты раскланиваются под несмолкающую овацию.
Сегодня, 1-го августа, в день памяти Святослава Теофиловича Рихтера, невольно вспоминаешь “Август” Бориса Пастернака: “образ мира в звуке явленный” - позволил себе изменить лишь одно слово. Да, его жизнь, его мировосприятие неотделимы от искусства, собственно, искусство и было его настоящей жизнью. И этим видением он щедро делился с нами в своих концертах и продолжает делиться, благодаря записям. Язык не поворачивается сказать “Рихтер играл”. Он играет и будет играть, Пианист всех времен и народов - Святослав Рихтер!
Звучит “Порыв” Шумана.