Страница 1 из 1

Вечер памяти Нины Дорлиак

Добавлено: Ср окт 29, 2008 2:46 pm
Elena
Вечер памяти Нины Дорлиак

30 октября в Малом зале Московской консерватории состоится вечер, посвященный 100-летию со дня рождения певицы Нины Дорлиак, супруги Святослава Рихтера. Инициатор и организатор концерта, ученица Н.Дорлиак, профессор Московской консерватории Галина Писаренко рассказала агентству «Турне» в связи с концепцией и программой вечера:

«И Нина Львовна, и Святослав Теофилович терпеть не могли всякие юбилеи. Когда один из их друзей устроил юбилей, Нина Львовна сказала: «Как ужасно сидеть в кресле, слушать в лицо похвалы, страдать, переживать, и… делать вид, что это тебе очень приятно. Лучше бы просто сделать концерт». Этим мы и руководствовались. Нина Львовна проработала в консерватории более 50-и лет, но, по моему мнению, класс ее недооценен… Ректор консерватории Тигран Алиханов взялся произнести вступительное слово об артистической и педагогической сущности Нины Дорлиак. Выступлю со словом и я.

В программу мы постарались включить то, что входило в репертуар Нины Львовны: это Бах, Моцарт, Глинка, Чайковский, Рихард Штраус, Вольф. Откроет концерт студентка 3-го курса Елена Гусева, только что ставшая лауреатом конкурса в Китае. Потом споет моя прошлогодняя выпускница Елена Клименко - ей будет аккомпанировать Важа Чачава, сделавший с ней очень трудные романсы – Вольфа и Рихарда Штрауса. Участвует в концерте и Анастасия Бакастова, закончившая у меня и консерваторию, и аспирантуру, и сейчас работающая моей ассистенткой – я прочу ей хорошее место в артистическом мире.

Недавно она пела на открытии конкурса имени Гмыри в Киеве, и председатель жюри, итальянская певица, сравнила ее с Тебальди. Закончит первый вокальный блок вечера Ирина Ромишевская – вновь с Чачавой: она споет Баха и Чайковского. На концерте сыграет пианистка Елизавета Леонская, ныне живущая в Австрии. Она была очень близка дому Рихтеров, не раз играла со Святославом Теофиловичем; Нина Львовна поддерживала ее в трудные минуты жизни. Лиза выбрала для этого концерта последнюю Сонату Бетховена.

Дальше в программе – ученики самой Нины Львовны: Елена Брылева, Александр Науменко и, возможно, Беатрис Парра из Эквадора. Из Якутии приедет Анегина Ильина – она закончит концерт. Но, конечно, мы не обойдемся без голоса самой Нины Львовны, стараясь в то же время не превратить концерт в вечер звукозаписи. Стараемся тщательно подобрать, что лучше дать. Есть дивная живая запись цикла «Любовь поэта» Шумана – возможно, вечер начнется четырьмя песнями оттуда. Ведь эта трепетная запись – одна из немногих, которые любила сама Дорлиак. А в конце я предполагаю послушать запись романса Глинки «Как сладко с тобою мне быть».

Дорлиак Нина Львовна родилась 7 июля 1908 г. Ее дед по отцу был француз (Dorleac/iac?), переселилившийся в Россию при Александре Втором; бабушка – англичанка. По линии матери она происходила из дворянской семьи Феляйзенов (Fehleisen). Ее дед-немец служил юристом; бабушка-француженка воспитывала семерых детей. Мать Нины, Ксения Николаевна Феляйзен-Дорлиак (1881 – 1945), в 1900 г. закончила Смольный институт благородных девиц. Состояла при «малом дворе» фрейлиной Марии Федоровны, вдовы Александра Третьего (по немецкой линии в роду Ксении Николаевны были бароны). До замужества Ксения Феляйзен, обладавшая драматическим сопрано, успешно пела в постановках опер Вагнера на сценах Парижа и Праги. В 1906 г. она вышла замуж за юриста Лео Дорлиака, вице-директора Государственного банка. В 1914 г. овдовела, остаавшись с двумя детьми на руках - Ниной и Дмитрием. С этого времени она преподавала в Петроградской консерватории. Дети учились в немецкой гимназии св. Петра (Петершуле), затем Нина начала занятия в Петроградской консерватории. В 1931 г. Ксения Дорлиак с уже взрослыми Ниной и Дмитрием (впоследствии актером Вахтанговского театра) переехала в Москву и стала преподавать в столичной консерватории, куда в 1928 г. к ней в класс поступила Нина Дорлиак, закончившая в 1932 г. консерваторию, а в 1935-м — аспирантуру. В 1933 -35 гг. Нина Дорлиак с успехом пела в Оперной студии Московской консерватории (Мими, Сюзанна). Ее имя золотом увековечено на мраморной доске консерватории – как и имя Святослава Рихтера. Рихтер впервые услышал голос Дорлиак в 1937 г., вскоре после своего первого появления в Москве. В 30 – 40-е гг. с Дорлиак выступали выдающиеся пианисты-солисты Константин Игумнов, Александр Гольденвейзер, Мария Юдина, Мария Гринберг. Дорлиак не раз пела в концертах органиста Александра Гедике. Событием артистической жизни 30-х годов стал вокальный вечер Нины Дорлиак и выдающегося венгерского дирижера Георга Себастьяна, ученика Бруно Вальтера. В апреле 1943 г. Рихтер предложил Нине Дорлиак выступать вместе - аккомпанировать ей. С тех пор они были связаны до конца своей жизни – и творчески, и человечески. Одним из самых значительных событий в артистической жизни Н. Дорлиак стало предложение Дмитрия Шостаковича исполнить премьеру его вокального цикла «Из еврейской народной поэзии» (1948 -1955 гг.). В 1961 г. Нина Дорлиак оставила сцену и полностью перешла на педагогическую работу. Среди ее воспитанников Галина Писаренко, Алла Аблабердыева, Елена Брылева, Наталья Бурнашева, Александр Науменко, Татьяна Тугаринова, Анегина Ильина, Яна Иванилова, Маргарита Суханкина, Екатерина Кичигина, Руслан Кадиров, Беатрис Пара, контртеноры Эрик Курмангалиев и Олег Усов.

Нина Дорлиак преподавала в консерватории до конца жизни (с 1935 г.; с 1947 г. - профессор). Заслуженный деятель искусств РСФСР, Народная артистка РСФСР (1979). Она пережила своего супруга менее чем на год, скончавшись от тяжелой болезни 17 мая 1998 г. По ее завещанию квартира Рихтеров на Большой Бронной стала частью Государственного Музея изобразительных искусств им. Пушкина.

Добавлено: Пт окт 31, 2008 3:58 pm
Elena
Прошел концерт к 100-летию Нины Дорлиак
Агентство "Турне"

30 октября в Малом зале консерватории состоялся концерт к 100-летию певицы Нины Дорлиак. Вступительное слово произнесла ее ученица, профессор консерватории Галина Писаренко:

«Нина Львовна знаменовала собой расцвет камерного исполнительского искусства. Репертуар ее был огромен – от Баха до Прокофьева, французская музыка, немецкие романтики… И всегда она придавала исполняемому ощущение подлинности. Я помню ее концерты в этом зале – публика всегда бушевала, особенно студенты на балконе, пока она не добавляла 5-6 бисов. Нина Львовна закончила 3 курса Ленинградской консерватории как пианистка. Но однажды, попав в один концерт с «Митей», как она его называла, Шостаковичем, сыграла неудачно и убежала со сцены в слезах, решив, что никогда не будет пианисткой. Ее мать Ксения Николаевна услышала, как Нина что-то напевает, и стала с ней заниматься. Голос был небольшой, хрупкий. Но музыкальность, выразительность фразы были великолепны. Она проделала тщательную работу, верхние ноты прибавлялись буквально по полтона… Не забуду ее верхнее «си» в «Здесь хорошо» Рахманинова, исполнявшееся как раз здесь, в Малом зале. Он такого еще не слышал... В 1943 году Нина Львовна познакомилась с Рихтером, и с 1945-го года они стали выступать ансамблем.

Как педагог Нина Львовна была великий садовник. Она не брала в класс звонкие голоса. Ее интересовала прежде всего душа, артистизм, музыкальность. Когда к ней в класс пришла Беатрис Парра, студентка из Эквадора, мы все считали, что у нее «хоровой» голос. А теперь она самая известная классическая певица Эквадора. У Нины Львовны не было каких-то признанных теоретических приемов. Она пользовалась образами: «Светлее звук…» Результатов она добивалась, прибегая к воображению ученика. Она никогда не рассказывала, но «генеалогически» ее педагогика восходит к великому Мануэлю Висенте Гарсиа: ее мать Ксения Николаевна училась у Натальи Ирецкой, а та была ученицей Полины Виардо-Гарсиа, которую в свою очередь обучал ее отец. Школа Нины Львовны отличалась мягкостью звукоизвлечения, полным отсутствием какой бы то ни было форсировки. Она была человеком высочайшей культуры, владела четырьмя языками, часто ходила в концерты, все слушала, вечером ее редко можно было застать дома». Галина Писаренко зачитала также два адресованных ей письма Н.Л.Дорлиак – из Байрёйта и Венеции. В одном из них Нина Львовна признается, что разменяла себя и спела в жизни очень мало…

Концерт начался прослушиванием записи пяти песен из цикла Шумана «Любовь поэта» в исполнении Н.Л.Дорлиак: «В сиянье теплых майских дней», «Цветов венок душистый», «И розы, и лилии», «Встречая взор очей твоих», «В цветах белоснежных лили». Программа была ориентирована на репертуар Нины Львовны. В первом отделении выступили ученицы Галины Писаренко: Елена Клименко («Гретхен за прялкой» Шуберта, «Миньона» и «Крысолов» Вольфа), Елена Гусева (ария Лии из «Блудного сына» Дебюсси, «Я ли в поле да не травушка была» Чайковского), Татьяна Треногина («Сентябрь» и «Посвящение» Р.Штрауса, «Пастораль» Бизе, ария Маргариты из «Фауста» Гуно), Ирина Ромишевская (ария альта «Erbarme dich» из «Страстей по Матфею» Баха, «Усни, печальный друг» и «То было раннею весной» Чайковского).

Второе отделение открыла пианистка круга Рихтера Елизавета Леонская (Австрия), исполнившая 32-ю Сонату Бетховена. Затем выступили ученики самой Нины Львовны. Елена Брылева спела арию Донны Анны из «Дон Жуана» Моцарта и «Не называй ее небесной» Глинки. Александр Науменко – арию Лепорелло, а также «Для берегов отчизны дальней» Бородина. Дуэтом вокалисты исполнили «Вы не придете вновь» Глинки. Последней на сцену вышла старейшая ученица Дорлиак - Анегина Ильина, спевшая «Осенний сад» из цикла Холминова «Час ожидания». Завершили концерт вновь записи Н.Л.Дорлиак: «Я помню чудное мгновенье» и «Попутная» Глинки.