Рихтер на телеканале "Культура"
Добавлено: Сб ноя 03, 2007 7:49 pm
В субботу 10 ноября в 17-20 на телеканале "Культура" будет передача "Исторические концерты. Святослав Рихтер". Начало след. передачи по программе 18-20.
Форум, посвященный Святославу Рихтеру
http://www.sviatoslavrichter.ru/forum/
http://www.sviatoslavrichter.ru/forum/viewtopic.php?f=8&t=456
Маленький комментарий к этой передаче.M.I. писал(а):В субботу, 1 декабря по телеканалу "Культура" будет передача: "Исторические концерты. Давид Ойстрах и Святослав Рихтер".
В связи с этим у меня естественная просьба - записать эту передачу.M.I. писал(а):На телеканале "Культура" объявлено, что в субботу в 14-30 у них будет передача Ю.Башмета"Вокзал мечты", посвящённая Рихтеру.
Спасибо огромное! Скачал и посмотрел. Не так всё плохо, как показалось сначала, после знакомства с разными отзывами. Но и особой глубины не заметил. От такого музыканта ждешь серьезного осмысления грандиозного явления, имя которому «Святослав Рихтер». Безусловно, что-то прозвучало, но опять-таки - для «широкой» публики. Возможно, так и нужно в передаче, которую смотрит вся страна, да и другие вместе с ней. Да, согласен: объяснить гениальность невозможно, но рассказать о том, что дали для личного становления как музыканта совместные выступления, занятия – вполне возможно. Я понимаю – рассказывать интересные истории, которые всегда можно найти в жизни незаурядной и великой личности, гораздо проще и «выигрышнее», когда это делается по телевидению, но хотелось бы сочетания того и другого. Очень узнаваем Рихтер со случаем с появившейся из-под снега травинкой – опуститься на колено, попав при этом в лужу. Действительно, не думал он о таких мелочах. Я от себя могу добавить, если не написал ранее в своих воспоминаниях о «Декабрьских вечерах-85». Первое отделение концерта Роберта Холла я слушал, стоя рядом с ним, в фойе, возле открытой двери. В антракте мы вошли в зал, и тут я увидел, что к его брючине прицепился большой кусок грязного снега. Удивительно, что за такое время он не растаял и не отвалился. Я обратил его внимание на такой непорядок, но он отмахнулся: ерунда, мол, какая. Меня тут же поддержала Нина Львовна, которая ему уже сказала то же самое, но он и её слушать не захотел.Outfor писал(а):http://narod.ru/disk/2171707001/%D0%A0% ... 0.mpg.html
Скорее, это был ответ в форме артистичной шутки, а сказал Рихтер именно то, что думал. Ведь был же Рихтер недоволен участием Ростроповича в записи Тройного концерта Бетховена (с Ойстрахом, Караяном): Ростропович всё время лез на первый план. А насчёт любви к славе и деньгам Ростроповича - видимо таково было понимание у Рихтера, и, видимо, эта черта Ростроповича раздражала Рихтера.Yuriy писал(а):
Ну, а ответ на вопрос о совместных выступлениях с Ростроповичем, точнее, об их отсутствии, я понял (что значит самому посмотреть). Конечно, это была шутка. И всё же в устах Маэстро, не думавшего о деньгах и славе, шутка, прямо скажем, неожиданная.
С Леонской состоялось первое выступление Рихтера в ДШИ №3 у Ираиды Тимофеевны. Она рассказывала, что когда был назначен этот концерт, она поставила в известность тех, кого хотела пригласить. И сказала всем: пропуском на концерт будет букет цветов. Когда после поклонов слушатели стали подносить цветы, то их образовалась целая горка высотой вровень с роялем. На Рихтера это поизвело впечатление.Yuriy писал(а):
И еще о роли Леонской в передаче. Она, безусловно, могла бы многое рассказать...
Я хорошо помню, как сказал тогда о правильном названии Рихтер. Поэтому в передаче название «Дуэт» звучит каким-то диссонансом. Хотя в «Дневниках» в записи 1192 читаем: «Соната-дуэт Шуберта мне очень понравилась [можно делать диск]». Готовящий передачу о Рихтере должен внимательнее относиться к таким вещам. У Рихтера было ругательное слово - «халтура». Послушайте рассказ Наталии Журавлевой в телепередаче «Шкала Рихтера». Почитайте «Бал Глори» в книге В.Н.Чемберджи. Маэстро после бала выставляет оценки участникам. Думаю, это тот случай, за который можно оценку снизить. Кстати, Башмет и раньше допускал оплошности. Разговаривая с Прохоровой в одной из передач, вспоминает, как в доме у Нейгаузов дети били тарелки, но при этом он почему-то говорит, что тарелки били с Гилельсом. То ли оговорился, то ли Гилельса взял в компанию разбивателей тарелок. В любом случае странно – ведь передача идет не в прямом эфире, можно было бы отнестись более внимательно, всё еще раз проверить. Рихтер, как описывает Чемберджи, оценил «Бал Глори» в восемь с половиной – это по десятибалльной системе. Я уже писал, что не считаю передачи Башмета плохими, но высшего балла я бы им не присудил.M.I. писал(а):Замечание по фильму "Вокзал мечты. Вспоминая Рихтера". В самом конце фильма есть небольшой фрагмент выступления Рихтера и О.Кагана 7.12.1985 на "Декабрьских вечерах". Титры: "Шуберт - Дуэт для скрипки и фортепиано". А зале было так. Рихтер сам объявил это выступление, сказав: "Соната для скрипки и фортепиано. Она почему-то всегда называлась Дуэтом, это неверно".
Странно, что в титрах эта соната названа дуетом.
Это 11/6/78 - "Предвечерний концерт для педагогов и учащихся" (с).M.I. писал(а):С Леонской состоялось первое выступление Рихтера в ДШИ №3 у Ираиды Тимофеевны.Yuriy писал(а):
И еще о роли Леонской в передаче. Она, безусловно, могла бы многое рассказать...
Рихтер сказал в радиоинтервью, что это зависело от того, что он играет. Например, 5-ю сонату Скрябина начинал сразу, почти не успев сесть. А сонату Листа - наоборот. Она начинается с двух соль. Ну что такое два соль? Поэтому Рихтер садится и долго не начинает. В зале какое-то волнение, почему не начинает? Может быть, что-то случилось? И когда затем возникают первые звуки, это доходит до слушателей. Дмитрий Журавлёв слушал сонату Листа, и запомнил роль паузы перед началом музыки. Он сказал: "Соната как-бы оттолкнулась от этой паузы".Yuriy писал(а): И вместе с тем какой-то стереотип в рассказе Башмета – Рихтер выходит и сразу начинает играть. Ничего вызывающего возмущение в этом заявлении нет, но ведь это неправда. Я даже хотел когда-то проанализировать, как это бывало, как зависело от исполняемого произведения, от публики, еще от каких-нибудь причин. Ведь не всегда он начинал срузу. Вспомним хотя бы Сонату Листа. В развитии этой темы я очень надеюсь на поддержку M.I.
Трудно себе представить большую паузу перед 4-ым Этюдом ор.10 Шопена. Помню, как он после аплодисментов и многочисленных поклонов (Киев, 3/10/76) очередной раз вышел стремительно, не глядя в зал и, такое впечатление, что еще не сев, набросился на рояль - вот тогда я впервые услышал в его исполнении этот этюд. Ничего подобного я себе представить не мог. Вот уж когда "публика выла и орала" (с).M.I. писал(а):Рихтер сказал в радиоинтервью, что это зависело от того, что он играет.