Страница 2 из 2

Re: К 100-летию со дня рождения Святослава Рихтера

Добавлено: Сб мар 21, 2015 3:25 pm
Yuriy
Ночью посмотрел передачу по 1-му каналу, называвшуюся «Загадка Рихтера». Наверное, они решили как бы продолжить тему, развитую Монсенжоном, тем более, самого Бруно они тоже пригласили. Какой контраст в сравнении с «Земляничной поляной Святослава Рихтера», сделанной «Культурой»! Не единожды испытал чуть ли не рвотный рефлекс, слушая некоторых из представленных в передаче всезнаек, замахивающихся на особое понимание тайн личности и непостижимого явления «Святослав Рихтер». Чего стоил ложный пафос и претензии на эксклюзивное видение г-на Казиника, перевранная история, которую поведал «главный специалист по Рихтеру на Украине» (так мне охарактеризовали его буквально на днях, в связи с подготовкой вечера в КПИ), г-н Дикий, а уж после юмористической вставки некоего Маликова (раньше о таком не слышал) вовсе подумал, что попал куда-то не туда, «ошибся дверью». Что вы себе позволили господа с центрального канала? Не сомневаюсь, что Ирина Александровна Антонова или Бруно Монсенжон не представляли себе, в какую компанию попадут, и какие речи там будут произноситься.
У Валентины Николаевны Чемберджи читаем:
- А потом я играл на вступительном экзамене. В сорок четвертом классе. Фейнберг чуть не упал со стула от неожиданности, когда я начал финал Четвертой баллады.
Зачем придумывать в передаче (Ю.Дикий), что падать захотелось Игумнову?
Я понимаю, что могут быть провалы в памяти, просто глупые или случайные ошибки. Не раз писал, что особенно к концу второго семестра сам начинаю делать ошибки на ровном месте – «от мозговой усталости» (с), копирую не те даты, когда пишу о каких-то концертах и проч. Но здесь же передача на всю страну и даже более. Можно ведь семь раз отмерить, а отрезать один раз? Вспоминаю, как мы сотрудничали с автором «Земляничной поляны», Валентином Григорьевичем Тернявским. Иногда буквально по несколько раз в день он звонил мне, а я ему – уточняли малейшие детали, даты концертов, сыгранные в них произведения, какие-то биографические факты – пусть даже всё это потом и не вошло в фильм. Из огромного отснятого материала (например, я рассказал кучу историй) автор выбрал наиболее существенное с его точки зрения, соответствующее выбранной им концепции, и он не погрешил против истины в каких-либо деталях, по крайней мере, я ничего подобного не услышал. Посмотрю фильм еще раз, попытаюсь найти шероховатости, если они есть – у меня теперь есть копия, благо моим студентам удалось его скачать. Помню, как я знакомил режиссера с программой концерта, о котором вспоминал Артур Рубинштейн – «две-три пьесы Равеля»… Рубинштейн не сказал, какие, но мы должны их знать, и должна прозвучать запись одной из пьес, сыгранных в том далеком концерте. Пусть не было в фильме сухого отчета о концерте 30/10/60 в зале «Карнеги-Холл» Нью-Йорка
RAVEL
Pavane pour une infante defunte
Jeux d'eau
Miroirs - No.2 - Oiseaux tristes,

но автор хотел быть в теме – так легче, надежнее себя чувствуешь. Мы всё время помнили свидетельство Наталии Дмитриевны Журавлевой о том, что самым ругательным у Рихтера было слово «халтура». Можно ли ее допускать, делая фильм о нем?!
Возвращаясь к «Загадке», скажу, что наиболее возмутительной для меня была выдумка о том, что Рихтер играл траурный марш Шопена на похоронах Сталина. Режиссер в пол уха что-то услышал в фильме Монсенжона и не удосужился вникнуть. Неужели так трудно было разобраться, кто играл этот марш? Ведь Рихтер очень понятно рассказывает.
Весной прошлого года сотрудник с другого факультета нашего вуза рассказал мне о просветительской деятельности Казиника. Я тут же предложил свое содействие в возможной передаче, посвященной грядущему 100-летию. Потом, посмотрев интервью, данное им Познеру, написал этому своему коллеге, что ни о каком творческом сотрудничестве не может быть речи – очень уж у нас разные взгляды, манеры и т.п. Посмотрев вчерашнюю передачу, еще раз понял, что не ошибся. Когда-то мне написали в «личку», что благодарят за выкладываемые записи, но считают мои сообщения чуть ли не глупыми, примитивными – уж точно не помню. Спорить не буду, может быть, особо понимающие и знающие смотрят с только им доступных высот «орлиного полета» (с), и им мои потуги видятся именно такими. Спорить не буду. Но здесь, в передаче, слушишь эти разглагольствования да еще таким «юбилейным» голосом, да с такими претензиями… Нет уж, увольте.
Некоторые рассказы были информативными, но, как по мне, не они определили «лицо» передачи. Жаль. К памяти Рихтера нужно относиться хотя бы с уважением а еще лучше - с любовью.
Пишу и понимаю, что мною сейчас овладели эмоции. Но и формальный беспристрастный анализ вызвал бы подобную реакцию.

Re: К 100-летию со дня рождения Святослава Рихтера

Добавлено: Сб мар 21, 2015 7:02 pm
M.I.
Yuriy писал(а):Чего стоил ложный пафос и претензии на эксклюзивное видение г-на Казиника
Казинник уже прославился в передаче у Познера:
http://pozneronline.ru/2014/06/8045/
В самом начале этой передачи "толкователь искусства" Казиник показал себя как человек невежественный, вульгарный. Начальные строчки из "Егения Онегина": "Мой дядя самых честных правил..." Казиник истолковывает так, будто Онегин говорит читателют об уже умершем дяде, хотя по Пушкину Онегин застал дядю умершим, лишь когда приехал в деревню.

Re: К 100-летию со дня рождения Святослава Рихтера

Добавлено: Пн мар 23, 2015 12:48 am
Yuriy
«Загадка Рихтера»:
https://www.youtube.com/watch?v=SlvlW-mfogk

Помню себя, скажем, в 19 лет. Именно тогда я впервые услышал Рихтера в концерте. Появились знакомые, заметно отличавшиеся возрастом, слушавшие Рихтера, начиная буквально с послевоенных лет. Я жадно ловил каждое их свидетельство – ведь они очевидцы! Позже начал понимать, что и очевидцы могут забывать, а иногда и привирать для эффектности. Вот и сейчас слушаю, принимаю к сведению, но стараюсь перепроверять. Кстати, людей, знавших Рихтера, иногда мягко поправляю. Иначе появляются легенды, полуправда и даже неправда, а это недопустимо. Читал на сайте 1-го канала благодарность за фильм «Загадка Рихтера». Человек думает, что узнал чуть ли не из первых рук. А ведь что узнал? Узнал нечто о придуманном персонаже. Записи демонстрируются подлинные, а рассказы и рассуждения – о ком-то вымышленном. Такое нельзя допускать, это неуважение к памяти великого человека и Музыканта! Это халтура! Возможно, хотя бы люди, заходящие на наш форум, те, кто помоложе, не имевшие счастья видеть и слышать Рихтера, обратят внимание на то, что я пишу. У меня нет ни малейшего желания кого-то «размазать». Но они рассказывают о Рихтере, и тут я не могу спокойно смотреть, слушать и молчать. Ошибки бывают у всех, у меня, в том числе, и не единожды – от переутомления. Я вот умудрился сказать на вечере в политехническом, что Рихтер считал, что коду из 4-й баллады Шопена нужно сыграть не более, чем за 57 секунд, прекрасно зная, что за 47 секунд! Как это вырвалось – не пойму. До сих пор чувствую себя гадко из-за этого. Но тут ведь фильм снимали, могли подумать и подправить. Но у них ошибки системные, далеко не случайные.
Итак, начнем. Голос за кадром:

Пауза перед началом концерта, не больше и не меньше, была, своего рода, талисманом Рихтера. Тогда дальше шло, как по маслу. Но однажды в Италии он сосчитал не до тридцати, а до двадцати семи, и концерт получился неудачным.

Но ведь это же о сонате Листа сказано! Зачем такие обобщения? Тут недавно выкладывалась передача по радио о сонате Листа, 2-м концерте Рахманинова и проч. Там Рихтер говорит, что выходит по-разному, и это зависит от исполняемого произведения. Разве 5-ю сонату Скрябина он начинает, посчитав до тридцати?

Казиник:
Вся игра Рихтера, кажущаяся совершенной исполнительской машиной, есть ни что иное, как внушенный гипнотический транс.

Как фигура речи, куда ни шло, допустима. Я категорически против гипноза, но многим нравится так говорить – это производит впечатление. Но создается впечатление, что было только внушение, а как же всё-таки с исполнительскими достоинствами? Одно внушение? Но каким тоном всё это говорится! Ни дать, ни взять – знающий некие тайны человек изрекает.

Голос за кадром:

Вообще неудачных концертов в жизни Рихтера было по пальцам пересчитать, и первый такой случился в Вене в 1963-м году. Тогда выступление легендарного советского пианиста обернулось полным фиаско. Зрители, которые разобрали билеты за полгода до концерта, были явно разочарованы: знаменитый музыкант сбивался, играл, как ученик. В его технике не было и следа от той «фирменной» рихтеровской страсти. Только потом выяснится, что в тот день, всего за несколько минут до начала концерта, Святослав Рихтер узнал о смерти своей матери, причем, узнал из уст человека, которого ненавидел всей душой.

Откуда они знают о неудачных концертах, об их количестве? Послушайте Рихтера, рассказывающего о первых концертах в США. Создастся впечатление, что были чуть ли сплошные провалы. Всё это очень относительно. Неудачная, с точки зрения Рихтера, запись в Лайнсдорфом 2-го концерта Брамса – моя самая любимая. Тут есть, о чем поговорить и анализировать. Заявление же автора фильма отнюдь не опирается на особые познания.
Далее. В фильме говорится о первом выступлении в Вене. Явно имеется в виду
01/06/62 - Вена. Музыкальное объединение (Musickverein). Большой зал.
Некоторые записи с этого концерта сохранились, и мы обсуждали их на нашем форуме. Замечу, что тогда было 5 (!) бисов. Вряд ли кому-то хотелось продолжать слушать ученическую игру, и они бисировали. Шероховатости незначительные были, но насчет «сбивался» - это выдумка создателей фильма – так, наверное, эффектнее. Кондратьев тогда сказал: «Моя жена умирает.» Не говорил он (по крайней мере, в фильме Монсенжона), что она умерла.

Голос за кадром:

Своего первенца Рихтер старший учил музыке едва ли не с самого рождения.

Вдумались бы, что говорят. Такой педагог заменил бы любую школу, разве что не выдал бы аттестат. А как же свидетельства, что у отца не получались занятия с сыном? А как же «самоучка»? Как это всё сочетается? Арфистка, давшая несколько уроков не в счет.

Голос за кадром:

Уже, будучи признанным пианистом, в 37 лет Рихтер попытался сменить профессию – это был настоящий бунт. Поначалу он решил дирижировать, но на первой же репетиции стало понятно: будет трудно. У Рихтера мало, что получалось. Он опаздывал, оркестр не звучал, все разваливалось. Как вспоминал потом сам Рихтер, на концерте 18-го февраля зал был набит битком. Он страшно волновался, а когда вышел на сцену, похолодел: нет рояля, куда идти?
…….
То выступление имело большой успех. Но уже через несколько дней после концерта Рихтер сказал своим друзьям, что больше в руки не возьмет дирижерскую палочку. А всё из-за разговоров о том, что известный пианист взялся не за своё дело.


Нельзя было поинтересоваться, узнать, что Рихтер сломал палец?
Из книги, изданной Монсенжоном:

Сделали рентгеновский снимок и обнаружили перелом. Я тотчас же решил воспользоваться случаем, чтобы разучить концерт для левой руки Равеля. И в самом деле, немного времени спустя я сыграл его. В связи с тем, что я был обречен на вынужденное частичное бездействие, мне пришла также в голову мысль о пресловутой Концертной симфонии, от которой все открещивались. Мне очень хотелось дирижировать. «Может, рискнуть? — думалось мне. — Все равно никто не хочет за нее браться». Я прибегнул к небольшому шантажу властей, напирая на то, что, может быть, уже никогда не смогу играть на рояле. Чистый шантаж. Ничего страшного с пальцем не случилось. Подумаешь, пустячный перелом! Но мой ход удался. Концерт состоял-ся 18 февраля 1952 года.
……..
Все же я кое-как управился, потому что Прокофьев объявил мне после всего, что «он нашел наконец дирижера для своих сочинений».

Оказывается, Рихтер очень зависел от пересудов. Полюбуйтесь:

… разговоры о том, что Рихтер занимается не своим делом, всё-таки возникали. Публика недоумевала, зачем он это делает – то дирижирует оркестром, то в кино снимается. Ранимому и эмоциональному Рихтеру этого оказалось достаточно, чтобы больше ничем, кроме музыки он не занимался. И это стало для него еще одной трагедией: он знал, что мог оставить после себя гораздо больше. Он мечтал, чтобы его произведения ставили в театрах, играли на сцене, он думал, что именно так останется в памяти людей. Но не случилось. Видно, ему на роду было написано играть на сцене, но молча, без слов, одной, большой, израненной душой.

Это оставляю без комментариев. Без комментариев оставляю реплику Маликова. Вообще ни на что не похоже!
(Окончание следует)

Re: К 100-летию со дня рождения Святослава Рихтера

Добавлено: Пн мар 23, 2015 12:50 am
Yuriy
(Окончание)

Казиник:

Он говорил: «Я величайший из всех вторых композиторов» - из композиторов второго ряда. Таким образом, Рихтер мог быть величайшим композитором второго ряда, величайшим художником второго ряда.

Ссылочку извольте! Можно допустить, что Рихтер мог сказать такое в кругу ближайших друзей, но не, так сказать, для прессы.
Голос за кадром.

Следить перестали только после того, как Рихтер сыграл на похоронах Сталина.

А как же его гастроли в США? Послушайте его рассказ в фильме Монсенжона.

На похоронах вождя Рихтер играл известный траурный марш Шопена. Шопен был любимым композитором Рихтера. Но после того исполнения у него осталось удручающее ощущение.

Полная ерунда! Хотя бы вслушались и вдумались, что говорит Рихтер о траурном марше Шопена – его заиграл духовой оркестр. Просто безобразие - вещать такое на всю страну!
На самом деле он играл:
8/3/53 – 2-ю часть 1-го концерта Баха (дирижер - Гаук)
9/3/53 – 2-ю часть «Патетической» сонаты Бетховена и 2-ю часть 1-го концерта Баха (дирижер - Гаук)

Голос за кадром:

После смерти Сталина Рихтера, которому было 46 лет, впервые выпустили в большое заграничное турне.

Сталин, как известно, умер 5/3/53, а вот первое «большое заграничное турне» Рихтера:

15/05/50 - Теплице. Зал областного театра. (2-е отделение.)
17/05/50 - Тржебич. Боровина. Клуб завода им. Густава Климента.
18/05/50 - Боровина. Клуб завода им. Густава Климента. (Утренний концерт.)
19/05/50 - Плзень. Концертный зал “Беседа”.
23/05/50 - Прага. Концертный зал им. Сметаны. (Есть записи : ANDANTE AN2150 (4CD)*, MULTISONIC 31 0335-2)
25/05/50 - Брно. Зал радиокомитета. (РТ*)
TCHAIKOVSKY
Concerto No.1 for Piano and Orchestra in b-flat,Op.23
[Дирижер Константин Иванов]

26/05/50 - Готвальдов. Зал кино.
29/05/50 - Прага. Зал дома артистов (Рудольфинум).
30/05/50 - Прага. Зал дома артистов (Рудольфинум). Дневной концерт для работников министерства информации.
31/05/50 - Братислава. Концертный зал “Редута”.
01/06/50 - Тренчианские Теплице. Курорт. Зал (Купелиа Дворана) “Музыкальное лето” в Тренчианских Теплицах.
02/06/50 - Лученец. Зал “Редута” (рабочий клуб).

Голос за кадром:

Но в финале его голос прозвучал трагически: «Я себе не нравлюсь» - сказал Рихтер». Возможно, это недовольство собой было связано с его сомнениями: что он оставит после себя? Таков удел всех исполнителей, их помнят, пока есть современники. Что потом? – Ни произведений, ни учеников. Да, есть записи концертов, но это явно не то, о чем мечтал Рихтер. Тогда ради чего были такие жертвы? Отречение от всех и всего. Кто знает. Может быть, это была его расплата за гениальность?

Совершенно ненужный пафос, когда говоришь о великом человеке, не думавшем о славе. Автор знает: «Да, есть записи концертов, явно не то, о чем мечтал Рихтер»! Он, что ли, близко был с ним знаком? Его посетило откровение свыше? Даже близкие люди чувствовали, что, разговаривая с ними, Рихтер параллельно пребывал где-то в своем собственном мире, и туда не было доступа. Это не моя выдумка. Один из рассказавших мне об этом, был незабвенный Олег Каган. А тут человек со стороны берется судить о тайных помыслах гения. Не много ли?
Уже говорилось, что «я себе не нравлюсь» - цитата из Дневника, относящаяся к исполнению 29-й сонаты Бетховена (мне это сказал сам Монсенжон), но она естественно вписалась в скорбное настроение концовки фильма.

Есть приятные моменты в фильме, но они не являются заслугой автора фильма. Приятно увидеть и услышать Ирину Александровну Антонову, Бруно Монсенжона. Вызывает симпатию рассказ Дениса Королева (о посещении места возле Тарусы, где находилась дача святослава Теофиловича):

… я сделал очень хитро, я с собой привез палатку туристическую и невдалеке, чтобы не ходить в деревню, поставил палаточку и там ночевал.

Королеву посчастливилось слушать, как Рихтер играл на даче. Его рассказ как бы продолжает описанное Паустовским. Вызывает белую зависть.
К сожалению, они не могут нейтрализовать прочей отсебятины и халтуры, которыми богат фильм. Разговаривал с представителями московской интеллигенции, людьми, для которых Рихтер – живой человек, а не отвлеченная личность. Пока отзывы негативные. Даже попросили высказать точку зрения на фильм, и за них тоже. Сделал это за себя, а их при случае познакомлю с этим своим анализом.
Очень жаль, что так отметили великий юбилей.

Re: К 100-летию со дня рождения Святослава Рихтера

Добавлено: Пн мар 23, 2015 11:41 pm
Elena
Юрий, я поддерживаю каждое ваше слово по поводу "Загадки Рихтера". Помимо вопиющих перевранных фактов, совершенно кощунственно выглядела эта подача из серии "тайны звезд". Высысывали из пальца, пытались интриговать дешевыми интонациями и фразами. Как это недостойно юбилейного фильма.
И еще одно "свидетельство" нас скоро ждет http://www.mk.ru/culture/2015/03/19/zhi ... htera.html

Re: К 100-летию со дня рождения Святослава Рихтера

Добавлено: Вт мар 24, 2015 7:54 am
timalism
Elena писал(а): И еще одно "свидетельство" нас скоро ждет http://www.mk.ru/culture/2015/03/19/zhi ... htera.html
Елена, а почему так уничижительно? Может, это будет хорошая книга? Во всяком случае, мне было бы любопытно прочитать.
В тексте по ссылке меня смутили фрагмент о Нине Львовне Дорлиак (но это пересказ слов Веры Прохоровой, а она вполне могла относиться к Дорлиак не самым лучшим образом) и заключительное упоминание об отключении света - во всех других источниках местом действия указывается Всесоюзный конкурс 1945 года.

Re: К 100-летию со дня рождения Святослава Рихтера

Добавлено: Вт мар 24, 2015 1:32 pm
Elena
Судить о книге будем по прочтении, безусловно. Мне подход не близок "раскопать личную жизнь", поэтому уничижительно.

Re: К 100-летию со дня рождения Святослава Рихтера

Добавлено: Вт мар 24, 2015 5:54 pm
M.I.
А я интересуюсь буквально всем, что можно узнать о Рихтере. Даже в мусорной куче иногда может находиться что-то ценное.

Re: К 100-летию со дня рождения Святослава Рихтера

Добавлено: Чт мар 26, 2015 4:47 pm
Yuriy
Elena писал(а):Юрий, я поддерживаю каждое ваше слово по поводу "Загадки Рихтера". Помимо вопиющих перевранных фактов, совершенно кощунственно выглядела эта подача из серии "тайны звезд". Высысывали из пальца, пытались интриговать дешевыми интонациями и фразами. Как это недостойно юбилейного фильма.
И еще одно "свидетельство" нас скоро ждет http://www.mk.ru/culture/2015/03/19/zhi ... htera.html
Не хочу сказать обо всех участниках фильма «Загадка Рихтера», но некоторые здесь демонстрируют, прежде всего, себя, используя предложенную тему. Слышал краем уха, что есть такая передача «Танцы со звездами». Могу себе представить это ток шоу в современном духе, да еще и с танцами: «звезды» танцуют с публикой. По аналогии с этим действом воспринимается заявление Казиника: «Рихтер не играл с публикой». Т.е., надо полагать, что некоторые серьезные исполнители всё-таки с публикой «играют». Это как? Устраивают шоу? Это надо вдуматься, что говорит человек. Сразу перевожу на язык современного молодого соотечественника, благо, общаюсь с таковым каждый день, и не с одним - особенно много вопросов они задают после нашего вечера в политехническом и после просмотра некоторыми «Земляничной поляны Святослава Рихтера». Послушали бы вы их интервью перед нашим мероприятием, выложенное в интернете. Увы, гуманитарное образование, точнее, его отсутствие видно невооруженным глазом. И не надо их обвинять, надо обвинять тех, кто не заботится о таком образовании и тех, кто такое образование сводит к ток-шоу, и только. Возможно, с этих шоу можно начинать, но идти нужно дальше, а не останавливаться, считая, что задачу выполнили и приобщили. Вот и получается, что серьезное искусство низводится до уровня попсы, только со своей спецификой. Еще раз повторю: «Рихтер не играл с публикой», он играл для нее, точнее, возможно, считая, что играет для себя, щедро одарял публику огромным богатством, которое сравнить просто не с чем. Далее оказывается, что «он не играл с композитором». Лично у меня возникает при этом образ музыканта, по-свойски общающегося с автором исполняемой музыки, чуть ли не похлопывающего оного по плечу. Что это за обороты речи такие? Что при этом внушается, скажем, моему не сильно подкованному студенту технической специальности? Ведь традиционно получается, что сказанное по телевизору есть некая истина, принимаемая без сомнений и проверки. Очень немногие способны критически относиться к подобным заявлениям. Основная масса принимает, не задумываясь, не «заморачиваясь», а потом где-то в подсознании это остается и работает. С помощью подобных «истин» у заурядного слушателя и формируется соответствующий кругозор, элементы общего образования и воспитания. А если вспомнить, с какой уверенностью, каким голосом все это говорится, да еще и известным музыкальным просветителем, то цель достигнута. Далее следует ненавистная мне интеллигентщина: «Рихтер играл с богом». Всегда пишу «Бог» с большой буквы, но в данном случае не могу. Категорически против поминания Бога всуе. Никто из смертных не может вот так запросто с Ним общаться, тем более, «играть». Рихтер имел колоссальный талант, исключительное видение ценностей, которые могут быть выражены разными средствами. Он избрал музыку и ее универсальным языком говорил об истинах, к которым человек разумный стремится. Он владел сокровенными тайнами и умел с ясно, с необыкновенным мастерством их раскрыть. О Паганини говорили, что он продал душу дьяволу - кому-то именно так хотелось объяснить его дарование и вменить в вину. Рихтер – светлый гений. Я верю, что это дар Божий. Как это происходит, почему, за что и кого выбирают, не нам судить, принимаем и не стараемся своим греховным умом вникать в суды Божии.
А голос этого "посвященного" и манера говорить способны вызвать не иначе, как рвотный рефлекс.
Посмотрев «Загадку Рихтера» сделал для себя заключение, что некоторые участники воспользовались случаем показать себя, свою ученость. Сейчас это сделать нетрудно – с сожалением вижу, как современный человек часто не способен почувствовать фальшь. Внешний блеск некоторых ТВ-передач, уверенный тон участников заставляет заурядного человека поверить. Коллега с другого факультета, рассказывая год назад о готовящейся передаче с Казиником, говорил, что это будет пир ума. Если это пир, то лично я предпочту постные блюда и в другом обществе.

Re: К 100-летию со дня рождения Святослава Рихтера

Добавлено: Пт апр 10, 2015 6:40 am
Yuriy
Памяти Святослава Рихтера

Кирилл Манжула, Елизавета Леонская, Надежда Маркарян

Слушать:

Эхо Петербурга. Алгебра звука. 16:05, 05.04.2015
http://echospb.ru/articles/268619/

Поразил ответ Надежды Маркарян на вполне нормальный вопрос ведущего. Он говорит, что Рихтер играл для простых людей (участники передачи явно себя к подобной публике не относят), на плохих инструментах. Для чего это ему было нужно? Это миссия? И вот, приблизительно, такой ответ:

С одной стороны, звездность этого поколения сильно замешана на понимании того, что у нас общая трагическая судьба. Поэтому он звездой себя, возможно, не воспринимал – слишком много страданий социальных, слишком нестабильна власть была в отношении к нему, к его семье, к его коллегам. Ты сегодня в фаворе, а завтра – нет. И вот это такое общее впечатление поколения о том, что единая трагическая судьба у всех. Может быть, это не так формулировалось. Мне кажется, что в подсознании это сидело.

Что тут скажешь? «На городі бузина, а в Києві дядько.» Но это «с одной стороны». Может быть, «другая сторона» многое объяснила бы, но её, эту сторону, нам не показали. Удивительно, что ведущий удовольствовался таким, с позволения сказать, ответом на вопрос, «односторонним», так сказать. Но из ответа можно было выудить, что «звезды» вряд ли ездят в глубинку, а Рихтер, в силу «общей трагической судьбы» звездой себя не считал, вот и ездил. Но это лишь мои догадки по поводу приведенной цитаты, на правильность которых не претендую. А вообще изъясняться надо проще и яснее. Не хватало слушателю еще заниматься анализом и трактовкой речей ведущих. Это великие произведения великих людей скрупулезно изучаются и объясняются. Здесь не тот уровень и не тот формат.
Тональность передачи больше подходила бы личности Ростроповича. А если бы они устроили подобную встречу с ним при его жизни, то, уверен, нашли бы общий язык. Не хочу никого обижать, но в моем сознании Ростропович-музыкант и Ростропович-человек – очень разные образы.
Подумать только – Рихтеру приписываются, пусть и с некоторой вероятностью, мысли о том, что он может быть в фаворе, а потом власть может отвернуться от него! Хорошенькая характеристика великого человека! Не раз замечал, что в подобных диалогах главное, что говорит «свой», а уж что говорит – не так важно. Поэтому участники диалога друг другом довольны и не сильно обращают внимание на содержание (или его отсутствие). Почти уверен, что, говоря о выступлениях перед «простой публикой», они имели в виду его знаменитую поездку в 1986-м году – 150 концертов. Рихтер тогда был недосягаем для власти, если на то пошло. Мне рассказывали люди из его окружения, что любой другой музыкант, собираясь на концерт, скажем, в Париж, не имел права после выступления ехать в другие страны, а обязан был возвращаться домой. Рихтеру закон не был писан! Он ездил, куда хотел, и где хотел. Властям, может быть, это и не нравилось. Хотя, каким властям? – Клеркам? – Но кому их мнение интересно? Да и валюты он, по сведениям, полученным от сотрудницы Москонцерта, привозил столько, сколько давал средний заводик. К тому же политикой он не занимался, поэтому о какой потере благосклонности власти могла идти речь? Тем более, повторяю, плевать хотел он на их отношение.
На самом деле передача меня никак не удивила – у них своя аудитория, и ведущие стараются ей угодить. Есть определенные клише, вот они их и примеряют к очередному юбиляру. О судьбе Рихтера мы знаем без них. Судьба непростая и трагическая, причем, по разным причинам. Но разговор в такой манере о великом Музыканте, очень непростом человеке, удивительной личности, можно было бы лучше продумать, а подумав, чего-то не сказать. Было бы проще и умнее. Но это была бы другая программа и другое радио.

Re: К 100-летию со дня рождения Святослава Рихтера

Добавлено: Вс авг 23, 2015 12:12 am
Yuriy
По прослушании одесской передачи, посвященной 100-летию Рихтера, «Диалоги на Нежинской».
https://www.youtube.com/watch?v=JPV2OmlGFNY

Что-то роднит эту передачу с московской, «Загадка Рихтера», о которой уже писал.

Юрий Дикий (8’22”): «Играет, прямо скажем, не очень удачно – он об этом пишет. Удачно прозвучала 4-я Баллада.»

«Прямо скажем» может говорить только присутствовавший на том концерте, но никак не человек, пересказывающий слова Рихтера, например, из книги Монсенжона. Читать мы все умеем, книга доступна, поэтому человек, ее цитирующий никакими особыми знаниями не обладает. Мы принимаем к сведению слова самого Святослава Теофиловича, ему виднее, памятуя при этом о его беспощадной самокритичности.

Юрий Дикий (26’46”): «Я по сей день помню – соль-мажорная соната, соната Гайдна, как он играет четыре баллады…»

Я слышал воспоминания разных музыкантов старшего поколения, рассказывавших об отдельных произведениях в концертах Рихтера, не решавшихся перечислить всю программу – память подводила. Но ведь здесь «я по сей день помню»! Как же можно помнить то, чего не было в одном концерте?! Чья это «соль-мажорная соната»? Явно не Гайдна. Сонату № 54 in G, Hob.XVI:40 Рихтер впервые сыграл 21/10/86 в Нагано, а последний его концерт в Кишиневе состоялся 01/10/76. Скорее всего, рассказчик имел в виду 10-ю Бетховена, и то, что он забыл это указать, можно и простить – с кем не бывает! Но ведь четыре баллады он играл 01/03/60 (первый его приезд в Кишинев) вместе с 8-й Моцарта и 7-й Бетховена. Гайдна No.62 in E-flat, Hob.XVI:52 он играл на следующий день, но Шопен был другой – Полонез-фантазия, 5 этюдов оп.10, 10 прелюдий Рахманинова и еще три на бис. Ну а 10-ю Бетховена в Кишиневе Рихтер играл, но уже 14/06/63, вместе с сонатами №№9, 11. Во втором отделении были прелюдии и фуги Шостаковича, 6-я Соната Прокофьева и Мимолетности на бис. Не буду утомлять перечислением всех семи кишиневских концертов. Повторяю, человек вполне может ошибаться, но странно в таком случае слышать «я по сей день помню».

Феликс Кохрихт, ведущий, говорит (38’50”):
«… и эта нелюбовь, даже ненависть к матери, которую он боготворил в детстве.»

Думаю, нужно иметь такт и воздержаться от таких крайностей – «ненависть». Не дело постороннего человека пытаться объяснять, что творилось в душе Рихтера. На подобные мысли и, тем более, заявления должно быть наложено табу. И это не обсуждается.

Владимир Александрович Смирнов:
«моя мама уехала в 41-м году, то есть, он солгал…»

Я могу себе представить, что так позволительно было бы сказать иностранцу, не чувствующему оттенков языка, но здесь не тот случай. Рихтер не обладал полнотой информации, и за это никак нельзя называть его лжецом.

45’30” – «Он по десять раз в день менял мнения.»

Это заявление навеяно рассказом Башмета. «Десять» - явный перебор, сказано на эффект, но непонятно, о каких мнениях шла речь. Можно себе представить, что о погоде в течение дня мнение может измениться, о прослушанной записи – сколько угодно (сам изредка за собой замечал). Здесь же создается впечатление чуть ли не о некоей беспринципности. Нет конкретных примеров, и лично я к подобным вещам отношусь с подозрением.
Охотно верю, да и раньше имел некоторое представление, что Рихтер, любя театр, сам создавал его вокруг себя, увлекая людей из своего окружения. Недалекий человек усмотрит в этом манерность и вообще все, что угодно (в меру собственной недалекости). В таком случае лучше не браться судить о гении и, тем более, судить его. Участники передачи вроде бы и не судят, но акценты расставляют, как мне представляется, не те. Вот еще случай с растоптанными очками и его истолкование Башметом. Ну и что, что он привез линзы Рихтеру? А что прикажете топтать в ГМИИ? Картины? Не представляю, чтобы у Маэстро была под рукой иная удобная для топтания вещь. А как тогда объяснить учиненный им разгром квартиры, описанный Монсенжоном?
Пишу это и чувствую себя вовлеченным в не весьма чистоплотную работу по вылавливанию блох. Но зачем всем этим заполнять передачу, длившуюся час 16 минут? Неужели одесситам нечего поведать действительно интересного, принципиально «одесского»? Что-то, безусловно, прозвучало, за что им спасибо, но уверен, можно было бы найти более содержательные темы. Ведь Рихтер играл на двух роялях 2-й Концерт Прокофьева с упоминавшейся в передаче Людмилой Наумовной Гинзбург! Какой мог быть потрясающий рассказ!

А теперь «догадка» В.А.Смирнова, поддержанная Ю.Диким. Это вообще ни в какие ворота!

46’45” – Рихтера начали обрабатывать.

Как говорят, с этого места поподробнее. Извольте давать четкие определения, говоря о таких серьезных вещах. Ни одного факта, одни домыслы, принимаемые безоговорочно. Что значит «обрабатывать»? Каков результат этой «обработки»? Его сделали своим агентом? Доносчиком? Слово брошено, а там думай, что хочешь. И ведь хочется иным деятелям! Я несколько раз прослушал это место. Совершенно бессвязный рассказ, закончившийся перескакиванием на надоевшую тему Рихтер-Гилельс. Никаких выводов о результатах «обработки» так и не сделали. Хотя нет, Рихтер побывал в осажденном Ленинграде. «Спецслужбы» ему этот концерт устроили? Но почему же по заявлению Дикого его там чуть не арестовали? Хорош агент! Или службы плохо сработали? В фильме Рихтер говорит, что ему было предписано покинуть Ленинград после концерта. Об аресте речь не шла. Люди, рассказывающие подобные небылицы, претендуют на особое знание, как если бы они были очевидцами. Ни дать, ни взять – Воланд за колоннами иродова дворца.
Еще раз повторю, что что-то из одесских мотивов меня заинтересовало, но манеры рассказчиков, искажения фактов, странные оценки и даже дикие домыслы – никак не украсили такую нужную и обещавшую быть интересной передачу из одного из родных городов великого Музыканта.

Re: К 100-летию со дня рождения Святослава Рихтера

Добавлено: Вт ноя 24, 2015 10:08 am
Yuriy
Информация для киевлян, если они сюда заходят.

8-го декабря (вторник) в 17-00 состоится вечер в Доме кино (Киев, ул.Саксаганского, 6, Синий зал, 2-й этаж) «Святослав Рихтер в кадре». Вход свободный.
Ожидается присутствие представителей посольств Германии и Франции (Рихтер был почетным гражданином г. Тура; в его предместье, аббатстве Мэле, в овине постройки 13-го века, Гранж де Мэле, проходил созданный им фестиваль, отметивший в 2014-м году свое 50-летие).
Выступят представитель Национальной музыкальной академии (консерватории) проф. Шамаева Кира Ивановна и художественный руководитель Национальной филармонии Лукашов Владимир Анатольевич.

Сенсацией станет участие в вечере режиссера музыкальных фильмов, скрипача Бруно Монсенжона.
Будут показаны видеозаписи Рихтера, в том числе уникальные, никогда не издававшиеся и не демонстрировавшиеся.

Организаторы – Национальный союз кинематографистов Украины и общество немцев Украины «Видергебурт».
Вечер веду я.
Этим мероприятием и некоторыми другими мы заканчиваем год 100-летия Святослава Рихтера.

Re: К 100-летию со дня рождения Святослава Рихтера

Добавлено: Пт дек 11, 2015 12:47 am
Yuriy
Yuriy писал(а): 8-го декабря (вторник) в 17-00 состоится вечер в Доме кино (Киев, ул.Саксаганского, 6, Синий зал, 2-й этаж) «Святослав Рихтер в кадре». Вход свободный.
Краткий отчет.
Начали с записи финала 5-го Концерта Прокофьева - 27/09/58 – Варшава, дир. Витольд Ровицкий (0’24”).
Вечер открыл Председатель Союза кинематографистов Украины Сергей Трымбач. Сначала были приветственные выступления, рассказы профессора консерватории Киры Ивановны Шамаевой, знавшей Рихтера лично (все помнят ее фотографию с Рихтером и с женой пианиста Льва Наумова Ириной). Выступили представители немецких обществ, поддержавших мероприятие материально. Особая благодарность руководству общества «Wiedergeburt» в лице председателя Владимира Пиньковского и сотрудницы Светланы Цех. К собравшимся обратился с приветственным словом немецкий атташе по делам культуры и говорил главным образом о нелегкой судьбе Рихтера во времена репрессий. Присутствовал культурный атташе Франции, но не выступал.
Наконец ведение вечера предоставили мне, и я тут же представил Монсенжона, дал ему слово, а потом начался наш диалог, к которому мы, естественно, не готовились, т.к. Бруно прилетел за два часа до начала. Конечно же, свои рассказы я старался привязывать к записям, фотографиям и проч. Но иногда возникали ситуации, когда я подхватывал тему, развиваемую Монсенжоном. Получалось весьма неплохо, живо и динамично. Мне потом один старый приятель даже высказал претензию – дескать, меня было чересчур много. Правда, позже он сказал, что всё получилось очень хорошо. Публике понравилось – очень многие потом подходили, благодарили, брали автографы. Монсенжон, естественно, был героем вечера, и мне было очень приятно, что киевляне устроили ему такой теплый прием. Очень много хороших искренних слов было сказано. Бруно был в восторге от публики. Он, признаться, вряд ли ожидал такого. На следующий день мы были в консерватории, встречались с преподавателями (их могло бы быть и больше) и студентами. И снова доброжелательное отношение и заинтересованность. В аэропорту, во время прощания, он сказал мне, что такие встречи помогают осознать, что занимается нужным делом, т.к. видит живой интерес к нему, особенно со стороны молодежи.
В Доме кино звучали (по определению это должны были быть только видео):

Шопен. Этюд до диез минор, оп.10, №4

Шопен. Баллада №4, фа минор (02/06/94, Мантуя, полная запись) – это «секретное» видео демонстрировалось всего несколько раз на свете, и только Монсенжоном и мною. Финальный фрагмент можно увидеть в фильме «Рихтер непокоренный».

Фрагмент из фильма 1952-го года «Композитор Глинка». Все-таки мы находились в Доме кино! Как же обойтись без фильма?

Моцарт. Концерт №9, ми-бемоль мажор, К.271 (03/07/66, Гранж де Мэле, дир. Лорин Маазель)

Рихард Штраус. Бурлеска (09/09/61, Бухарест – Джордже Джорджеску, фрагменты).

Естественно, записей могло быть больше, но мы были ограничены во времени.

6-го декабря я был в Одессе и провел нечто похожее, но сам. Приурочено это было к собранию украинских немцев из разных областей Украины. Были также представители одесской интеллигенции. Встреча состоялась в лютеранской кирхе после богослужения. На боковой части здания висит табличка, сообщающая, что здесь служил органистом Теофил Рихтер, а с другой стороны кирхи табличка, посвященная Святославу Рихтеру. Устроена она весьма сложно – когда дует ветер, механизм, спрятанный под ней, издает стон. Сам я этого не слышал. Рассказал об этом устройстве Юрий Дикий, с которым я познакомился и гулял по Одессе.

14-го декабря подобное мероприятие мы проводим в Житомире, в областной филармонии, носящей имя Святослава Рихтера.
Достойное завершение «года Рихтера»! Но с великим его искусством мы не прощаемся. Оно с нами до скончания дней.