M.I. писал(а):Yuriy писал(а):
Рихтер всегда высоко отзывался о Фуртвенглере.
Если не ошибаюсь, в дневниках Рихтер записал: "Между Фуртвенглером и остальными дирижёрами - пропасть".
Выдержки из Дневника.
---------------------------------
Увы, мне не привелось видеть воочию за пультом ни Роже Дезормьера, чья запись «Моря» Дебюсси, сочинения, которое я среди моих излюбленных вещей ставлю вровень со «Страстями по Матфею» или «Тетралогией», является самой лучшей за всю историю оркестровых записей, ни Вильгельма Фуртвенглера. Время от времени я собираю у себя человек двадцать друзей послушать музыку. Если речь идет об опере, я прошу прочитать заблаговременно либретто, сам же на больших листах бумаги пишу заглавными буквами сюжет и развитие действия каждого акта и переворачиваю их по мере надобности. Это помогает аудитории не терять нити действия, давая простор воображению каждого, так что нет никакой нужды в постановщиках, которых по большей части заботит одно: выпячивание своего маленького «я», а не верное отражение природы музыки и точное следование партитуре. Моя память хранит прозвучавшую в Байрейте «Гибель богов», которой великолепно дирижировал Пьер Булез — может быть, не слишком эмоционально, но совершенно точно, — безнадежно испорченную претенциозной постановкой Патриса Шероу. Сколько раз приходилось мне страдать в опере от подобного вандализма! Разумеется, ничего подобного не случалось на музыкальных вечерах, которые я устраивал у себя дома. Был год, когда мы посвятили четыре таких вечера «Тетралогии», которой дирижировал Фуртвенглер. Можно лишь сказать, что его и всех прочих разделяла пропасть!
-------------------------------------
19/Х/1973
запись
Бетховен
опера «Фиделио»
дирижер: Лорин Маазель
22/Х
запись
Бетховен
опера «Фиделио»
дирижер: Герберт фон Караян
24/Х (день рождения Д. Н. Журавлева)
запись
Бетховен
опера «Фиделио»
дирижер: Вильгельм Фуртвенглер
«Фиделио» по «восходящей линии».
Все три записи хороши и представляют большой интерес для слушателей.
Критику наводить нет абсолютно никакого желания.
Но... конечно, такое повторное (3 раза) прослушивание поневоле дает материал для нее. Главное же, оно дает настоящее знаком¬ство и понимание ценности этой оперы — этого «трудного» шедевра — и с каждым разом Вы всё больше и больше проникаетесь бетховенским духом и глубиной его.
А разное исполнение помогает Вам в этом; вы как бы рассматриваете его со всех сторон, «сквозь призму» (чеховская «невеста»), которой обладают эти не похожие на друг друга артисты.
Конечно, пальма первенства остается за третьим исполнением! Этот маэстро эту пальму всегда имеет при себе, и пока еще не видно, к кому она перейдет. Может, она так и останется за ним.
------------------------------
3/II/1974 Памяти А. С. Шерешевского
…………
Брамс
Симфония № 3 F dur
(запись с концерта)
Вильгельм Фуртвенглер
Брамс с Фуртвенглером — чего еще желать лучше...
Брамсовские симфонии со временем становятся всё популярнее и излюбленнее — возможно, их постигнет та же судьба, что постигла и симфонии Чайковского. Это как-то исподволь стало назревать, и этого не ожидали.
------------------------------------------
28/I/1976
запись
Брукнер
Симфония № 9 d moll (три части)
дирижер: В. Фуртвенглер
К этой симфонии я почему-то никак не могу привыкнуть и удержать мое впечатление от нее в моей памяти.
Она как-то ускальзывает из головы.
Считается она чуть ли не лучшей (но с этим я не согласен), и конечно Фуртвенглер сделал всё, что он мог сделать... Но... симфония загадка...
----------------------------------
29/IV/1976 Памяти Теофила Рихтер (104 года со дня рождения)
запись
Брукнер
Симфония № 8 с moll
дирижер: Вильгельм Фуртвенглер
Слушали опять эту прекрасную (лучшую) симфонию Брукнера, которую я так давно знаю и люблю.
Фуртвенглер берет чрезвычайно медленные темпы (казалось бы, он даже против автора), но... это так убедительно и прекрасно, что никаких споров не может быть.
Эта запись уникальна, она как чудо...
-----------------------------------
14/I/1982 Памяти Ксении Николаевны
Дорлиак
запись
Вагнер
«Валькирия» III действие
Фердинанд Франц
Марта Мёдль
Леония Ризанек
дирижер: В. Фуртвенглер
Полет Валькирии и Фуртвенглера великолепен.
...И всё, что он делает, непревзойденно. Певцы ниже, но явно выносливые — динамичные.
Ну а заклинание огня — сплошное расстройство.
Это слишком прекрасно, и непонятно, что могло быть написано человеком...
-------------------------------------
14/Х,1984 Вечер памяти Генриха Нейгауза
(20 лет со дня смерти)
запись
Вагнер
«Тристан и Изольда»
Эта запись с Карлосом Клейбером большое музыкальное событие. Всё в высшей мере вдохновенно, абсолютно без скрупулезности (так что иногда музыка расплывается как явление природное — это производит необычный эффект).
Все исполнители самые лучшие, а дирижер лучше всех. Думаю, что фуртвенглеровская пластинка всё же несколько выше, но с этим дозволено и поспорить.
-------------------------------------------
30/VII/1987
запись
Бетховен
Симфония № 4 В dur ор. 60
(первые три части)
(остальное невозможно — брак пластинки)
дирижер: В. Фуртвенглер
Совершенно же ясно, что это лучшее исполнение этой симфонии! Может, кто-нибудь хочет поспорить?
----------------------------------------------
1/VIII,1993
Вагнер
«ЗОЛОТО РЕЙНА»
дирижер: W. Furtwängler
Я наконец услышал и увидел это сочинение во всей силе гениального вдохновения. Я по-чувствовал пропасть, разделяющую его с другими великими музыкантами, писателями et cetera.
Почему? Потому что исполнение было на уровне самого сочинения и исполнители также. Всё было подчинено Фуртвенглеру, а он скреплен «прямым проводом» с Вагнером. Уверен, что лучшего желать невозможно — вот где настоящее счастье!