Музыкальные потрясения

Владимир
Сообщения: 131
Зарегистрирован: Сб июл 29, 2006 10:59 am
Откуда: г.Москва

Re: Музыкальные потрясения

Сообщение Владимир » Пт дек 28, 2012 2:57 pm

Соната № 23 Л. Бетховена. Исполняет Мария Гринберг.

http://www.youtube.com/watch?v=V4P_P5EUwcc

явилось для меня потрясением. Впрочем, я знал, что она- великий мастер исполнения сонат Бетховена, незаслуженно полу-забытый.

Не могу сказать, что С.Рихтер сыграл эту сонату лучше., не могу...

Владимир
Сообщения: 131
Зарегистрирован: Сб июл 29, 2006 10:59 am
Откуда: г.Москва

Re: Музыкальные потрясения

Сообщение Владимир » Чт янв 10, 2013 12:54 am

http://www.youtube.com/watch?v=ujz7BDVUKhQ

Очень хорошо сыграно, блестяще!

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Re: Музыкальные потрясения

Сообщение M.I. » Пт янв 25, 2013 7:50 am

Владимир писал(а):http://www.youtube.com/watch?v=ujz7BDVUKhQ
Очень хорошо сыграно, блестяще!
Спасибо за выкладку. Действительно, очень сильное исполнение: взволнованное и убеждённое в своей правоте.
Очень сильно сыграна вторая часть:
http://www.youtube.com/watch?v=32D8gcv9_sA
очень человечно, при всей трагичности.
Третья часть:
http://www.youtube.com/watch?v=4jpLNfAC71U

Владимир
Сообщения: 131
Зарегистрирован: Сб июл 29, 2006 10:59 am
Откуда: г.Москва

Re: Музыкальные потрясения

Сообщение Владимир » Пт фев 15, 2013 7:33 pm

Липатти- бесподобен в этом концерте Баха. Вообще, он,Раду Лупу, порой, невероятно здорово исполняют. Румыны- у них, видимо такое мироощущение...

А это- Гульд- маленькая часть- но как здорово.. впрочем не понял- то ли удачная заставка ролика дополняет впечатление..

Звуки хрустально-убедительные, он отделил себя от оркестра, и, одновременно- вплел в него свою выпукую партию..

http://www.youtube.com/watch?v=xi4MVjH1Nh0

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Re: Музыкальные потрясения

Сообщение M.I. » Вс фев 17, 2013 8:24 pm

Владимир писал(а):Соната № 23 Л. Бетховена. Исполняет Мария Гринберг.
http://www.youtube.com/watch?v=V4P_P5EUwcc
явилось для меня потрясением. Впрочем, я знал, что она- великий мастер исполнения сонат Бетховена, незаслуженно полу-забытый.
А я не в восторге. Всё время слышен играющий пианист. Слышно прикосновение к клавишам инструмента, слышно, как играющий выражает на рояле то, что он хочет. Играет хорошо. Но помните, какое серьёзное впечатление произвело на молодого Рахманинова замечание прославленного пианиста А.Г.Рубинштейна: "Сейчас все хорошо играют на фортепиано".

Совсем другое дело Рихтер. Помню, как он давал сольный концерт в одной из московских музыкальных школ в декабре 1986 года. Рихтер начал концерт с двух Рондо Бетховена. Сначала - вроде бы ничего особенного. Рояль среднего качества, ни плохой, ни хороший. Акустика помещения тоже ни плохая, ни хорошая. Но вскоре после начала игры я вдруг улышал то, чего никак не ожидал. Возникло ощущение, что рояль играет сам по себе, и никакого пианиста нет. Я оказался наедине с музыкой. Простота в ощущении музыки - пожалуй, самая подходящая характеристика того момента. Я бы сказал, природная естественность, непосредственность. Это было такое мастерство игры, такая художественная высота, что, выражаясь словами Л.Н.Толстого: "Красота такая, что красоты не видно..."

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Re: Музыкальные потрясения

Сообщение M.I. » Ср окт 02, 2013 7:11 am

Прослушал несколько раз симфонию № 2 Бетховена в записи оркестра п/у Фуртвенглера (Лондон, 1948 г.). Похоже, это единственная имеющаяся запись этой симфонии с этим дирижёром. Слушал её на Классик-онлайн http://classic-online.ru/ru/production/47. Потрясающая запись, хотя и низкого электротехнического качества, очевидно любительская, возможно, с радиопередачи. Но за дефектами записи проглядывается изумительное исполнение. Симфония, особенно 1-я и 2-я часть, это буквально олицетворение молодости. А один слушатель на том форуме сранил эту запись по эмоциональному накалу с Рихтером 50-х и 60-х годов. Кстати, по словам Рихтера, 2-я симфония - самая любимая им у Бетховена.
Не могу представить себе, как дирижёру удаётся столь удачно управлять оркестром. Ведь у музыканта-инструменталиста свои собственные руки, а тут - дирижёрский жест, и больше ничего.

Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

Re: Музыкальные потрясения

Сообщение Yuriy » Ср окт 02, 2013 2:09 pm

M.I. писал(а): по словам Рихтера, 2-я симфония - самая любимая им у Бетховена.
Именно ее он намеревался исполнить с ленинградским оркестром, но что-то помешало. Читаем в Дневниках: "вспоминаю мою встречу с Ленинградским оркестром и неудачу со 2-ой Бетховена".
Уже обсуждалась фотография - Рихтер-дирижер репетирует с оркестром. Зал явно не московский. Ростроповича на репетиции нет, значит это, скорее всего, не "Симфония-концерт". Толком не помню, к какому выводу мы тогда пришли. Все же окончательные выводы, не имея точных сведений, делать нельзя. А было бы интересно услышать 2-ю симфонию Бетховена у Рихтера. Уверен, что было бы интересно.
Рихтер всегда высоко отзывался о Фуртвенглере. В "Дневниках" находим одобрительный отзыв исполнения ее Баршаем. Бёму же от него дастается:

Моя любимая симфония Бетховена. Господин Бём играет вторую часть в абсолютно неверном темпе (четвертями, а не восьмушками) — трудно слушать.
Остальное хорошо (финал).
(Где повторение в первой части???)

И по поводу 1-й симфонии в исполнении Бёма такое сравнение:

Исполнение первой симфонии несколько академичное, в особенности если сравнивать с записью Фуртвенглера.
Чувствуется возраст дирижера. Увы...
Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
(А.С.Пушкин)

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Re: Музыкальные потрясения

Сообщение M.I. » Ср окт 02, 2013 5:51 pm

Yuriy писал(а):
Рихтер всегда высоко отзывался о Фуртвенглере.
Если не ошибаюсь, в дневниках Рихтер записал: "Между Фуртвенглером и остальными дирижёрами - пропасть".

Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

Re: Музыкальные потрясения

Сообщение Yuriy » Ср окт 02, 2013 6:57 pm

M.I. писал(а):
Yuriy писал(а):
Рихтер всегда высоко отзывался о Фуртвенглере.
Если не ошибаюсь, в дневниках Рихтер записал: "Между Фуртвенглером и остальными дирижёрами - пропасть".
Выдержки из Дневника.

---------------------------------
Увы, мне не привелось видеть воочию за пультом ни Роже Дезормьера, чья запись «Моря» Дебюсси, сочинения, которое я среди моих излюбленных вещей ставлю вровень со «Страстями по Матфею» или «Тетралогией», является самой лучшей за всю историю оркестровых записей, ни Вильгельма Фуртвенглера. Время от времени я собираю у себя человек двадцать друзей послушать музыку. Если речь идет об опере, я прошу прочитать заблаговременно либретто, сам же на больших листах бумаги пишу заглавными буквами сюжет и развитие действия каждого акта и переворачиваю их по мере надобности. Это помогает аудитории не терять нити действия, давая простор воображению каждого, так что нет никакой нужды в постановщиках, которых по большей части заботит одно: выпячивание своего маленького «я», а не верное отражение природы музыки и точное следование партитуре. Моя память хранит прозвучавшую в Байрейте «Гибель богов», которой великолепно дирижировал Пьер Булез — может быть, не слишком эмоционально, но совершенно точно, — безнадежно испорченную претенциозной постановкой Патриса Шероу. Сколько раз приходилось мне страдать в опере от подобного вандализма! Разумеется, ничего подобного не случалось на музыкальных вечерах, которые я устраивал у себя дома. Был год, когда мы посвятили четыре таких вечера «Тетралогии», которой дирижировал Фуртвенглер. Можно лишь сказать, что его и всех прочих разделяла пропасть!

-------------------------------------

19/Х/1973
запись
Бетховен
опера «Фиделио»
дирижер: Лорин Маазель
22/Х
запись
Бетховен
опера «Фиделио»
дирижер: Герберт фон Караян
24/Х (день рождения Д. Н. Журавлева)
запись
Бетховен
опера «Фиделио»
дирижер: Вильгельм Фуртвенглер

«Фиделио» по «восходящей линии».
Все три записи хороши и представляют большой интерес для слушателей.
Критику наводить нет абсолютно никакого желания.
Но... конечно, такое повторное (3 раза) прослушивание поневоле дает материал для нее. Главное же, оно дает настоящее знаком¬ство и понимание ценности этой оперы — этого «трудного» шедевра — и с каждым разом Вы всё больше и больше проникаетесь бетховенским духом и глубиной его.
А разное исполнение помогает Вам в этом; вы как бы рассматриваете его со всех сторон, «сквозь призму» (чеховская «невеста»), которой обладают эти не похожие на друг друга артисты.
Конечно, пальма первенства остается за третьим исполнением! Этот маэстро эту пальму всегда имеет при себе, и пока еще не видно, к кому она перейдет. Может, она так и останется за ним.

------------------------------

3/II/1974 Памяти А. С. Шерешевского
…………
Брамс
Симфония № 3 F dur
(запись с концерта)
Вильгельм Фуртвенглер

Брамс с Фуртвенглером — чего еще желать лучше...
Брамсовские симфонии со временем становятся всё популярнее и излюбленнее — возможно, их постигнет та же судьба, что постигла и симфонии Чайковского. Это как-то исподволь стало назревать, и этого не ожидали.

------------------------------------------

28/I/1976
запись
Брукнер
Симфония № 9 d moll (три части)
дирижер: В. Фуртвенглер

К этой симфонии я почему-то никак не могу привыкнуть и удержать мое впечатление от нее в моей памяти.
Она как-то ускальзывает из головы.
Считается она чуть ли не лучшей (но с этим я не согласен), и конечно Фуртвенглер сделал всё, что он мог сделать... Но... симфония загадка...

----------------------------------

29/IV/1976 Памяти Теофила Рихтер (104 года со дня рождения)
запись
Брукнер
Симфония № 8 с moll
дирижер: Вильгельм Фуртвенглер

Слушали опять эту прекрасную (лучшую) симфонию Брукнера, которую я так давно знаю и люблю.
Фуртвенглер берет чрезвычайно медленные темпы (казалось бы, он даже против автора), но... это так убедительно и прекрасно, что никаких споров не может быть.
Эта запись уникальна, она как чудо...

-----------------------------------

14/I/1982 Памяти Ксении Николаевны
Дорлиак
запись
Вагнер
«Валькирия» III действие
Фердинанд Франц
Марта Мёдль
Леония Ризанек
дирижер: В. Фуртвенглер

Полет Валькирии и Фуртвенглера великолепен.
...И всё, что он делает, непревзойденно. Певцы ниже, но явно выносливые — динамичные.
Ну а заклинание огня — сплошное расстройство.
Это слишком прекрасно, и непонятно, что могло быть написано человеком...

-------------------------------------

14/Х,1984 Вечер памяти Генриха Нейгауза
(20 лет со дня смерти)
запись
Вагнер
«Тристан и Изольда»

Эта запись с Карлосом Клейбером большое музыкальное событие. Всё в высшей мере вдохновенно, абсолютно без скрупулезности (так что иногда музыка расплывается как явление природное — это производит необычный эффект).
Все исполнители самые лучшие, а дирижер лучше всех. Думаю, что фуртвенглеровская пластинка всё же несколько выше, но с этим дозволено и поспорить.

-------------------------------------------

30/VII/1987
запись
Бетховен
Симфония № 4 В dur ор. 60
(первые три части)
(остальное невозможно — брак пластинки)
дирижер: В. Фуртвенглер

Совершенно же ясно, что это лучшее исполнение этой симфонии! Может, кто-нибудь хочет поспорить?
----------------------------------------------
1/VIII,1993

Вагнер
«ЗОЛОТО РЕЙНА»
дирижер: W. Furtwängler

Я наконец услышал и увидел это сочинение во всей силе гениального вдохновения. Я по-чувствовал пропасть, разделяющую его с другими великими музыкантами, писателями et cetera.
Почему? Потому что исполнение было на уровне самого сочинения и исполнители также. Всё было подчинено Фуртвенглеру, а он скреплен «прямым проводом» с Вагнером. Уверен, что лучшего желать невозможно — вот где настоящее счастье!
Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
(А.С.Пушкин)

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Re: Музыкальные потрясения

Сообщение M.I. » Ср окт 02, 2013 9:13 pm

А я прослушал запись 2-й симфонии Бетховена ещё у ряда дирижёров там же, на Классик-онлайн. Тосканини, Лайнсдорф, Плетнёв, Вайгартнер, Караян. Нет! Это всё - "такая гадость" (С). Вернулся к Фуртвенглеру - это да! Это достойно искреннего внимания. С Фуртвенглером испытываешь счастье познания музыки и слухом, и душой.

Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

Re: Музыкальные потрясения

Сообщение Yuriy » Вс окт 27, 2013 2:50 pm

А я снова послушал лондонскую запись "Hammerklavier". Возвращаюсь к этому "киту" пианизма вновь и вновь. Великая музыка и глубочайшее проникновение. Не скрою, что захотелось вернуться к нему после прослушивания, кажется, во второй раз недавней записи Соколова - концерт 30/06/2013 в Санкт-Петербурге. Читал восторженнейшие отзывы, а сам недоумевал. Есть возражения по поводу исполнения 1-й части, а уж вторая для меня абсолютно неприемлема. 3-я и 4-я - можно, наверное, и так, людям ведь нравится, и у меня протеста не вызывает, хотя и близкими они не сделались. Сразу же захотелось, чтобы соната в собственном сознании, так сказать, встала на свое место - мне всегда хочется в таких случаях "исправить Рихтером". Но сейчас не стану вновь предпринимать попытку объяснять, как воспринимаю эту музыку. На этом поприще многие потрудились. Не могу предложить музыковедческие открытия, но образ ее у меня давно созрел, и никакое музыковедение, если оно идет вразрез с моими представлениями, не может их поколебать. Немного разделаюсь с житейской текучкой и напишу о сонате, тоска по которой преследовала меня многие годы, пока Олег Каган где-то в 85-м не привез мне пластинку, которую я переписал, а потом неделями изучал.
Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
(А.С.Пушкин)

Ответить