Что есть хороший пианист в современности? Где его планка труда? Не оказывается ли так, что действительно могущие СКАЗАТЬ в пианизме оказываются за бортом, в то время как шарманщики сгребают охапками полные залы слушателей? Учитывая общее печальное состояние духовности в мире, ещё большую несвободу в рамках личности каждого человека, ещё большую зашоренность и прикормленность, нежели раньше...
И что бы вы хотели от пианиста как слушатели?
Пианист sapiens
-
- Сообщения: 8
- Зарегистрирован: Ср авг 06, 2008 2:23 pm
- Откуда: Беларусь
Пианист sapiens
Нельзя фальшивить ни душой, ни звуком. Фальшь - это мука для слушателя и приговор для музыканта.
Re: Пианист sapiens sapiens
Не могу пока ответить на этот вопрос, и не знаю, смогу ли в будущем. Замечу лишь следуюшее. Известный наш пианист и литератор Валерий Афанасьев недавно высказался в том духе, что теперь не может быть гениального пианиста, потому что нет гениальной публики.Маргарита Смолянинова писал(а):
И что бы вы хотели от пианиста как слушатели?
Рихтер же не только делал публику лучше, музыкальнее, он делал её соучастникей концерта, он делал слушателя гениальным - хотя бы на время концерта.
За это его и любили.
Re: Пианист sapiens sapiens
Стоит ли особенно нажимать именно на "современность"? Рихтер как-то высказался в том смысле, что то, что хорошо, то и современно. Для меня Пушкин и Чехов - современные. Рихтер в записях, и воспоминаниях, современен.Маргарита Смолянинова писал(а):Что есть хороший пианист в современности?
По Рихтеру, самое главное, чтобы хорошо сыграть - надо любить исполняемое произведение, уважать и верить в него. Тогда получится.
Т.е., - добавлю от себя, - в этом случае само произведение сделает исполнителя лучше.
-
- Сообщения: 8
- Зарегистрирован: Ср авг 06, 2008 2:23 pm
- Откуда: Беларусь
Хороший пианист = хороший воспитатель. Его разговор должен завлекать в науку, а не розгами загонять публику в музыку......теперь не может быть гениального пианиста, потому что нет гениальной публики
Отдаваться музыке...надо любить исполняемое произведение, уважать и верить в него.
Большое спасибо!
Нельзя фальшивить ни душой, ни звуком. Фальшь - это мука для слушателя и приговор для музыканта.
Re: Пианист sapiens sapiens
Как слушатель, я хочу, чтобы пианист поделился чем-то сокровенным, что нашёл в произведении. Для этого необходимы две вещи.Маргарита Смолянинова писал(а): И что бы вы хотели от пианиста как слушатели?
1. Найти в произведении действительно что-то дорогое для себя.
2. Суметь донести это до слушателя. Это уже дело техники (фортепианной).
Рихтер говорил, что при работе над произведением не отделяет чисто технических задач от художественных. "Что" для него всегда связано с "как".
Кстати, как слушатель. Практически слушаю только записи Рихтера. Некоторые произведения нравятся целиком, например, "Симфоническин этюды" Шумана. А некоторые - за отдельные очень сильные места (обычно так в сонатах). Но если произведение ценно лишь в чём-то, то всё остальное тоже очень важно как подготовка, а затем - послесловие к сказанному. Рихтер мастер кульминации не только благодаря сильному выражению в ней, но и подготовкой её. В его игре вообще нет пустых мест. Поэтому всякую запись Рихтера слушаю целиком.
Последний раз редактировалось M.I. Вс авг 10, 2008 9:54 am, всего редактировалось 2 раза.
Мне кажется, на концерте это довольно опасно, так как можно потерять контроль над исполнением. Настоящий слушатель это не примет, требовательный к себе музыкант, артист - тоже. Рихтер всегда, в самых впечатляющих местах произведения, контролировал ситуацию. Сам же он высказался так: "Надо раствориться в музыке и честно ей служить".Маргарита Смолянинова писал(а): Отдаваться музыке...
Конечно, трудно совместить "вдохновение", увлечённость и полный контроль. Но хорошо, если на концерте музыкант работает не для себя, а для музыки и, как следствие, - для слушателя.
P.S. Идеальный пример гармоничного сочетания вдохновения и контроля - запись исполнения Рихтером "Аппассионаты" в БЗК 9 июня 1960 года. Непревзойдённая запись!
Последний раз редактировалось M.I. Пн авг 18, 2008 8:31 pm, всего редактировалось 1 раз.
Кстати, за это, по-моему, часть публики его недолюбливала. Наверное, есть такие слушатели, которые любят, чтобы исполнитель отдался музыке, утратил контроль над исполнением, а вот они-то контроль не потеряют, и вынесут потом "приговор" исполнителю, не так даже важно - положительный или нет. Главное, что вынесут.M.I. писал(а): Рихтер всегда, в самых впечатляющих местах произведения, контролировал ситуацию.
Помните, как объяснял Г.Г.Нейгауз, почему публика "валом валит" на всякие конкурсы? Не ради музыки, а чтоб судить исполнение.
Рихтер же никогда не терял контроль над исполнением и, соответственно, на публикой. Кого-то это могло раздражать.
Re: Пианист sapiens sapiens
1. В качестве одного из ответов, хочу привести, - по памяти, - короткий рассказ М.Ростроповича о его встрече с Папой Римским. Это было вскоре после выдворения Ростроповича из СССР. Ростропович имел аудиенцию с Папой Римским, и Папа сказал Ростроповичу: "У Вас есть одна проблема". Ростропович был огорошен. Как? Его только что выгнали с Родины, он не устроен, не представляет себе будущего, не знает, как быть, что делать, за что хвататься, и... всего одна проблема! И вот, Папа сказал: "Жизнь человека есть лестница, идущая к небу. Каждый шаг человека - шаг на ступеньку вверх или вниз. Совершая любой шаг, любой поступок в жизни, Вы должны для себя решать, это шаг на ступеньку вверх, или вниз?".Маргарита Смолянинова писал(а): 1. Что есть хороший пианист в современности? Где его планка труда?... 2. Учитывая общее печальное состояние духовности в мире, ещё большую несвободу в рамках личности каждого человека, ещё большую зашоренность и прикормленность, нежели раньше...
2. Собственно, это высказывание Папы, подходит к любому из нас. И, вот вопрос, так ли уж человек несвободен? А Рихтер был свободен?