Страница 4 из 4

Re: С. Рихтер, Э. Гилельс, Д. Ойстрах

Добавлено: Ср июн 13, 2007 2:15 am
Yuriy
M.I. писал(а): Конечно, он учитывал возможности и особенности игры партнёра по ансамблю, но, очевидно, предъявлял и свои принципиальные требования к партнёру.
Много лет тому назад Олег Каган сыграл в Киеве все партиты и сонаты соло Баха. Это было незаурядное прочтение гениальной музыки, поражавшее звуковой и смысловой насыщенностью. Мне тогда показалось, что его достижение в какой-то мере является и результатом сотрудничества с великим Маэстро. Об этом я и спросил у него после концерта. Точно не могу процитировать ответ Олега, но помню, что он сказал, что, общаясь с такой колоссальной личностью, безусловно стараешься что-то почерпнуть для себя.

Re: С. Рихтер, Э. Гилельс, Д. Ойстрах

Добавлено: Ср июн 13, 2007 2:46 am
Yuriy
M.I. писал(а):Стоит упомянуть высказывание одного из партнёров Рихтера, выдающегося певца Дитриха Фишера-Дискау о совместной работе с ним: "Рихтер очень тонко подстраивается под партнёра, и при этом единолично ведёт исполнение". И это в ансамбле "певец - пианист", где певец всегда считается "главным"!
Здесь, на этом форуме, кажется, ни разу не вспомнили о дуэте Нина Дорлиак - Святослав Рихтер. Его аккомпанемент поразителен! Абсолютная точность в передаче малейших интонаций, благородство, чуткость ансамблиста. "Я помню чудное мгновенье" у них - шедевр и пример полнейшего проникновения в смысл исполняемого. Это отражение тончайшей нашей культуры, идеалов...
И вот еще пример: "...стекла вдребезги!" - из "Детской" Мусоргского. И тут же фортепиано изображает звук бьющегося стекла. Так может сыграть не просто аккомпаниатор, даже очень хороший. Рихтер со всем своим пониманием музыки, искусства в целом, которое для него неделимо, приходит и в эту сферу музыкального исполнительства, в котором фортепиано находится как бы на втором плане, и, как всегда, поражает.
Хочу заметить, что все эти тонкости слышны на старых советских пластинках. Записи на CD, изданные фирмой CASCAVELLA, "реставрировавшей" их и "оцифрившей", многое потеряли в результате "улучшений".

Добавлено: Сб июн 16, 2007 12:31 pm
M.I.
Похоже, что когда Рихтер выступал с певцом, он был не только аккомпаниатором, но также и дирижёром для певца, как это бывает в опере, когда дирижёр "управляет" не только оркестром, но и певцами, сам ведёт весь спектакль. Вышеприведённые слова Фишера-Дискау убеждают в этом.
Кстати, когда (в 80-е годы) один немолодой и весьма далёкий от музыки человек стал смотреть со мной по телевизору исполнение Квинтета Дворжака (Рихтер + квартет им. Бородина), то сказал про Рихтера: "Он у них за дирижёра".

Добавлено: Ср июл 25, 2007 8:37 pm
M.I.
Как-то прочитал интересное высказывание проф. Московской консерватории Веры Горностаевой о технике Эмиля Гилельса и Святослава Рихтера. Смысл такой: "Техника Гилельса это супершкола, техника Рихтера - это антишкола". Конечно, это лучше всего должно быть понятно специалистам-музыкантам, но сказано сильно!

Re: С. Рихтер, Э. Гилельс, Д. Ойстрах

Добавлено: Ср июл 25, 2007 8:48 pm
M.I.
Yuriy писал(а): "Хочу заметить, что все эти тонкости слышны на старых советских пластинках. Записи на CD, изданные фирмой CASCAVELLA, "реставрировавшей" их и "оцифрившей", многое потеряли в результате "улучшений".
Полностью согласен. Но дело не в оцифровке, как таковой, а в работе звукорежиссёра - "реставратора". На СД вышло много таких, изрядно подпорченных записей. Нередко звук на них очищается не только от шумов, но и от живого дыхания. В результате получается неприятное, выхолощенное, придушенное звучание. Поэтому с особым удовольствием приобретаю издания, помеченные индексом ААД (в отличие от АДД - это может быть хорошо, а может и нет).

Добавлено: Пн авг 13, 2007 9:48 pm
Владимир
Недавно удалось послушать все 32 сонаты Л.Бетховена.
В исполнении Марии Гринберг. Сравнивать с трактовкой Рихтера некорректно- другое исполнение.
Но был в восторге. Без громких фраз- бесподобно.
Обидно, что такие таланты недостаточно известны широкому кругу слушателей..
У меня с советских времен сохранилась пластинка, где она исполняет "Аппасионату".

Re: С. Рихтер, Э. Гилельс, Д. Ойстрах

Добавлено: Вс авг 19, 2007 7:27 pm
M.I.
Yuriy писал(а):И вот еще пример: "...стекла вдребезги!" - из "Детской" Мусоргского. И тут же фортепиано изображает звук бьющегося стекла. Так может сыграть не просто аккомпаниатор, даже очень хороший.

5 октября 1977 Д.Фишер-Дискау и Рихтер исполняли песни Г.Вольфа на стихи Гёте (в Москве, зал им. Чайковского). Там была песня "Крысолов". Помню, как в определённый момент Рихтер явственно показал на рояле: "Крысы побежали!". Их прямо было видно: их много, они тёмно-серые с блестящим отливом, с хвостами, характерного размера, они бегут характерным крысиным бегом (чуть не сказал: шагом) и все в куда-то в одну сторону. Готов даже представить себе (если "приглядываться") их острые мордочки с глазами - бусинками и характерной линией рта.
Рихтер - мастер "зримой" игры на рояле. Он умел верно направить воображение слушателя, вызывать зрительные образы, ассоциации.

Добавлено: Сб сен 15, 2007 11:28 pm
M.I.
Владимир писал(а): Сравнивать с трактовкой Рихтера некорректно- другое исполнение.

У меня с советских времен сохранилась пластинка, где она исполняет "Аппасионату".
У меня такая тоже есть, среднего размера (по 70 копеек). Запись студийная. В 1968 году слушал и её, и рихтеровскую пластинку с записью "Аппассионаты" от 9.06.1960 (за 1 рубль), на обороте - соната Гайдна до минор с того же концерта. Сама эта пластинка - шедевр звукозаписи, редкий шедевр.
Не сравнивая трактовки, скажу, что по силе темперамента, артистическому накалу исполнение Рихтера явно перевешивает.

А Мария Гринберг, конечно же, была настоящей пианисткой. Чего, увы, не скажешь про многих ныне играющих на рояле концертантах.

MODERATIONAL

Добавлено: Пн сен 17, 2007 12:32 am
timalism
Дискуссия очень далеко отошла от заявленной изначально темы.
Поток закрыт.
Благодарю за понимание.


P. S. Ответы на сообщение M.I. и дальнейшее обсуждение выделено в тему "Современные пианисты":
viewtopic.php?t=436