Мечислав Вайнберг - в тени Шостаковича?
Добавлено: Пт сен 22, 2006 2:48 pm
Вайнберга чаще всего сравнивают с Шостаковичем, иногда даже называют "эпигоном" Дмитрия Дмитриевича.
На самом деле, на мой взгляд, Вайнберг - самобытный композитор! Его музыкальный язык чище, в нем меньше примесей, чем в языке Шостаковича. С другой стороны, а возможно и по этой причине, язык Вайнберга менее универсален.
У Шостаковича и Вайнберга действительно много общего. Но многое и принципиально различно. У Вайнберга другой тип эмоциональности (более открытый), драматургии (менее рефлексирующий), образности (более ясный, конкретный). Вайнберг больше опирается на мелодию, у него - явный мелодический дар. Великолепен и оркестровый почерк Вайнберга (могу это сказать со всей определенностью, с удовольствием прослушав его Четвертую симфонию и Скрипичный концерт).
Бывают гении, а бывают просто хорошие композиторы. Очевидно, что Шостакович - гений. Для меня также очевидно, что Вайнберг - просто хороший композитор. Но он ярко талантлив, искренен, если хотите - обаятелен, и от его музыки исходит положительный заряд.
Парадокс композиторской "пары" Шостакович - Вайнберг в том, что они говорят почти идентичным музыкальным языком (кстати, не исключено, что Шостакович тоже до определенной степени испытывал влияние музыки Вайнберга, они были дружны, а еврейский мелос, которым напитана музыка Вайнберга, Шостаковича очень притягивал). НО - говорят о разном и по-разному.
А что вы думаете про композитора Моисея (Мечислава) Вайнберга? Какие сочинения слушали, что понравилось, а что - нет?
И - ключевой вопрос - есть ли, на ваш взгляд, у Вайнберга шанс выйти "из тени" Шостаковича?
На самом деле, на мой взгляд, Вайнберг - самобытный композитор! Его музыкальный язык чище, в нем меньше примесей, чем в языке Шостаковича. С другой стороны, а возможно и по этой причине, язык Вайнберга менее универсален.
У Шостаковича и Вайнберга действительно много общего. Но многое и принципиально различно. У Вайнберга другой тип эмоциональности (более открытый), драматургии (менее рефлексирующий), образности (более ясный, конкретный). Вайнберг больше опирается на мелодию, у него - явный мелодический дар. Великолепен и оркестровый почерк Вайнберга (могу это сказать со всей определенностью, с удовольствием прослушав его Четвертую симфонию и Скрипичный концерт).
Бывают гении, а бывают просто хорошие композиторы. Очевидно, что Шостакович - гений. Для меня также очевидно, что Вайнберг - просто хороший композитор. Но он ярко талантлив, искренен, если хотите - обаятелен, и от его музыки исходит положительный заряд.
Парадокс композиторской "пары" Шостакович - Вайнберг в том, что они говорят почти идентичным музыкальным языком (кстати, не исключено, что Шостакович тоже до определенной степени испытывал влияние музыки Вайнберга, они были дружны, а еврейский мелос, которым напитана музыка Вайнберга, Шостаковича очень притягивал). НО - говорят о разном и по-разному.
А что вы думаете про композитора Моисея (Мечислава) Вайнберга? Какие сочинения слушали, что понравилось, а что - нет?
И - ключевой вопрос - есть ли, на ваш взгляд, у Вайнберга шанс выйти "из тени" Шостаковича?