Рихтер - форпост

Ответить
Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

Рихтер - форпост

Сообщение Yuriy » Пн май 23, 2011 1:46 pm

Ба! А ведь совсем по соседству снова ломаются копья, и «раздается звон мечей»! Я давно покинул «классику», вряд ли туда вернусь, но иногда посматриваю. Меняются люди, появляются новые мнения и, с позволения сказать, суждения, призванные очистить наши эстетические и даже этические представления. Вот такие деятели борьбу за чистоту в музыке, её исполнения начинают с борьбы с кем? Правильно – с Рихтером! Для некоторых он воплотил самые высокие духовные идеалы, стремления к их постижению думающей частью человечества, выражая это языком музыки, для других же – это чуть ли не надругательство над искусством. Всех готовы терпеть эти деятели, но только не его. При этом его то лишают индивидуальности (они считают, что это плохо – без индивидуальности), то делают крайним индивидуалистом, попирающим автора, т.е., играет себя, изменяя произведение до неузнаваемости и т.д. Подумайте – Сонату Листа у него узнать не могут! Во как исковеркал любимый безоговорочно шедевр! А что же образованная публика, содержательные критики тех времен? – Все на службе тоталитарного строя. Кстати, сейчас один заграничный молодец на youtube написал, что Маэстро чуть ли не сексот КГБ, хотевший отравить одно молодое дарование, претендовавшее на место Первого в мире. А как еще отстаивать титул? «Маленькие трагедии» читал, и вперед за литературным Сальери!
Свобода слова имеет оборотную сторону. Наряду с серьезными мыслями, ранее по глупости запрещаемыми, право голоса получает чернь. Причем, чернь эта может быть и весьма эрудированной. Это не обязательно те, кто, всегда имея простые решения сложных проблем, выходят на улицы и переворачивают автобусы, крушат магазины, утверждая свой порядок. Эта «эрудированная и подготовленная» чернь стремится утверждать свой порядок в искусстве. При этом она считает, что её умишко вполне способен дать всему единственно правильную оценку, всех расставить по местам, которые они в ее глазах заслужили, а кого-то с позором свергнуть для восстановления «справедливости» в искусстве. Повторяю – им в первую очередь нужно бороться именно с Рихтером. Причем, выбираются в качестве орудия борьбы те, кто при жизни вряд ли занимался бы этим недостойным делом. Каждый из названных ими (на том форуме) пианистов – явление в искусстве, достойное уважения. Их взгляды могли не совпадать со взглядами Рихтера, о чем мы знаем из воспоминаний современников. Но вряд ли кто-то способен был запросто перечеркнуть его достижения, отмахнуться от них, как ничего собой не представляющих. Ведь можно уважать чужую концепцию, если в ней есть своя эстетика, логика, правда. Кстати, обратите внимание на комментарии на youtube. Там часто вместо выражения отношения к исполнению Рихтера начинается превозношения данного произведения другими. Рихтеру иногда отказывают в наличии настоящей техники – это в сравнении с другими общепризнанными виртуозами. По-видимому, в их понимании Сонату Листа надо играть, выпячивая октавы и демонстрируя пианистические возможности, при этом как-то преодолевая скуку других эпизодом.
Не Рихтера нужно защищать в таких «дискуссиях». Это вершина, которую не покорить подобным плебеям. Тяжело видеть, в каком направлении развиваются вкусы довольно ощутимой части общества, особенно поколения нового века.
Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
(А.С.Пушкин)

Ответить