Страница 6 из 9

Добавлено: Пт авг 14, 2009 7:36 pm
M.I.
Сейчас на http://www.classicalforum.ru/ обсуждается тема о Постановлении ЦК ВКП(б) от 10.02.1948 и событиях вокруг него. Я мысленно погрузил себя в это время и почувствовал, как психологически мрачновато, как-то не по себе стало. И как ответ на эти впечатления, вспомнил, что есть запись концерта Рихтера в БЗК от 26.02.1948. Этот концерт - как бы ответ на сложившуюся ситуацию. Особенно хорошо вспомнилась третья часть сонаты Вебера №3. В ней Рихтер как-будто говорит людям: "Да что же это вы все тут перессорились, не надо! Это не интересно... Посмотрите, как много прекрасного в жизни!".

Добавлено: Чт окт 29, 2009 9:25 pm
M.I.
Прослушал недавно 19-ю сонату Шуберта с концерта Рихтера 18.11.1971 года в Венеции. Исполнение в небольшом зале, почти домашнее, и, вместе с тем, очень яркое, искреннее. Как будто Рихтер играет эту сонату единственный раз, и другой возможности уже не будет. Тут я вспомнил, что много писали об игре Рихтера: что он скрупулёзно следует авторским указаниям, предельно педантичен, чуть ли не буквоедствует. Но мне буквально почувствовалось, что точная игра Рихтера даёт ему свободу художественного творчества, благодаря точности Рихтер создаёт себе возможность словно бы подняться из под земли по единственной узкой шахте, ведущей вверх, и через узкий люк выйти на вольный воздух.

(Другие исполнители, увы, бредут по широким подземным коридорам, идущим во многих разных направлениях, но отнюдь не выводящих на поверхность).

Добавлено: Чт окт 29, 2009 10:21 pm
timalism
M.I. писал(а): [...]я вспомнил, что много писали об игре Рихтера: что он скрупулёзно следует авторским указаниям, предельно педантичен, чуть ли не буквоедствует.
Недавно перечитал главу о Рихтере из книги Е. Либермана "Творческая работа пианиста с авторским текстом". Несмотря на то, что Либерман пишет о "принципиальной настроенности Рихтера на верность тексту", исследователь также отмечает целый ряд моментов, когда Рихтер выходит за рамки авторских указаний и даже противоречит им.

Приведу несколько цитат:

"Иногда любовь к задумчивости как эмоциональной краске приводит артиста и к явному преобразованию динамики; последнее обычно ведет к изменению смысла музыки. Это относится, например, к интродукции "Бабочек" Шумана (Д 026947-8 ) и особенно к вступлению баллады Шопена g-moll (Д 8935-6), где, соответственно, mezzo forte и forte превращаются в задумчивое piano."

"Особенно интересны преобразования артиста в акцентировке. Часто он отказывается от авторских sforzando, заменяя их своеобразной ритмической выразительностью - взятием соответствующих звуков с "оттяжкой"."

"...есть одна область, в которой он как бы противоречит самому себе, часто выходит из повиновения авторам и нередко вступает в противоречие с их указаниями. Эта область - темп, его начальные параметры и изменения. Часто уже одно своеобразие в темпе придает интерпретации Рихтера ярко выраженный индивидуальный характер. [...] Пожалуй, самой характерной рихтеровской чертой является превращение им средних темпов (Moderato, Allegretto) в темпы медленные (Andante или Andantino). Известный, вошедший в педагогический обиход медленный темп менуэта из 7-й сонаты Бетховена - лучший тому пример."

"Пожалуй, нет исполнителя, который бы столь часто и столь значительно, без всяких на то авторских указаний, менял темпы в процессе игры. В вариационных формах темпы у Рихтера меняются (часто в очень большой степени) в зависимости от характера и жанра вариаций. [...] Изучение интерпретаций вариационных циклов Бетховена ор. 34 F-dur и ор. 35 Es-dur неоспоримо свидетельствует о практическом отрицании Рихтером стилистического правила темпового единства классических вариаций."

Добавлено: Пт окт 30, 2009 12:01 am
Yuriy
timalism писал(а): "Иногда любовь к задумчивости как эмоциональной краске приводит артиста и к явному преобразованию динамики; последнее обычно ведет к изменению смысла музыки. Это относится, например, к интродукции "Бабочек" Шумана (Д 026947-8 ) и особенно к вступлению баллады Шопена g-moll (Д 8935-6), где, соответственно, mezzo forte и forte превращаются в задумчивое piano."
Для меня это вступление было всегда сверхубедительным. Именно так сохраняется единство настроения. Начало Баллады как бы подернуто дымкой. Это действительно очень доверительное повествование. Думаю, смысл музыки не пострадал. Наоборот - музыка зазвучала высоко и чисто. Хочу заметить, что в более поздних записях начало звучит более традиционно. Рихтер и в таком подходе убедителен.

Добавлено: Вс ноя 01, 2009 6:49 pm
M.I.
timalism писал(а): Несмотря на то, что Либерман пишет о "принципиальной настроенности Рихтера на верность тексту", исследователь также отмечает целый ряд моментов, когда Рихтер выходит за рамки авторских указаний и даже противоречит им.

Приведу несколько цитат:...
Это замечательно, что можно услышать что-то критическое в адрес рихтеровских трактовок. Но когда слушаешь его, получаешь ощущение именно верности авторскому тексту, ощущение, что иначе и быть не могло написанно. Ощущение же свободности, непредвзятости рихтеровской игры имеет, вероятно, природу композиторского свойства: ведь автор, сочиняя музыку, не ограничен ничем, кроме возможностей инструмента. Т. е. стиль игры Рихтера авторский, он играет так, как играл бы автор текста, если бы обладал рихтеровскими исполнительскими возможностями.

Добавлено: Вс ноя 01, 2009 7:09 pm
Yuriy
M.I. писал(а): Т. е. стиль игры Рихтера авторский, он играет так, как играл бы автор текста, если бы обладал рихтеровскими исполнительскими возможностями.
Вот! Именно, "если бы обладал рихтеровскими исполнительскими возможностями"! Не зря Прокофьев выкрикнул из зала, услышав в концерте свою 6-ю Сонату в исполнении студента: "И так можно играть эту сонату!"

Добавлено: Пн ноя 02, 2009 12:38 am
timalism
M.I. писал(а): Это замечательно, что можно услышать что-то критическое в адрес рихтеровских трактовок.
Не нахожу в высказываниях Либермана критики в адрес Рихтера. У исследователя принципиально иная задача - рассмотреть взаимоотношения исполнителя с авторским текстом. Что он и делает на примере таких пианистов, как Годовский, Гофман, Рахманинов, Корто, Шнабель, Г. Нейгауз, Юдина, Софроницкий, Горовиц, Рихтер, Гилельс и Гульд. Делает высокопрофессионально, с нотами и (в случае с темпами) с метрономом в руках. Вы же повторяете клише, которое нуждается в определённой корректировке, на что я и обратил Ваше внимание.

Добавлено: Пн ноя 02, 2009 12:48 am
Stranger
M.I. писал(а):Т. е. стиль игры Рихтера авторский, он играет так, как играл бы автор текста, если бы обладал рихтеровскими исполнительскими возможностями.
Ваше утверждение не соответствует действительности, в чем можно легко убедиться, прослушав авторские записи Рахманинова и Шостаковича. Кроме того, из Ваших слов получается, что все авторы хотели бы играть в манере Рихтера, но из-за недостатка исполнительских возможностей играли как-то по-другому. :shock:

Добавлено: Ср ноя 04, 2009 2:23 pm
DK
Шостакович, в отличие от Рахманинова, не был выдающимся пианистом. Концерты, которые он писал для себя как пианиста, довольно простые. Тот же Рихтер писал, как, играя с ним в четыре руки, Шостакович все время издавал звуки "пум-пум-пууум!" и постоянно ускорял темп.

Дмитрий

UPD.
Вот, нашел цитату из Рихтера об игре с Шостаковичем (это он не писал, а рассказывал Монсенжону):

Примерно тогда же, то есть в конце сороковых годов, мы с ним в четыре руки читали с листа у него дома его Девятую симфонию в рукописи. Играть с ним было су­щей пыткой. Он начинал в одном темпе, потом принимался то уско­рять, то замедлять его. Педаль оставалась в его распоряжении, коль ско­ро он играл в нижнем регистре, но он не обращал на нее ни малейшего внимания. Кроме того, он все время играл фортиссимо, в том числе простой аккомпанемент, так что мне приходилось играть еще громче, чтобы выделить основные темы, но без педали, подчеркивающей звук, все старания оставались напрасными. К тому же он непрерывно бормо­тал: «Тум-ту-ру-ру... Ту-ру-ру... Ту-ру-ру-рум!»

Добавлено: Ср ноя 04, 2009 4:18 pm
timalism
DK писал(а):Шостакович, в отличие от Рахманинова, не был выдающимся пианистом.
Шостакович, безусловно, был выдающимся пианистом. Впрочем, о Шостаковиче-пианисте уже велась дискуссия на форуме:
viewtopic.php?t=434
Если Вы хотите её аргументированно продолжить - сделайте это в той ветке, пожалуйста.
DK писал(а): Концерты, которые он писал для себя как пианиста, довольно простые.
Второй фортепианный концерт написан Шостаковичем для сына Максима. Этим и объясняется его простота.

А насчёт Первого - давно ли Вы заглядывали в ноты финала, например?
Кстати, Первый фортепианный концерт изначально задумывался как Концерт для трубы, в процессе работы стал двойным концертом и только потом получил фортепианный "паспорт".

Добавлено: Вс ноя 29, 2009 7:03 pm
M.I.
Stranger писал(а):
M.I. писал(а):Т. е. стиль игры Рихтера авторский, он играет так, как играл бы автор текста, если бы обладал рихтеровскими исполнительскими возможностями.
Ваше утверждение не соответствует действительности, в чем можно легко убедиться, прослушав авторские записи Рахманинова и Шостаковича. Кроме того, из Ваших слов получается, что все авторы хотели бы играть в манере Рихтера, но из-за недостатка исполнительских возможностей играли как-то по-другому. :shock:
1. Я назвал стиль игры "авторским", чтобы отличить его в смысле живости и, одновременно, обоснованности от других стилей: "академического", свойственного А.Б.Микельанжели или "сомопроизвольного", как у А.Гаврилова.
2. Оценка игры Рихтером сочинений Прокофьева, данная композитором, общеизвестна. К тому же полагаю, что и некоторые другие композиторы были бы действительно рады передать исполнение своих сочинений Рихтеру. Например, Шуберт.

Добавлено: Чт мар 24, 2011 11:15 pm
M.I.
А.Рубинштейн сказал как-то, что Бетховена надо не исполнять, а сочинять. А как у Рихтера? Г.Г.Нейгауз выразился в том смысле, что музыка у Рихтера как младенец на руках рафаэлевской Мадонны. Мне пришло в голову: исполняемое произведение у Рихтера не сочиняеется и не покоится. Он не сочиняет исполняемое произведение. Но при исполнении музыки у Рихтера всё под контролем. Он не тонет в любовании тем, что создаёт. Хотя, иногда кажется, что создаваемое им он няньчит, гладит по головке. А может и наподдать. К тому, что у него под руками, Рихтер относится как воспитатель к ребёнку. Он всякий раз выращивает исполняемое произведение.

Добавлено: Чт дек 08, 2011 3:11 am
M.I.
Неоднократно высказывалось мнение о том, что где бы Рихтер ни выступал, каждый его концерт становился событием в культурной жизни для тех, кто его слышал. Г.Г.Нейгауз писал, что он, бывало, после концерта Рихтера ночью не спал, а мысленно сочинял трактат о музыке, об искусстве вообще.

Прослушал никому не известную самодельную запись низкого качества, из зала, с концерта Рихтера в БЗК 11 ноября 1976 года. Первое отделение. Бетховен - соната №1, Шуман - "Венский карнавал". Прослушал, и не могу заснуть. Перенёсся мысленно в то время, конкретно в тот самый вечер. Вспомнил, что концерты Рихтера обладали удивительным свойством. Они, совершенно необъяснимым образом, словно бы выделяли особый жизненный элексир, невидимый, но явно ощутимый. Приподнимали слушателя над суетой и обыденностью. Делали его неуязвимым от жизненных неурядиц. Это ощущение начиналось на концерте, с самого первого звука рояля, а затем могло сохраняться, иногда даже усиливаться, ещё несколько дней после концерта.
Откуда это шло? Может быть, от морального настроя играющего, от его энергичной готовности щедро поделиться тем богатством, которое у него внутри? Или от желания помочь слушателю услышать то хорошее, что есть в нём самом?
Ведь сказал же один известный писатель: "Доброта это то, что видит слепой и слышит глухой".

Странно, но видеозапись "Венского карнавала" с этого концерта, никогда не производила на меня похожего впечатления.

Добавлено: Пт дек 09, 2011 3:40 pm
Yuriy
M.I. писал(а):Неоднократно высказывалось мнение о том, что где бы Рихтер ни выступал, каждый его концерт становился событием в культурной жизни для тех, кто его слышал.

Прослушал никому не известную самодельную запись низкого качества, из зала, с концерта Рихтера в БЗК 11 ноября 1976 года.
Наверное, это было 11-го октября 76-го года. Если это так, то, действительно, запись неизвестная. А бисы были записаны?
Те концерты без преувеличений можно считать главным событием культурной жизни года. Кто-то из наших известных критиков написал тогда, что Рихтер в этом году серьезно болел, много страдал (мне запомнилось это слово). Действительно, говорят, что он перенес свинку, а в таком возрасте это непросто. По крайней мере можно заметить с 24/1/76 по 3/3/76 отсутствие концертов. В феврале он тоже не играл, но, наверное, по другой причине. В Киеве его не слышали с мая 73-го. И тут сразу два концерта (3,4/10/76). Тогда мне показалось, что в Киеве он играл лучше, чем в Москве. Но это естественно - считать живой концерт лучшим, чем запись. Мне тогда показалось, что у него новая полоса в творчестве. Во всем предельная драматизация, стремление к обострениям, поляризации, масштабности. Чего стоило 4-е скерцо Шопена! Сравнительно небольшая вещь, а уживалось на равных рядом с 7-й сонатой. Любое произведение - от сонат Бетховена до вальсов Шопена были исполнены на эмоциональном пределе. Он как бы дотрагивался до обнаженного нерва.
Концерты без преувеличения были потрясением. Счастливое время! Такого состояния в концерте уже не удастся пережить.

Добавлено: Пт дек 09, 2011 10:05 pm
Outfor
Речь,очевидно,идёт о Я.Мильштейне,выступившем со статьёй об этих концертах(Рихтер играл 10 и 11 октября) в журнале "Советская музыка".Слова "страдал" там не было.Мильштейн употребил другое словосочетание-"много пережил".Помня своё впечатление от ПЕРВЫХ же звуков фа-минорной сонаты Бетховена, приведу другие слова Я.Мильштейна,сказанные им в самом начале статьи:"...и с первых же звуков стало ясно,что перед нами пианист ещё более великий,чем прежде...". Думаю,что цитирую достаточно точно.