Размышления о природе рихтеровского искусства

Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

Размышления о природе рихтеровского искусства

Сообщение Yuriy » Вс авг 20, 2006 2:30 pm

В конце известной книги “Рихтер. Дневники. Диалоги”, составленной Монсенжоном, приводится внушительный список цитируемых имен. В числе прочих единственный раз упоминается имя Андрея Рублева, причем косвенно – в связи с размышлениями Святослава Теофиловича о смерти Прокофьева: “Я думал: ведь не сокрушаюсь же я оттого, что умер Гайдн или ... Андрей Рублев. ” Рихтеру приходят в голову два имени… Ну, Гайдн - понятно. Это композитор, к тому же музыканту очень близкий. А Рублев? – В общем-то удивляться не приходится - живопись играла значительную роль в жизни Маэстро. Но, если взглянуть на фотографии, запечатлевшие его, рассматривающего картины, почитать дневники, посмотреть старый фильм Рижской киностудии о нем и т.д., то замечаем фигурирующих там художников совсем других направлений. Рублев - иконописец! Почему вдруг Рихтеру пришло в голову именно это имя?
У каждого человека свои образы, свои «привычные» персонажи, идеи. Я не помню случая, когда бы в его записках возникало имя этого удивительного религиозного мыслителя, но мыслившего языком иконы, языком канона. На что хочется обратить внимание? - Язык православной иконы своеобразный и по-своему очень богатый, несмотря на внешнюю лаконичность.. Есть центральный Образ или Образы, есть фон, чаще всего ирреальный. При этом своеобразные пропорции или, кто-то скажет, их отсутствие. Фон не несет основной смысловой нагрузки, но абсолютно необходим. Он подчеркивает надвременную суть запечатленного явления и его условную пространственность.
Очерк о Прокофьеве был написан Рихтером давно. Вспомним о «необычном» рихтеровском исполнительском стиле той поры. Исследователи назвали его звук «белым», особенно при исполнении Баха и Шопена. «Белый» у Рихтера - совсем не «пустой» или «бесцветный» звук. Он предполагает наличие заключенного в нем спектра, если его пропустить сквозь призму. Вместе с тем у него всегда четко прослушивается смысловая линия, схватываемая в мельчайших подробностях и вместе с тем целиком, «с высоты орлиного полета», как написал Г.Г. Нейгауз. Фон у Рихтера часто призрачный, «не выпуклый» и, как иным кажется, «не наполненный». Но это создает эффект надвременности происходящего, такая трактовка уносит нас в другие, горние миры. Отдаю себе отчет, что при плохой записывающей аппаратуре такие тонкие вещи смазываются, и у людей, никогда не слушавших Маэстро в концертах, возникает недоумение. Но ведь смотрим же мы на потускневшие картины и фрески и не обвиняем автора, что время не пощадило его творение. Думаю, что его стиль, особенно в конце сороковых и в пятидесятые годы как-то навеян был русской православной иконой. Не надо искать прямой и примитивной зависимости. Это сложный процесс. Как, кто и что влияет на человека, какие люди, мнения, идеи, мысли и художественные образы, как это все отражается на его творчестве, тем более, если это такая незаурядная личность, как Святослав Рихтер? - Вопрос риторический. Для меня в прочтениях Маэстро есть что-то пророческое. Но это не гадательные темные пророчества, которые сегодня так почему-то волнуют мечущуюся интеллигенцию (не буду вспоминать имена «прорицателей» ). Его искусство, в котором сочетаются тонкое понимание немецкого романтизма, образы которого «переживаются» им и в жизни, утонченность французской живописи, грандиозность творений Ренессанса, основано во многом, как мне видится и слышится, на русской духовности. Русская же духовность неразрывна с Православием. Пусть человек, выросший здесь, даже не осознает себя православным, но, хочет он того или нет, оно оказывает определенное влияние на его воспитание, мировоззрение, поведение... К Шопену я «привык», в основном, благодаря Рихтеру. Именно в рихтеровском осмыслении эта музыка исполнена особой неземной чистоты. Не берусь проводить некую ось: Рублев-Рихтер-Шопен (или в другом порядке), но связи Рихтер-Рублев, Рихтер-Шопен, Рихтер-Бах, Рихтер-… - не разрозненные. Вспоминается сказанное Гульдом: «...мощнейший коммуникатор нашего века». Гульд, все же, имел в виду другое, но его слова имеют, мне кажется, и более широкую область применимости. Как говорят математики, «результат можно обобщить»...

P.S. Возможно, тема “не раскрыта”, но я намеренно останавливаюсь. Хотелось бы услышать мнения форумчан.

Stranger
Moderator
Сообщения: 242
Зарегистрирован: Ср сен 06, 2006 11:02 pm

Re: Размышления о природе рихтеровского искусства

Сообщение Stranger » Чт сен 07, 2006 12:13 am

Yuriy писал(а): Есть центральный Образ или Образы, есть фон, чаще всего ирреальный.
Мне бы хотелось развернуть тему в несколько более конкретное русло, а именно - в сторону анализа исполнительского стиля Рихтера. Поскольку тема "творческий портрет" Рихтера необъятна, то начну с отдельных "штрихов к портрету".
Вашу мысль, Yuriy, об "Образе и фоне" я для для себя формулирую как "иерархичность музыкального мышления" Рихтера, свойственную его игре как в вертикальной плоскости (тема и аккомпанемент, подголоски), так и в горизонтальной (принцип "кульминации").
Интересно, что эта "иерархичность" действует у Рихтера и в полифонии - у него нет согласного движения самостоятельных голосов, а есть скорее их противостояние, борьба за первенство.
Если говорить о связи рихтеровской игры с религией, то общность - в аскетизме игры (в смысле отсутствия чувственности, телесности). Однако страстность Рихтера, его неприкаянность, мятежность - религии скорее противоречат.

Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

Re: Размышления о природе рихтеровского искусства

Сообщение Yuriy » Сб сен 30, 2006 4:02 am

Stranger писал(а):Если говорить о связи рихтеровской игры с религией, то общность - в аскетизме игры (в смысле отсутствия чувственности, телесности). Однако страстность Рихтера, его неприкаянность, мятежность - религии скорее противоречат.
Не о религиозности в его игре идет речь, а о том, каким образам это более созвучно. Нет в его игре, скажем рубенсовского, а рублевское я вижу, но при этом ни в коем случае не хочу эту мысль навязывать.
Аскетизм в его игре был, даже много. Страстность тоже была, но не темная. В ней мощное созидательное начало. Мятежа против божественного миропорядка мы у него тоже не найдем. Неприкаянности в его исполнении нет! Есть осознание высокого трагизма, но нет скатывания к полному отчаянию и потере надежды, что было бы грехом. "Неприкаянность" - как скитальца в мире - возможно, но несущего высокое и очищающее, способное утвердить в вере, надежде и любви!

Написал это и вдруг осознал - сегодня ведь совершается память мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, с чем и поздравляю православных форумчан!

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Сообщение M.I. » Вс мар 04, 2007 7:20 pm

По-моему, о природе искусства Рихтера лучше всех сказала Н.Л.Дорлиак. Смысл сказанного ей таков: Рихтер из музыки черпал свои силы.
Его выступления требовали невероятной отдачи сил: физических, умственных, психических, он как бы всего себя отдавал исполнительской деятельности. А откуда брал силы? Откуда его баснословная работоспособность? Ну да, он физически был очень силён, у него бесконечное воображение, естественно-художественное восприятие действительности, огромная творческая способность, невероятная память, потрясающая человеческая проницательность. Но главным источником его способности исполнить музыкальное произведение было само это произведение. Поэтому он нисколько не кокетничал, говоря, что нет гениального исполнения, а есть гениальное произведение. Его собственная гениальность заключалась в способности прочитать и услышать внутри себя произведение композитора, записанное только НОТАМИ, и больше ничем. Мне кажется, он мог в нотах видеть не только произведение, созданное композитором, но и личность автора, и конкретный источник вдохновения, подвигнувший композитора к созданию данного сочинения. А дальше, чтобы донести произведение до слушателя, требовалась работа, и Рихтер с этой работой прекрасно справлялся.
Рихтер как-то сказал в ответ на вопрос о природе его виртуозности: моя виртуозность - это мой энтузиазм. А этот энтузиазм, это безграничное желание передать на рояле то, что создано композитором, у него возникал из ясного видения произведения и любви к нему.

Stranger
Moderator
Сообщения: 242
Зарегистрирован: Ср сен 06, 2006 11:02 pm

Сообщение Stranger » Вс мар 04, 2007 8:00 pm

M.I. писал(а):Его выступления требовали невероятной отдачи сил: физических, умственных, психических, он как бы всего себя отдавал исполнительской деятельности. А откуда брал силы?
Оттуда же - из концертных выступлений. Очевидно, что исполнитель обожаемый публикой, во время концерта получает огромный заряд энергии. Судя по интенсивности концертной деятельности вплоть до самого преклонного возраста, сцена была для Рихтера своего рода наркотиком.

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Сообщение M.I. » Вс мар 11, 2007 12:36 am

Stranger писал(а): Очевидно, что исполнитель обожаемый публикой, во время концерта получает огромный заряд энергии. Судя по интенсивности концертной деятельности вплоть до самого преклонного возраста, сцена была для Рихтера своего рода наркотиком.
Конечно же, публика и её реакция были Рихтеру не безразличны. Я убеждён, что публика, каждый отдельный слушатель являются, по-своему, соучастниками концерта. Когда Рихтер выступал перед залом, он "работал на образ". Но ведь одновременно и публика делала для себя то же самое, и Рихтер не мог этого не чувствовать. Но ведь ссылка предыдущего оратора на долгое и интенсивное концертирование Рихтера подтверждает в равной мере как его , так и мою гипотезу об источнике сил Рихтера, не делает ни одну из них предпочтительнее.
А сравнение именно с наркотиком, по-моему, не особенно удачно. Наркоманы и алкоголики теряют работоспособность по мере развития их пристрастия. Наркотики высасывают силы из человека, сокращают его жизнь. А главное, Рихтер никогда не проявлял стремления добится успеха во что бы то ни стало (например, угождая публике в репертуарном или стилевом отношении). Он тянул публику за собой, а не опирался на неё.

Stranger
Moderator
Сообщения: 242
Зарегистрирован: Ср сен 06, 2006 11:02 pm

Сообщение Stranger » Вс мар 11, 2007 2:10 am

M.I. писал(а): А сравнение именно с наркотиком, по-моему, не особенно удачно. Наркоманы и алкоголики теряют работоспособность по мере развития их пристрастия. Наркотики высасывают силы из человека, сокращают его жизнь.
Наверное, сравнение и правда не совсем точное. Я имел в виду рихтеровскую страсть к концертным выступлениям, стремление продолжать во что бы то ни стало, отдавая себя без остатка, до последней капли. В его его деятельности последних лет мне видится схватка со Смертью, попытка преодолеть наступающую старость и физическую немощь, и что поразительно - порой происходило чудо, и Рихтеру удавалось в этой борьбе победить.

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Сообщение M.I. » Вс мар 11, 2007 10:40 pm

А в каких случаях происходило чудо? Можно ли назвать конкретные концерты, записи? Это очень интересно.

Stranger
Moderator
Сообщения: 242
Зарегистрирован: Ср сен 06, 2006 11:02 pm

Сообщение Stranger » Вс мар 11, 2007 11:55 pm

M.I. писал(а):А в каких случаях происходило чудо? Можно ли назвать конкретные концерты, записи?
Как сказал один умный человек, "трансцендентный опыт не транзитивен". :) И тем не менее скажу, что для меня таким чудом стала запись с концерта 19 мая 1994 года (в особенности исполнение 2-й сонаты Прокофьева и "Отражений" Равеля).

Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

Размышления о природе рихтеровского искусства

Сообщение Yuriy » Вт мар 13, 2007 1:46 am

Stranger писал(а): В его его деятельности последних лет мне видится схватка со Смертью, попытка преодолеть наступающую старость и физическую немощь, и что поразительно - порой происходило чудо, и Рихтеру удавалось в этой борьбе победить.
Хорошо известен случай, когда из-за жары во время исполнения Вариаций Брамса на тему Паганини, 1-ой тетради (концерт в Мантуе, 27/5/86), Святославу Теофиловичу пришлось остановиться в последней вариации - не справлялось сердце. Отдохнув самую малость, он продолжил с неослабевающим напором. Запись эта сохранилась.
Вообще исполнение этих вариаций в последнее десятилетие своей деятельности, когда начало подводить здоровье, было подвигом. Желание сыграть их возникло давно. Уже цитировалась здесь выдержка из книги Мильштейна с определением "трех китов" пианизма. Одним из них были эти вариации. Поражает монументальность его трактовки и экспрессия исполнения - никаких скидок на возраст и здоровье!
Наиболее интересные записи не изданы, напр.,
15/3/86 - Zagreb - Live – (PT) – 1,2
/5/86 – Reggio New Emilia - Live - (РТ)

Stranger
Moderator
Сообщения: 242
Зарегистрирован: Ср сен 06, 2006 11:02 pm

Re: Размышления о природе рихтеровского искусства

Сообщение Stranger » Сб мар 17, 2007 12:32 am

Yuriy писал(а): Наиболее интересные записи не изданы, напр.,
15/3/86 - Zagreb - Live – (PT) – 1,2
/5/86 – Reggio New Emilia - Live - (РТ)
Очень хотелось бы послушать эти записи!
Если бы Вы нашли возможность их выложить (может быть, поможет кто-то из ваших знакомых, у кого есть высокоскоростной интернет?), это стало бы настоящим событием для почитателей рихтеровского искусства!

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Re: Размышления о природе рихтеровского искусства

Сообщение M.I. » Сб мар 17, 2007 1:09 pm

Yuriy писал(а):Хорошо известен случай, когда из-за жары во время исполнения Вариаций Брамса на тему Паганини, 1-ой тетради (концерт в Мантуе, 27/5/86), Святославу Теофиловичу пришлось остановиться в последней вариации - не справлялось сердце. Отдохнув самую малость, он продолжил с неослабевающим напором".
А не известны ли подробности этого случая? Рихтер продолжил исполнение именно с последней вариации или исполнил всё снова? Был ли бис? Известно, что сыграв в программе второго отделения 1-ю тетрадь вариаций Брамса, Рихтер на бис мог исполнить 2-ю тетрадь. Так было, например, в концерте 22 декабря 1986 года в Москве, музыкальная школа на ул. Фрунзе (название улицы того времени).
Последний раз редактировалось M.I. Ср окт 31, 2007 8:26 pm, всего редактировалось 1 раз.

Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

Re: Размышления о природе рихтеровского искусства

Сообщение Yuriy » Вс мар 18, 2007 2:02 am

M.I. писал(а): А не известны ли подробности этого случая? Рихтер продолжил исполнение именно с последней вариации или исполнил всё снова?
Маэстро повторил ту же вариацию, но не с самого начала. Публика бурно выражала восторги, оценив, как мне кажется, не только исполнение, но и силу воли. Сыграл он тогда обе тетради. Об этом случае кто-то писал, но кто и где - не помню. :cry:

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Сообщение M.I. » Вс мар 18, 2007 4:26 pm

Stranger писал(а):
M.I. писал(а):А в каких случаях происходило чудо? Можно ли назвать конкретные концерты, записи?
Как сказал один умный человек, "трансцендентный опыт не транзитивен". :) И тем не менее скажу, что для меня таким чудом стала запись с концерта 19 мая 1994 года (в особенности исполнение 2-й сонаты Прокофьева и "Отражений" Равеля).
А мне в этом плане очень понравилась запись сонаты Гайдна №44 C-dur Hob. XV: 29 с концерта 3.7.94 Wildbaad Kreuth (LIVE CLASSIC LCL 461). Там видно, что музыкант играет "из последних сил", но эти "силы" точно рассчитаны и используются все без остатка. Эффект потрясающий! За десятилетия после 9.6.1960 г. видно было, как "силы" Рихтера понемногу ослабевали, и в 90-х годах я уже не рассчитывал услышать нечто, производящее тот же эффект, что и запись "Аппассионаты" от 9.6.1960. Однако, вот! Тут главное - ощущение творческого подвига, полной, исчерпывающей самоотдачи.
На том же диске записана с того же концерта 11-я соната Бетховена. А про неё, увы, ничего пока не могу сказать.

Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

Сообщение Yuriy » Пн мар 19, 2007 12:57 am

M.I. писал(а): За десятилетия после 9.6.1960 г. видно было, как "силы" Рихтера понемногу ослабевали
Я этого не заметил ни в 72-ом в Ленинграде, ни в 76-ом, 80-ом и даже в 85-ом - в Киеве. В этом своем последнем в Киеве концерте (12/04/85), он потряс исполнением прелюдий Дебюсси из 1-ой тетради. “Что видел западный ветер” – совершенство, мощь, высвободившаяся, но не иссякшая энергия, некий “концентрат”. Не помню, чтобы в концертах тех лет (позже я слушал его или видел только в записях) чувствовалось, что ему не хватает силы. По крайней мере он умел черпать ее из каких-то внутренних резервов, и это получалось, потому что так требовала Музыка – “полной гибели, всерьез”!
Помню, делился с Олегом Каганом своими восторгами по поводу прелюдий. Оказалось, он их слышал во Львове за день до киевского концерта и тоже был потрясен. Кстати, тогда же я выразил удивление – где он находит силы для такого исполнения – на грани физических возможностей. Олег ответил приблизительно следующее: “Ну да, он такой! Он же Рихтер!”

Ответить