Размышления о природе рихтеровского искусства

Stranger
Moderator
Сообщения: 242
Зарегистрирован: Ср сен 06, 2006 11:02 pm

Сообщение Stranger » Пт мар 23, 2007 11:15 pm

M.I. писал(а): За десятилетия после 9.6.1960 г. видно было, как "силы" Рихтера понемногу ослабевали [...]
Если говорить только о физических возможностях, то это верно. Но что касается художественных достижений, то здесь Рихтеру иногда удавалось превзойти даже себя молодого - взять хотя бы Диабелли-вариации.
Замечательно также, что Рихтер, как и Рубинштейн, с годами совершенствовал свою пианистическую технику. Стоит сравнить его посадку за роялем в ранних видеозаписях, зачастую сгорбленную над клавиатурой и даже несколько зажатую, и в поздних - совершенно раскрепощенная фигура, расправленные плечи, свободные руки - и соответствующее звучание рояля.
И все-таки абсолютным пиком рихтеровского искусства я считаю период 1955-1960гг.

Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

Сообщение Yuriy » Сб мар 24, 2007 12:37 am

Stranger писал(а): Стоит сравнить его посадку за роялем в ранних видеозаписях, зачастую сгорбленную над клавиатурой и даже несколько зажатую, и в поздних: совершенно раскрепощенная фигура, расправленные плечи, свободные руки - и соответствующее звучание рояля.
И все-таки абсолютным пиком рихтеровского искусства я считаю период 1955-1960гг.
Еще Дельсон в своей книге писал о подвижном корпусе, особенно плечах. Какая тут зажатость? Мне рассказывали, что в каком-то французском журнале 60-ых была помещена карикатура на него - руки, ноги и туловище - в разные стороны.
В 70-е он подарил миру непревзойденные шедевры - ор. 106 (18/6/75 - Лондон), ор.111 (12/1/75 - Москва), "Симфонические этюды" (Москва, Ленинград - 1972). Невозможно да и не берусь все перечислить. Физическая форма у него была прекрасная, техника - на высоте, причем явственно ощущался ее огромный запас. От этого удивительная свобода. Но этого мало для создания шедевров. Его прозрения поражали! Все было уникальным - высочайший класс пианизма и глубина проникновения в суть исполняемых произведений. Не раз задумывался (и не я один) - как столько может вместить один человек?
И особенно хочу выделить еще один шедевр, это мне очень близко, что-то личное - 14 Bunte Blatter, Op.99 (Schumann). Запись 8-27/9/71 - Salzburg - MELODIYA/JVC VDC 1027 - для меня "окончательная". Дальше в этом направлении идти просто невозможно. Как он чувствует душу романтизма, каждую пьесу, ее настроение, и как умеет выразить - ритм, движение, причем внутренее, безошибочные акценты, настроение, драматургию, драматизм. И каждая фраза законченная! При этом все живое, естественное.
Будучи знаком с записями
5/6/51 - Moscow - Live - (PT)*
19/11/68 - London - Live - BBC BBCL 4103-2 (CD)** [N]
10/2/69 - Naples - Live - DINO CLASSICS 9075 037 (CD)**
7/6/69 - Brescia - Live - (PT)*
7/4/70 - New York - Live - (MM)*
8-27/9/71 - Salzburg - MELODIYA/JVC VDC 1027 ,
считаю запись из Зальцбурга идеальной. Все замечательные, но эта - совершенство!

Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

Сообщение Yuriy » Сб мар 24, 2007 12:47 am

Эта тема натолкнула на мысль - обсудить исполнения разных лет какого-нибудь произведения. Какие будут предложения? Я бы выбрал ор.111.

Stranger
Moderator
Сообщения: 242
Зарегистрирован: Ср сен 06, 2006 11:02 pm

Сообщение Stranger » Сб мар 24, 2007 2:16 am

Yuriy писал(а):Эта тема натолкнула на мысль - обсудить исполнения разных лет какого-нибудь произведения. Какие будут предложения? Я бы выбрал ор.111.
Тяжеловатая для обсуждения вещь... Ее если слушаешь по-настоящему, "с погружением", то анализировать уже как-то не хочется. Тем не менее было бы весьма интересно узнать Ваши впечатления о разных записях, особенно о поздних, из которых слышал только одну, изданную на Philips.

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Сообщение M.I. » Вс мар 25, 2007 10:44 pm

Yuriy писал(а):Эта тема натолкнула на мысль - обсудить исполнения разных лет какого-нибудь произведения. Какие будут предложения? Я бы выбрал ор.111.
А на каком из форумов, здесь или в "записях Рихтера"?

timalism
Site Admin
Сообщения: 501
Зарегистрирован: Пн апр 10, 2006 1:18 am
Откуда: Уфа-Москва
Контактная информация:

Сообщение timalism » Вс мар 25, 2007 10:50 pm

M.I. писал(а): А на каком из форумов, здесь или в "записях Рихтера"?
Наверное, логичнее было бы в "записях"...
Там и тема соответствующая уже есть:
viewtopic.php?t=121

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Сообщение M.I. » Пт июл 06, 2007 10:41 pm

Yuriy писал(а): Кстати, тогда же я выразил удивление – где он находит силы для такого исполнения – на грани физических возможностей. Олег ответил приблизительно следующее: “Ну да, он такой! Он же Рихтер!”
Ответ на вопрос в таком роде: "Почему Рихтер такой? - Да потому, что он Рихтер!" - восторженная тавтология, и больше ничего.
Я полностью разделяю то, что сказала Н.Л.Дорлиак об источнике сил для Рихтера - он черпал их из исполняемой им музыки. И эти "силы" также могли восприниматься и слушателями.
А вот один эпизод.
На рубеже 80 - 90-х годов в Артистической комнате Рихтера в ДШИ №3 на Каширском шоссе слушали запись отделения концерта Рихтера 2 марта 1956 года в БЗК, Лист - пьесы из цикла "Годы странствий". Закончилось прослушивание "Гондольерой, Канцоной и Тарантелой". Один из слушателей, побывавший к этому времени в Италии, изумлённо воскликнул: "Как? Он ещё не был в Италии, а так всё точно передал, как будто сам бы был там!" (Рихтер впервые выехал на Запад - с гастролями - в 1960 году). По-моему, тут объяснение простое. Благодаря своему таланту, Рихтер, глядя в ноты, всё видел в них. Он смотрел в них как бы глазами автора, и через музыку видел Италию глазами Листа. И передавал виденное звуками рояля.
Есть известное выражение, понятное любителям географии: "По карте можно путешествовать так же интересно, как по земле" (от себя добавлю - надо лишь иметь воображение). Благодаря своей одарённости, Рихтер мог "путешествовать" через музыку, записанную нотами, по странам и эпохам, "заходить в гости" к авторам произведений, в их внутренний мир. А затем щедро делился "увиденным" со слушателем.
Последний раз редактировалось M.I. Пт июл 06, 2007 11:08 pm, всего редактировалось 1 раз.

Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

Сообщение Yuriy » Сб июл 07, 2007 1:55 am

M.I. писал(а):Ответ на вопрос в таком роде: "Почему Рихтер такой? - Да потому, что он Рихтер!" - восторженная тавтология, и больше ничего.
Ну зачем так строго? :) Это ведь не в статье было написано, а сказано в разговоре, и сказал это человек, хорошо знавший и не хуже нас понимавший и чувствовавший личность Святослава Теофиловича. В такой формулировке на самом деле выражены в неявном виде уникальные его качества. А дальше можно статьи и целые книги писать о "феномене Рихтера", что и было сделано разными критиками. Замечу, что к семидесятилетнему юбилею Гутман и Каган написали хорошую статью о нем.
Вообще надо отметить, что близкие к нему люди писали хорошо и искренно.
И, к сожалению, приходится отметить другое - сейчас находятся субъекты, которые на известном форуме время от времени пытаются развенчивать "миф", созданный "певцами советского строя", когда якобы нельзя было отойти от "канонического жития". В этот год скорбного юбилея хочется еще раз с теплотой - а иначе нельзя - вспомнить об этом удивительном человеке и музыканте. Особенно хочется донести это до молодежи, не заставшей тех времен и не могущей по-настоящему прочувствовать и осознать величие и необыкновенность великого Маэстро. Она является свидетелем перепалок между поклонниками разных музыкантов, позволяющих себе, причем, часто совершенно сознательно, искажать факты, трактовать события так, как им это больше по душе или вольно истолковывать поступки. Имею в виду конкретные публикации, но о них немного позже...

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Сообщение M.I. » Сб июл 21, 2007 2:05 am

Yuriy писал(а):
M.I. писал(а):ЮРИЙ:
Особенно хочется донести это до молодежи, не заставшей тех времен и не могущей по-настоящему прочувствовать и осознать величие и необыкновенность великого Маэстро.
Я думаю, молодёжь способна всё воспринимать, как надо. Была бы лишь она гениальна, талантлива, способна или, - хотя бы, - предрасположениа к восприятию хорошего.

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Сообщение M.I. » Сб июл 21, 2007 3:43 am

Да, Yuriy прав. Выражаясь словами Пушкина современная музыкальная молодёжь "в заботы суетного света малодушно погружена", многие её представители - "жрецы минутного, поклонники успеха...". Но надеюсь и жду, что в отношении части её (не обязательно самой многочисленной) можно будет сказать: "но лишь божественный глагол до слуха чуткого коснётся...".
Надеюсь, что молодёжь будет ставить перед собой большие ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ задачи.

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Сообщение M.I. » Вс июл 22, 2007 10:26 pm

Stranger писал(а): Стоит сравнить его посадку за роялем в ранних видеозаписях, зачастую сгорбленную над клавиатурой и даже несколько зажатую, и в поздних - совершенно раскрепощенная фигура, расправленные плечи, свободные руки - и соответствующее звучание рояля.
Полагаю, Рихтер никогда не задумывался о том, как он выглядит за роялем. Сидел так, как было удобно. Г.Г.Нейгауз писал о посадке разных пианистов за инструментом. Например посадку С.Г.Нейгауза характеризовал (по моей памяти) как несколько академичную, упоминал при этом ""сумасшедшие", подчас, выверты Святослава Рихтера".
Одна любительница музыки вспоминала, как давным-давно смотрела с подругой в кинозаписи, как Рихтер играет "Порыв" Шумана. Потом она напомнила этой подруге о Рихтере, и та, вспомнив кинозапись, переспросила: "Это тот, который бросается?".
Как-то давно читал фрагмент рецензии на один из концертов Рихтера, где он играл какую-то виртуозную вещь Листа. Смысл описанного там я запомнил так. Во время игры Рихтер резко перебросил своё тело от одного края клавиатуры до другого. Да так резко, что показалось, что он сейчас потеряет равновесие и натурально упадёт на пол. Ногу-то отставлять вбок нельзя, она на педали! Зал замер почти в ужасе, что сейчас будет?! "Но нет, он горделиво выпрямился!" - написано далее в статье. По залу пронёсся не то выдох, не то стон восхищения.
Хорошо помню, какая посадка была у Рихтера в концерте 26 мая 1973 года. В первом отделении он играл 14-й концерт Моцарта с камерным оркестром Баршая, играл по нотам. Посадка была сдержанная, почти ученическая. А во втором отделении играл 3-й концерт Бетховена, и посадка радикально изменилась, стала предельно раскованной.

timalism
Site Admin
Сообщения: 501
Зарегистрирован: Пн апр 10, 2006 1:18 am
Откуда: Уфа-Москва
Контактная информация:

(перемещено)

Сообщение timalism » Чт окт 18, 2007 9:49 am

Игорь писал(а):Слушаю многочисленные записи Рихтер, я всегда задавался вопросом, почему игра Рихтера узнается с первых тактов в отличие от других пианистов. То, что у него глубина исполнения того или иного сочинения, мощь, точное раскрытие замысла многочисленных композиторов - это все понятно, про это писали множество раз. Но я не слышал про почерк его игры. Мне кажется, если его исполнение можно сравнить с рисованием. Игра других пианистов сродни разноцветной палитры: у кого-то ярких тонов больше, у других поглуше, третьи увлекаются чрезвычайно яркими красками. Рихтер как-будто рисует карандашом. Все контуры произведения ясны, Каждая деталь рисунка прорисовывается карандашом очень четко. Так и трактовка музыкального произведения весьма детально проигрывается. Отсюда некое ощущение трехмерности исполнения у него. Или даже трехмерное видение проигрываемого произведения. Он даже когда играет в сверхбыстрых темпах, у него каждая нота разложена по полочкам, И Рихтер не дает каждой ноте отклониться от заданного контура в своем рисунке. Можно сказать, что это некий стиль или манера игры у Рихтера.
Последний раз редактировалось timalism Чт окт 18, 2007 9:55 am, всего редактировалось 1 раз.

timalism
Site Admin
Сообщения: 501
Зарегистрирован: Пн апр 10, 2006 1:18 am
Откуда: Уфа-Москва
Контактная информация:

(перемещено)

Сообщение timalism » Чт окт 18, 2007 9:53 am

M.I. писал(а):
Игорь писал(а): ... почерк его игры.
Если то, что Вы имеете в виду, действительно имеет характер почерка, то невольно напрашивается такой вопрос. А нельзя ли этому почерку научиться? Может ли кто-то, подделав исполнительский почерк Рихтера, записать какую-либо музыку, а потом выдавать это за вдруг открытую, ранее неизвестную его запись?
Т.е., переняв манеру игры Рихтера и подделывая искуссно его исполнительский почерк, можно ли сфальсифицировать фонограммы Рихтера?
Последний раз редактировалось timalism Чт окт 18, 2007 9:56 am, всего редактировалось 1 раз.

timalism
Site Admin
Сообщения: 501
Зарегистрирован: Пн апр 10, 2006 1:18 am
Откуда: Уфа-Москва
Контактная информация:

(перемещено)

Сообщение timalism » Чт окт 18, 2007 9:54 am

Игорь писал(а):Вы знаете, да. Можно подделать почерк игры Рихтера. Но это не будет выглядеть убедительно. У каждого пианиста, я полагаю, свой внутренний мир и как-бы он не старался воспроизвести в точности игру Рихтера - выглядеть это будет нелепо. Рихтер не просто играл в соответствии с указанными нотными указаниями, а вкладывал свою энергетику в исполнение. А его энергетика никому неведома. Можно сказать, что это будет alla исполнение Рихтера, но не более того. А потом любой мало-мальский серьезный музыкант имеет свое видение того или иного произведения. Он просто устанет копировать игру Рихтера.

Stranger
Moderator
Сообщения: 242
Зарегистрирован: Ср сен 06, 2006 11:02 pm

Сообщение Stranger » Пт окт 26, 2007 11:54 pm

Вот ссылка на интересные мысли по теме потока:
http://www.forumklassika.ru/showthread.php?t=24673

В общем, я согласен, что в основе рихтеровского исскуства лежит психологизм, эмоциональное переживание играемого.

Ответить