Размышления о природе рихтеровского искусства

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Re: Размышления о природе рихтеровского искусства

Сообщение M.I. » Сб дек 01, 2007 8:07 pm

Stranger писал(а): Мне бы хотелось развернуть тему в несколько более конкретное русло, а именно - в сторону анализа исполнительского стиля Рихтера.
По-моему, исполнительский стиль Рихтера это сплав трёх компонентов:
1. Обычные, понятные каждому, человеческие чувства
2. Высочайший художественный вкус
3. Безграничные виртуозные возможности

Естественно, с годами физические возможности убывали, но, слава Богу, виртуозность - это соединение хороших рук и хорошей головы. С годами у Рихтера появлялось в игре нечто новое. Например, слушая в его записи от 1993 года небольшие произведения Баха, я вдруг увидел в них то, что раньше и представить не мог. Мне представилось, что музыка Баха это что-то похожее на колодец с чистой водой в деревне с чистым воздухом, чистой зеленью и чистым солнцем. А характер игры - как у очень одарённого ребёнка, который не совсем ещё и выучился играть на инструменте, но серьёзно и с огромным желанием тянется к музыке, не оторвёшь!

Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

Сообщение Yuriy » Пн дек 17, 2007 2:14 am

Недавно пришлось общаться с одним из великих музыкантов нашего времени, из рихтеровского окружения. Мне трудно вырвать из контекста очень точную фразу, звучавшую приблизительно так: "Пианизма там было ну вот столько..." (и рукой продемонстрировано совсем малое количество). Я думаю, нет нужды объяснять, что имелось в виду. Техники у него было предостаточно для воплощения своих совершенно незаурядных, грандиозных замыслов. Вот это и есть музыкант!

Muzylo
Сообщения: 12
Зарегистрирован: Вт ноя 13, 2007 9:47 am
Откуда: Киев
Контактная информация:

Сообщение Muzylo » Пн дек 17, 2007 11:01 am

Техника - вообще очень относительное понятие. Оценка техники возможна только в контексте индивидуальных задач, к-рым служит эта техника - их качества и количества. Ибо - если сравнить качество и количество задач, к-рые ставит себе среднестатистический современный лауреат, с теми задачами, к-рые ставил себе Рихтер, то... :? :lol: будем иначе относиться к "виртуозности" современных лауреатов.
(...это я, чтобы никого не квалифицировать лично, употребляю абстрактное определение а ля "обычный стиральный порошок" :lol: )
Если учесть, что техника Рихтера - это решение задач в тысячи, миллионы раз более сложных, чем те, к-рые ставит себе современный лауреат, - будет понятна и сравнительная разница их техники :) а то мне частенько приходилось слышать: дескать, Рихтер играл грязно, у него с техникой проблемы были :lol: :evil: (т.е. общее количество фальшивых нот у Рихтера превышало таковое же у современного лауреата).
В спорах рождается только спорная истина. Но другой нам не дано...

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Сообщение M.I. » Пн дек 17, 2007 10:42 pm

Muzylo писал(а):... количество задач, к-рые ставит себе среднестатистический современный лауреат...
Мне часто кажется, что "современный средний лауреат" при всей безошибочности игры, импозантном виде, и вообще - блеске, этот средний лауреат обычно не очень уверен в себе. А у Рихтера была не просто уверенность, у него была убеждённость в своей правоте, в правоте того, что он выносит на публику.

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Сообщение M.I. » Пн дек 17, 2007 10:53 pm

Muzylo писал(а):Оценка техники возможна только в контексте индивидуальных задач, к-рым служит эта техника...
Примерно то же говорил Г.Г.Нейгауз. Его мысль такова: чем крупнее музыкант, тем больше ему не хватает техники, тем больше ему приходится над техникой работать. Он приводил пример, как над "пустяковым" (для среднего лауреата) пассажем Рихтер мог работать, биться долгое время, чтобы вышло так, как он хочет.

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Сообщение M.I. » Пт дек 21, 2007 7:50 pm

Muzylo писал(а):Техника - вообще очень относительное понятие. Оценка техники возможна только в контексте индивидуальных задач, к-рым служит эта техника - их качества и количества.

То, как Рихтер применял технику, и какую именно, вполне подходит под тезисы Гегеля: "содержание оформлено, а форма содержательна", "сущность является, а явление существенно". У Рихтера, действительно, техника всегда соответствует (адекватна, если использовать современную терминологию) художественному содержанию произведения. У него много техник. Скажем, "титаническая" (c), если надо было передать титанический образ - например, в финале 7-ой сонаты Прокофьева. Или "невесомая", например, в пьесах Равеля "Ночные бабочки", "Печальные птицы". Гайдна он воплощал в технике, которую я бы назвал "скелетной", когда превосходно видна структура произведения. Моцарта он играл техникой "простого звука", например в 20-м концерте звук рояля очень простой, нарочито бесхитростный, и этим звуком Рихтер достигал абсолютной выразительности. Листа он играл звуком, который я бы назвал "салонным", даже в обоих концертах в студийной записи из Лондона 1961 года. Вообще, образы произведений Листа представляются мне, - какими бы грандиозными они ни были, - образами в голове человека, расположенного в комфортных условиях (в уютной гостиной, на удобном диване). Поэтому Листа правильно сыграть очень трудно. В сущности, это - хрупкий композитор. Чуть что не так - и всё провалится. У Рихтера получалось. В Бетховене Рихтер применял звук, так сказать, "солидный". Даже в самых нежных местах Ариетты (соната № 32) звук остаётся весомым, нигде не переходит в "бестелесный". А вот в "Лунном свете" Дебюсси много именно "бестелесного" звука.

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Сообщение M.I. » Вс июл 20, 2008 10:52 am

Г.Г.Нейгауз в статье 1963 года, посвящённой Рихтеру,так охарактеризовал его неслыханный успех перед любой (даже самой неподготовленной) слушательской аудиторией (передаю смысл по памяти). Корень этого успеха в том, что Рихтер обращается к лучшим сторонам человеческой души слушателя, возможно, не заметным на первый взгляд.
На страничке сайта, посвящённой произведениям Пушкина, я разместил стихотворение 1819 года "Возрождение". Вот его последние строчки.

Так исчезают заблужденья
С измученной души моей,
И возникают в ней виденья
Первоначальных, чистых дней.

Вот эта самая "первоначальная чистота" - важнейшая стилистическая черта игры Рихтера. Именно она и есть то главное, что притягивает к себе слушателя. "Первоначальная чистота" в игре Рихтера находит отклик в душе любого слушателя, поскольку любая душа обязательно хранит воспоминания (иногда может быть даже почти утерянные) о своих "первоначальных, чистых днях".
"Побное притягивается подобным" говорили древние. В контексте данного разговора, можно чуточку изменить: подобное отзывается на подобое.

P.S. "Павана" Равеля - превосходная (хотя далеко не единственная) иллюстрация к сказанному выше (эту пьесу можно сейчас услышать, зайдя на YOB TUBE с заглавной страницы сайта). По ней также видно, что к Рихтеру подходят слова Б.Вальтера, сказанные им в адрес В.Фуртвенглера: "Он владел великим искусством пропорций..."

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Сообщение M.I. » Пт янв 09, 2009 11:28 pm

Yuriy писал(а): ...на других форумах. Там разгорелась дискуссия по поводу исполнения Рихтером и другими Паганини-Брамса.

Вот такой специально примитивный вопрос: сколько Рихтеру нужно было взять неверных нот, чтобы его исполнение можно было бы отодвинуть за исполнение какого-нибудь преуспевающего г-на N?
Вообще, этот вопрос лишён смысла.
Главное, что даёт исполнительское искусство Рихтера: оно возвышает душу того, кто этому исскуству внимает. И в этом смысле "задвинуть" Рихтера никуда нельзя.
Действительно, иногда, - хотя и весьма редко, - в его игре на концертах случались технические огрехи, только ведь это абсолютно ничего не решало.

Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

Сообщение Yuriy » Сб янв 10, 2009 12:33 am

M.I. писал(а):
Yuriy писал(а): ...на других форумах. Там разгорелась дискуссия по поводу исполнения Рихтером и другими Паганини-Брамса.

Вот такой специально примитивный вопрос: сколько Рихтеру нужно было взять неверных нот, чтобы его исполнение можно было бы отодвинуть за исполнение какого-нибудь преуспевающего г-на N?
Вообще, этот вопрос лишён смысла.
Но это же сказано там было не просто, ни с того, ни с сего. Я по-другому переформулировал мысль собеседника.
См. http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=1512.15
Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
(А.С.Пушкин)

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Сообщение M.I. » Сб янв 10, 2009 1:49 pm

Yuriy писал(а): Но есть и другие записи, к сожалению, знакомые пока только любителям, например,
* 30/5/88 - Kassel - Live - (PT)*
Это настоящая его удача, о которой он почему-то не пишет в дневниках. Эпохальное прочтение!
Ожидаю, что со временем такого рода записи Рихтера получат широкое распространение, будут изданы официально. Возможно, музыкальный обыватель, не удовлетворённый техническим качеством записи, скорчит кислую физиономию, слушая её. Но истинного любителя она приведёт в восхищение, подобно тому, как любителя архитектуры восхищает Парфенон (хотя кому-то и кажется, что теперь от этого шедевра архитектуры остались почти лишь одни развалины).

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Сообщение M.I. » Пт июн 05, 2009 4:38 pm

На другом форуме мелькнул вопрос: можно ли ЛОГИЧЕСКИ решить, Рихтер велик, или нет?
Вот соображения по этому поводу.

Велик Святослав Рихтер или нет, это не вытекает ни из каких определений ("общепринятых" или нет), кто бы их ни давал.
"Логические построения" сами по себе никого ни в чём не могут УБЕДИТЬ. Логические построения, по природе своей, могут либо доказать что-то, либо опровергнуть. Они могут лишь ПОМОЧЬ в убеждении или разубеждении в чём-то.

Велик Рихтер или нет - это вопрос убеждённости, а не логического доказательства. Именно убеждённости, потому что величие - это категория нравственной природы. Вспомните высказывание Г.Г.Нейгауза в том смысле, что большой музыкант - это, прежде всего, большой человек, а потом уже музыкант. На мой взгляд, верно замечание, что величие человека определяется тем, какие требования он сам к себе предъявляет. Известна сверхтребовательность Рихтера к себе, к своей работе музыканта. Известно, как огромен его талант. Вот из этого я и прихожу к УБЕЖДЕНИЮ, что Рихтер - великий музыкант.

Panzerino
Сообщения: 89
Зарегистрирован: Пт авг 17, 2007 9:32 pm

Сообщение Panzerino » Чт июн 18, 2009 5:17 pm

Yuriy писал(а):
M.I. писал(а):
Yuriy писал(а): ...на других форумах. Там разгорелась дискуссия по поводу исполнения Рихтером и другими Паганини-Брамса.

Вот такой специально примитивный вопрос: сколько Рихтеру нужно было взять неверных нот, чтобы его исполнение можно было бы отодвинуть за исполнение какого-нибудь преуспевающего г-на N?
Вообще, этот вопрос лишён смысла.
Но это же сказано там было не просто, ни с того, ни с сего. Я по-другому переформулировал мысль собеседника.
См. http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=1512.15
Простите, никакой "дискуссий" и быть не может.
Они просто не понимают о чем идет речь... простите.
Эти две записи, которые я скачал отсюда- это просто невероятно, феноменально. Очистил немножко, усилил (они как то издалека звучат), перекодировал на ААС и все.

Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

Сообщение Yuriy » Пт июн 19, 2009 12:28 am

Panzerino писал(а):Очистил немножко, усилил (они как то издалека звучат), перекодировал на ААС и все.
А выложить можете? Интересно послушать, как они звучат после реставрации.
Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
(А.С.Пушкин)

Panzerino
Сообщения: 89
Зарегистрирован: Пт авг 17, 2007 9:32 pm

Сообщение Panzerino » Пт июн 19, 2009 3:34 am

Yuriy писал(а):
Panzerino писал(а):Очистил немножко, усилил (они как то издалека звучат), перекодировал на ААС и все.
А выложить можете? Интересно послушать, как они звучат после реставрации.
Куда?
У меня в этом деле опыт никудышный (так говорят по Русский?) :)
Вам понадобится скачать iTunes... .
Если Вы не сможете, или не хотите, то я их перекодирую на Nero ААС-Вам нужно:

*Core Player
TCMP http://www.corecoded.com/ ("таблетку" дам)
*AC3 filter
http://ac3filter.net/project/1/releases
*Core AAC decoder
http://www.free-codecs.com/download/Cor ... filter.htm
*Haali media Splitter
http://haali.cs.msu.ru/mkv/
Последний раз редактировалось Panzerino Вт июл 21, 2009 10:02 pm, всего редактировалось 1 раз.

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Сообщение M.I. » Вт июл 21, 2009 9:15 pm

Прослушал сейчас запись двух сонат Бетховена №9 и №10 с концерта 29 ноября 1962 года в БЗК. Странное ошущение: как будто играет не пианист, во всяком случае не пианист-профессионал. Словно это любитель, увлечённо музицирующий в своё удовольствие. Очень образная вторая часть сонаты №10: сцена в маленьком кабачке, где дружелюбная ргуппка выпивох за столиком восклицает, шутит, подмигивает друг другу, чёкается кружками.
Последний раз редактировалось M.I. Пт авг 14, 2009 7:37 pm, всего редактировалось 1 раз.

Ответить