Молодость души

Ответить
Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

Молодость души

Сообщение Yuriy » Пн ноя 23, 2009 3:47 am

Публикуемое здесь – результат дебатов на другом форуме.

Оказывается, не все способны понять, что люди могут и в почтенном возрасте оставаться молодыми и наоборот. У меня вот был студент, воспринимавшийся стариком, и это было не только мое мнение. Какой период в жизни данного человека относить к молодости, какой к старости, зависит не только от биологического возраста. Нельзя мерить всех под одну гребенку, тем более, людей незаурядных, тем более, гениев. Рихтер к сорока-пятидесяти сохранил молодость души, да и физическую тоже. Позже расскажу одну историю.
Томас Манн, создавший образ совершенно незаурядной и трагической личности, Адриана Леверкюна, вполне мог бы обратить внимание на личность Светика-Славы-Святослава-Святослава Теофиловича. Чем не объект для исследования писателя такого уровня? Жаль, жили немного не в одно время и не в одной стране. Да и об ор.111, думаю, смог бы более содержательно рассказать, услышав, скажем, московскую запись 75-го. Сколь недалеким надо быть или злопыхателем, чтобы рассказывать, что человек-де плохо учился всю жизнь или еще какие-то недостатки имел, чуть ли не умственного характера. Совершенно понятно, что с детства он жил в собственном мире, причем мире светлом, населенном сказочными существами. Ведь сам он признается, что до тринадцати лет верил в эльфов, русалок… Можно себе представить внутренний мир ребенка, вдруг увидевшего, как расцветают цветы при звуках Ноктюрна фа диез мажор, о котором тут уже мы вспоминали. (Кстати, если, слушая в концерте этот Ноктюрн, я цветов не видел, то уж необыкновенную чистоту душевную ощутил. Да ее и невозможно было не ощутить.) Общеобразовательная рядовая школа учит (иногда плохо) каким-то знаниям, почти всегда не учитывая индивидуальности. Кому-то при таком подходе даже наносится вред. Более крепкие или примитивные личности мало восприимчивы к разным там проблемам духовного характера. У некоторых индивидуальность настолько сильная, что они способны выжить, если возникает конфликт с окружающей действительностью, живя глубокой внутренней жизнью. Описывается случай из школьных лет Светика: на уроке химии в окно влетает птичка. Понятно, какое возникает при этом оживление. Ее наконец выдворяют, урок продолжается, а он продолжает думать: а что бы сказала мама, а тетя Мери… И вдруг слышит свою фамилию – надо написать уравнение какой-то реакции. А всякие там “аш-два-о” совершенно не входят в систему его ценностей! И опять двойка! Разве похож он при этом на ученика, безрезультатно пытающегося что-то понять в учебнике? Да ему просто дела до этого нет! Зато он по сути сам учится играть, и снова не так, как другие: переиграть огромное количество оперных партитур, самостоятельно осваивать труднейшую фортепианную литературу – это путь уникальный. А в консерватории при сдаче “предметов”! Можно подумать, не понимал он основ своего ремесла. А назвать Маркса социалистом-утопистом – так это может служить характеристикой неспособности учиться? И вместе с тем, что видим мы, а кто-то упорно не хочет видеть? Небывалое в истории консерватории явление – кружок, на котором разыгрываются симфонии на двух роялях. И это по личной инициативе студентов, среди которых явно молодой Святослав был в числе вдохновителей. А вспомним рассказ Кабалевского, которому вызвался аккомпанировать 3-ю Симфонию Малера некий долговязый застенчивый юноша, сразу же захвативший инициативу, при этом игравший с листа! Этому таланту можно противопоставить чьи-то пятерки на экзаменах? Это не просто талант, это и мощное неугомонное творческое начало. И какая это счастливая и неслучайная случайность – найти настоящего учителя! Вот где спасительное отличие высшей (высокой) школы от заурядной средней, причем средней в разных смыслах. Вот эта неутомимость души, желание познавать, что выше примитивной зубрежки, что не дает оглядываться – а сколько тебе уже там стукнуло? Когда идет непрерывный процесс наращивания репертуара, когда интересуют разные искусства, когда есть целостное интегральное восприятие искусства и мира через искусство, когда хочется совершать огромные прогулки вокруг Москвы и ее окрестностей, когда хочется путешествовать, когда жизнь многообразна, интересна и содержательна – старость отступает. Да какая там старость?! Отступает это опасное успокоение – уже чего-то достиг, можно, наконец, к себе возыметь уважение, других поучить уму-разуму, почувствовать себя корифеем и другим дать это почувствовать. Уже, кажется, где-то пытался передать впечатление от увиденного в директорском кабинете (если не ошибся с названием) зала ВТО перед вечером памяти актрисы Гиацинтовой. Мне посчастливилось находиться там в компании Святослава Теофиловича, Нины Львовны и Олега Кагана. На сцену важно поднимались знаменитые актеры, некоторые как-то даже несли себя, очень важно это у них получалось. И тут сидел Святослав Теофилович, державшийся совершенно неприметно. Мне тогда подумалось, что так ведут себя люди совсем молодые в компании взрослых. А перед концертами в музее им. Пушкина в 85-ом сам лично наблюдал его юмор, фантазию, молодость душевную, причем естественную, а не деланную, на публику. Он выглядел моложе иных своих молодых друзей-музыкантов. Как-то спросил о его репетициях одного произведения для ансамбля – что он говорил, какие мысли высказывал, какие советы давал? На это мне ответили, что дурачился тоже много. Вот! (Получилось в результате ультрагениально, но не о том сейчас речь.)
Да, его молодость затянулась, к счастью. Это было его, думаю, счастье, и наше – вот уж об этом знаю точно. Вряд ли он одобрил бы весь этот анализ: он работал, осваивал новое, а не анализировал, что с ним происходит. Он был творцом, а мы вроде как биографы или исследователи, причем с разными аналитическими возможностями, пытающиеся разобраться в огромном многомерном явлении, имя которому “Святослав Рихтер”.
Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
(А.С.Пушкин)

Ответить