Периодизация творчества Рихтера

Stranger
Moderator
Сообщения: 242
Зарегистрирован: Ср сен 06, 2006 11:02 pm

Периодизация творчества Рихтера

Сообщение Stranger » Пт май 25, 2007 5:37 pm

Исполнительский стиль Рихтера существенно видоизменялся, трансформировался на протяжении его долгой пианистической карьеры.

На какие основные этапы Вы бы подразделили творческий путь Рихтера и как можно охарактеризовать каждый период?

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Сообщение M.I. » Вт май 29, 2007 9:43 pm

По-моему, исполнительский стиль Рихтера, в сущности, не менялся. Менялись лишь его физические возможности и виртуозно-техническая сторона дела, и в этом плане можно говорить о некоторой периодизации. Но важно ещё другое.
1. Рихтер говорил, что его трактовки произведений не менялись, во всяком случае, он этого не заметил.
2. Если не ошибаюсь, он в "Дневниках" записал по поводу прослушивания своей (студийной) записи "Симфонических этюдов" 1971 года: "Записи тоже меняются со временем".
Так что каждый может говорить о своём вИдении вопроса о трансформации исполнительского стиля Рихтера, а объективная картина здесь - вопрос очень сложный.
Последний раз редактировалось M.I. Пт мар 06, 2009 9:27 pm, всего редактировалось 1 раз.

Stranger
Moderator
Сообщения: 242
Зарегистрирован: Ср сен 06, 2006 11:02 pm

Сообщение Stranger » Вт май 29, 2007 10:52 pm

M.I. писал(а):По-моему, исполнительский стиль Рихтера, в сущности, не менялся.
Мне кажется, это не совсем так. Конечно, в основе трактовки того или иного произведения оставалось некое ядро, но перемены, те мне менее, разительны - сравните, например, ранние и поздние записи Диабелли-вариаций, Аппассионаты, Итальянского концерта, баллад Шопена. Для меня каждый период рихтеровского наследия как бы окрашен в свой собственный оттенок, свое особое настроение. Проблема в том, что все это непросто выразить словами, да и не настолько хорошо я знаю записи Рихтера, чтобы каждое свое слово подкрепить конкретным примером.

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Сообщение M.I. » Ср май 30, 2007 9:10 pm

Конечно же, трудно говорить не только о периодизации стиля Рихтера, но, прежде всего, о самом этом стиле . Каков исполнительский стиль Рихтера? В чём его существенные стороны?
Но об изменениях можно сказать, что темп исполнения произведений с десятилетиями замедлялся (хотя есть исключения). Например, 3-я соната Бетховена в 1960 и 1975 году, "Прометей" Скрябина в 1972 и 1988 году. То же происходило в ХХ веке в мировой симфонической музыке - темпы замедлялись, знатоки указывают на это, сравнивая записи симфонических произведений в 30-х, 60-х и 80-х годах ХХ века.

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Сообщение M.I. » Пн июн 11, 2007 4:49 pm

Для меня весьма заметна некоторая трансформация в стиле исполнения Рихтером 7-ой сонаты Бетховена. С конца 60-х годов обожал его запись на пластинке, сделанную фирмой "Электрекорд" в Бухаресте (очевидно, начало 60-х годов). И вот, выступление в БЗК 20 декабря 1980 года. Программа: сонаты №№ 6, 7, 17, и 18. Выпущена запись на СД (неидеального качнства).
Многое изменилось. Стиль игры сместился от "фортепианного" к "оркестральному". Хорошо это или нет? Особенно остр этот вопрос в отношении 2-ой части сонаты. Для меня главное в этой части тема (не музыкальная, разумеется, а философски-психологическая) одиночества. В записи "Электрекорд" 2-я часть сыграна идеально, предельно рельефно и предельно драматично. А 20 декабря 1980 года рельефность сгладилась, а одиночество не ощущается так явно, как будто подействовала какая-то анастезия. Т.е., по стилю исполнения произошёл переход от сонаты к камерной симфонии. Сидевшая со мной рядом на этом концерте соседка сказала про 7-ю сонату: "Как хорошо, что он нашёл эти новые краски!" Хорошо. А выиграла ли от этого соната? Судить слушателю.
И ещё. В записи "Электрекорд" ощущается присутствие некой личности (автора или исполнителя - не знаю, но здесь это совершенно неважно). А в записи 20 декабря 1980 года преобладает ощущение музыкальной материи, человека не заметно.
Кстати, о настроении 2-ой части 7-ой сонаты Г.Г.Нейгауз приводил высказывание Л.Годовского (на рубеже 19-го и 20-го столетий): "Такое можно было написать, когда не было электричества, телеграфа, телефона". Сказано - самую точку!
Последний раз редактировалось M.I. Пт мар 06, 2009 10:13 pm, всего редактировалось 1 раз.

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Сообщение M.I. » Ср июл 11, 2007 8:47 pm

Совсем недавно, благодаря добрым поклонникам Рихтера, имел возможность прослушать переданные мне две записи (концертные, любительские) 1993 года исполнения Рихтером 8-ой сонаты Бетховена. Разница между записями 1958 и 1993 годов большая!
Вряд ли нужно описывать запись (студийную, на "Мелодии") 1958 года, её, вероятно, все знают. Кто-то из музыкальных писателей хвалил исполнение третьей части за точность соответствия авторскому замыслу - никакой излишней драматизации и некоторое оживление лишь в самом финале.
Я ещё не вник достаточно в интерпретацию 1993 г. сонаты вцелом, но удивился изменению 3-ей части. Конечно, вся соната стала как-то шире (то же было и сонатой Гайдна до минор: от известной записи июня 1960 г. - к декабрю 1991 года, концерт памяти Д.Н.Журавлёва) и массивнее. Но 3-я часть "разрослась" на удивление! И если лёгкий бег финала в записи 1958 года можно было сравнить с вольным бегом чистого лесного ручья (с возможными заводями и водоворотами), то в 1993 году - это колыхание океанских волн у скалистого берега. И это - бесспорная находка Рихтера!
Последний раз редактировалось M.I. Чт май 23, 2013 10:25 pm, всего редактировалось 1 раз.

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Сообщение M.I. » Сб июл 21, 2007 4:47 pm

Только что прослушал самодельную запись с концерта 1 июня 1983 года "На открытие Рахманиновского зала Московской консерватории", первое отделение, Чайковский, пьесы. Живо вспомнил то прекрасное время, когда можно было много ходить на концерты Рихтера, и счастливое ощущение свободы, которое возникало на этих концертах.
Особенно удачно вышли тогда у Рихтера две последние пьесы Чайковского, перед антрактом концерта. В них я услышал живую душу Чайковского, его тактичность, деликатность, застенчивость и глубочайшую способность переживать то, что он видел и чувствовал.
Невольно вспоминается написанное Г.Г.Нейгаузом о Рихтере, примерно следующее: "Когда играет Рихтер, слушатель слышит как-бы живого, воскресшего композитора". Боюсь только, что вряд ли сам Чайковский мог так хорошо сыграть свои пьесы, как это делал Рихтер. Увы! Тут нужна не только беспредельная человеческая проницательность, способность почуять дух композитора (композитору-исполнителю, играющему свои вещи она, разумеется, не требуется), но и огромное "пианистическое мастерство", талант, гений музыканта-исполнителя. И конечно же самоотверженность - способность отдать всего себя ради того, чтобы через исполняемое произведение представить композитора слушателю. На том концерте мне повезло: благодаря Рихтеру, удалось не только услышать Чайковского, но и словно увидеть его, почувствовать его человеческую суть.

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Сообщение M.I. » Сб сен 22, 2007 5:30 pm

О периодизации творчества Рихтера говорить трудно, потому что оно медленно эволюционировало. Никаких резких скачков не заметно. Можно взять за одну из вех переход в 1981 году на постоянную игру по нотам сольных произведений и произведений для фортепиано с оркестром. Но и тут все произошло не мгновенно. Вероятно, уже в 70-х годах он мечтал перейти к игре по нотам, но всё не решался. Возможно, стеснялся.
Что можно было заметить в этом отношении в Москве?
1972 год, 3 и 4 апреля, БЗК и зал им. Чайковского, партия фортепиано в "Прометее" Скрябина исполнялась по нотам.
1973 год, 19 мая, МЗК, играя 2-ой том ХТК Баха Рихтер поставил на пюпитр рояля ноты, но не открывал их, а когда раскланивался по окончании концерта, то взял их в руки, всем видом давая понять, что аплодисменты заслужены не им, а автором нотного текста. 26 и 27 мая, БЗК, в первом отделении Рихтер играет камерный (это подчёркивалось) концерт Моцарта №14 по нотам, с полуприкрытой крышкой рояля (во втором отделении 3-й концерт Бетховена без нот).
1975 год. Осенью Рихтер собирался (висела афиша) дать сольный концерт в БЗК из произведений (небольшой формы) Мендельсона-Бартольди, Чайковского и Рахманинова. Концерт был отменён, а в публике говорили, что у Рихтера проблемы с памятью. 10 ноября в составе сборного концерта, посвящённого Дню советской милиции, Рихтер играет в Колонном зале по нотам две пьесы:"Салонный вальс" Чайковского и этюд-картину Рахманинова.
1977, 9 и 10 января. При исполнении 18-го концерта Моцарта Рихтер кладёт ноты в рояль (без пюпитра) и просматривает и листает их, когда в его партии идёт перерыв.
1978, весна, Рихтер отменил концерты в зале им. Чайковского с программой Шуберта. В публике заговорили, что у Рихтера "провалы в памяти", без нот играть не может. Одновременно раздавались голоса, что мол, пусть играет как хочет, лишь бы играл. Эта программа была исполнена без нот 2 и 3 мая В БЗК.
1978, 25 и 26 марта. Выступление в БЗК с концертами Баха: №1 для ф-но с орк., затем скрипичный концерт (О.Каган), а во втором отделении ф-п концерт № 6 и 5-й Бранденбургский. Партию ф-но Рихтер играл везде по нотам.
1981, 9 мая, последний сольный концерт, данный Рихтером в БЗК без нот. В программе: Прокофьев - пьесы (1-е отделение), 6-я соната (2-е отделение).
1981, 17 июня, ДШИ №3, сольный концерт, без нот, Вебер - соната №1, Лист - восемь трансцендентных этюдов.
1981, 31 декабря, ДШИ №3, концерт из пьес Чайковского в одном отделении по нотам, крышка рояля полуприкрыта, и заявление Рихтера к И.Т.Бобровской после концерта: "Теперь я буду играть только по нотам".
На первых "Декабрьских вечерах" 1981 года (и 4 января 1982) сольные пьесы (Метнер, Чайковский, Рахманинов) исполняет тоже по нотам.
1982 - 1984 исполнение сольных произведений в небольших залах по нотам.
1983, 18 сентября, в БЗК между двумя трио, - Франка и Равеля,- сольное исполнение по нотам пьес Дебюсси, крышка роляля полуприкрыта, как при игре в составе трио. 18 (ГМИИ) и 19 (БЗК) декабря исполнение по нотам партии рояля в концерте Гайдна для фортепиано с оркестром.
И только 2 мая 1985 года, полностью сольный концерт в БЗК, Гайдн, Хиндемимт, Дебюсси.
В дальнейшем бывали только очень маленькие, микроскопические, и крайне редкие эпизоды игры без нот.

Кстати, некоторые высказывания Рихтера, сделанные им до 1981 года, об игре по нотам и без нот приведены в известной книжке Я.И.Мильштейна.
Последний раз редактировалось M.I. Пн дек 05, 2011 7:33 pm, всего редактировалось 4 раза.

Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

Сообщение Yuriy » Сб сен 22, 2007 6:48 pm

M.I. писал(а):Только что прослушал самодельную запись с концерта 1 июня 1983 года "На открытие Рахманиновского зала Московской консерватории", первое отделение, Чайковский, пьесы.
Прошу прощения, что пишу "не по теме".
Об этом концерте еще в 1986 году мне рассказывала часто упоминавшаяся нами Ираида Тимофеевна Бобровская. Рахманиновский зал не в состоянии был вместить всех желающих, люди стояли на улице, ожидая неизвестно чего, возможно, чуда. В то же время в зале первый ряд (или ряды) был свободен. Святослав Теофилович, выходивший на балкон и представлявший ситуацию, спросил, почему не пускают народ, если свободные места есть. Ему ответили, что ожидается приезд товарища Гришина. (Молодежь вряд ли знает, что "товарищ" Гришин был секретарем московской партийной организации в те годы.) "А кто такой Гришин?" - спросил Рихтер. Ему объяснили. Тогда Маэстро вышел на балкон и крикнул дежурившим внизу милиционерам: "Пустите всех! Иначе не буду играть!" Тем пришлось подчиниться. Возможно, Гришину донесли, и в результате он не приехал.
Москвичи, бывшие на этом концерте (напр., M.I), возможно, меня подправят, ну а я передаю рассказ Ираиды Тимофеевны, который живо запечатлелся в моей памяти, и который, если мне не изменяет память, на форуме еще не звучал.

P.S. A вообще столько уже было сказано и написано на этом форуме, в личной переписке и при встречах, что не всегда помнишь, что, где и кому сказал или написал. Так что прошу прощения за возможные повторения.

Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

Сообщение Yuriy » Сб сен 22, 2007 11:06 pm

M.I. писал(а):1975 год. Осенью Рихтер собирался (висела афиша) дать сольный концерт в БЗК из произведений (небольшой формы) Мендельсона-Бартольди, Чайковского и Рахманинова. Концерт был отменён, а в публике говорили, что у Рихтера проблемы с памятью. 10 ноября в составе сборного концерта, посвящённого Дню советской милиции, Рихтер играет в Колонном зале по нотам две пьесы:"Салонный вальс" Чайковского и этюд-картину Рахманинова.
В 75-ом один знакомый Святослава Теофиловича рассказал мне, что Рихтер переболел свинкой, что очень нелегко и даже опасно в таком возрасте. После этого, по-видимому, все и началось. В 76-ом он дал серию замечательных концертов (играл без нот), которые записало московское телевидение. Мне показалось тогда, что у него произошел некий перелом, и как результат - драматизация и даже трагедизация в трактовках, появилась особенная эмоциональная насыщенность. Невозможно забыть эти программы, которые слушал в Киеве в концертах! Исполнение каждого произведения было потрясением и новым открытием. Причем открытие было даже в том случае, когда произведение было хорошо известно в его же записи! Эти концерты как бы отодвигали на далекий задний план других исполнителей.
В одной рецензии на концерты 76-го года автор (к сожалению, не помню, кто это был, а найти саму рецензию пока не получилось) написал, что Рихтер много пережил к этому времени, страдал... Думаю, что он имел в виду болезнь.

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Сообщение M.I. » Вс сен 23, 2007 1:25 pm

Yuriy писал(а):В одной рецензии на концерты 76-го года автор (к сожалению, не помню, кто это был, а найти саму рецензию пока не получилось) написал, что Рихтер много пережил к этому времени, страдал... Думаю, что он имел в виду болезнь.
Да это же в статье Я.И.Мильштейна! В его сборнике (примерное название "Вопросы теории и истории исполнительства") от 1981 года, в котором есть раздел "По следам бесед со Святославом Рихтером" (помещён на сайте), только на более ранних страницах. Там две статьи одна за другой, близкие по содержанию, посвящены октябрьским концертам в БЗК. Только в одной он пишет, что Рихтер давно не давал сольных концертов в Москве (которых все с нетерпением ждали), много болел, много выстрадал, а в другой - что чувствовалось по игре, что Рихтер много выстрадал.
Упоминание об этих концертах и рецензиях уместно, т.к. они дают пункт для периодизации творчества Рихтера. То, что Рихтер тогда стал играть "чуточку" по-другому, это было слышно (чуть не написал: видно) прямо на концерте 10 октября 1976 года, первом из четырёх в БЗК в тот период. По характеру исполнения было видно, что у Рихтера пошёл новый период, не сильно, но явно отличавшийся от предыдущего (начавшегося, как мне представляется в 1971 году), ярким "представителем" которого были два концерта 21 и 22 декабря 1974 года. В октябре 1976 года стало ясно, что играть как прежде Рихтер уже больше не будет, не сможет. Исчезли черты "силового", так сказать, пианизма, когда сама по себе мощь игры доставляла своеобразное удовольствие слушателю. И это при том, что в 1976-м Рихтер играл так хорошо, что наперёд и представить себе было невозможно.
Последний раз редактировалось M.I. Сб сен 29, 2007 10:25 pm, всего редактировалось 1 раз.

Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

Сообщение Yuriy » Вс сен 23, 2007 2:17 pm

M.I. писал(а):Да это же в статье Я.И.Мильштейна!
Упоминание об этих концертах и рецензиях уместно, т.к. они дают пункт для периодизации творчества Рихтера.
Спасибо!
M.I. писал(а): Исчезли черты "силового", так сказать, пианизма, когда сама по себе мощь игры достваляла своеобразное удовольствие слушателю. И это при том, что в 1976-м Рихтер играл так хорошо, что наперёд и представить себе было невозможно.
Мне тогда так не показалось. 4-ый этюд Шопена был сыгран (особенно в Киеве) на предельной скорости и сверхмощно. 4-е Скерцо было предельно насыщенным. Музыкальная материя уплотнена, каждый звук нес огромную смысловую нагрузку. Возникало впечатление, что стоишь на краю кратера вулкана, который вот-вот заговорит. Уже выплескиваются раскаленные массы, но при этом основная мощь внутри, и это ощутимо, слышно и даже видно. А то, что это было хорошо, просто невыносимо хорошо, есть абсолютная истина!
И опять же... В 82-ом он сыграл в Киеве 2-ю Сонату Шимановского. Сыграл сверхграндиозно. Трудно вообразить, что у уже весьма немолодого артиста может быть столько энергии. Он черпал ее в музыке. Чувствовалось, что она способствует появлению второго дыхания. Хотя все же оно было первым - по крайней мере на сцене, за роялем.

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Сообщение M.I. » Вс сен 23, 2007 3:39 pm

По моим впечатлениеям, апогей "силовой" игры Рихтера приходится на май 1970 года - исполнение 7-й сонаты Прокофьева. Там энергия исполнения слита с произведлением и, одновременно, восхищает сама по себе.
Вспомним, что писал Я.И.Мильштейн об игре Рихтера (а слушал он её ещё с довоенных времён) до 1976 года. Рихтер "штурмовал небо", "хватал через край", мог переходить от бушующего фортиссимо к легчайшему, как дуновение ветерка, пианиссимо. И, наконец, мог играть "с обворажительной легкостью". Вот эта самая "обворожительная лёгкость", прелестная сама по себе, слышится (где надо) в записях начала 60-х годов. Она ещё ощущается в записях 1967 года, а потом исчезла. Примерно с 1970 года её нет, и нет в том никакой потери, она как будто и не нужна.
И ещё. После конкурса пианистов 1945 года А.В.Нежданова сказала примерно следующее: "Я бы особую сверхпремию присудила Рихтеру. Слушаю его и вспоминаю Сергея Васильевича Рахманинова... Рихтер, играя, передаёт процесс сочинения музыки". Ощущение процесса сочинения произведения было у меня последний раз 11 октября 1976 года при исполонении 2-ой части (Романс) Венского карнавала Шумана. Играя эту медленную музыку, Рихтер как будто всё время задавал вопрос: нужен ли этот звук? И словно отвечал: да, поставим его вот сюда. И каждую секунду невозможно было сказать, что будет дальше, и будет ли что-нибудь вообще. Вот это ощущение сочинения на эстраде потом никогда уже не возникало. Стоит, правда, отметить исполнение 9 января 1977 года с оркестром Кондрашина 18-го концерта Моцарта. Но там Рихтер как будто не сочинял исполняемое, а всё время улавливал что-то висящее в воздухе.
Исчезновение передачи Рихтером именно процесса сочинения музыки на концерте,- существенный момент для периодизации его творчества,- никак не воспринималось как потеря. Просто стиль игры постепенно изменился. Музыка была ЖИВАЯ, но она не сочинялась исполнителем, а была как-бы несколько вне его. Пожалуй, тут уместно вспомнить простые слова Шнитке о позднем периоде игры Рихтера (по памяти): "Когда Рихтер играет, то чувствуется, что он знает то, от чего музыка есть часть".
Парадокс, но если раньше в игре Рихтера явно ощущалась отстранённость от материальной жизни, от мирского, от всего немузыкального, то теперь стали проступать ещё черты отстранённости от музыки, как будто взгляд на музыку со стороны. Исполняемая Рихтером музыка оказывалась словно эхом, отзвуком чего-то принципиально большего, чем она сама.

Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

Сообщение Yuriy » Пн сен 24, 2007 1:59 am

M.I. писал(а):По моим впечатлениеям, апогей "силовой" игры Рихтера приходится на май 1970 года - исполнение 7-й сонаты Прокофьева. Там энергия исполнения слита с произведлением и, одновременно, восхищает сама по себе.
Мне трудно судить об апогее "силовой" игры, но мощь и сверхмощь, причем не только физическая, но и интеллектуальная явственно была видна (слышна) в его интерпретации "Симфонических этюдов" Шумана в январе 72-го в Ленинграде, о чем я уже писал. Причем у него не было стука, насилия над инструментом, чем грешат некоторые молодые виртуозы. Рояль ему отвечал, слава Богу, (с) и не мог не отвечать!

Игорь
Сообщения: 35
Зарегистрирован: Пн сен 24, 2007 5:18 pm

Сообщение Игорь » Вт сен 25, 2007 4:25 pm

Прослушав записи Рихтера, когда он играл 1 и 2 этюды Шопена (ор. 10) в Феврале 1960 года в Праге, а также другие виртуозные вещи (Равель "лодка в океане", прелюдии Рахманинова и т.д.), сыгранные в 50-е и в начале 60-х годов, и сравнив манеру его игры в 80-90-е годы, интересные наблюдения делаешь. По началу Рихтер увлекался резкостью, форсировкой звука. Брал немыслимые, порой необоснованные темпы. Впечатление такое, что он бросался то в преувеличенный напор, то в академическую точность. Его даже обвиняли в "гипертрофии экспрессивности" или "гипертрофии концепционности", которые являются основным источником почти всех уязвимых моментов исполнительства Рихтера. Шопен нередко как бы докладывался, лишенный поэтического очарования.
А впоследствии, видимо, в результате накопившейся большой концертной практикой, огромного репертура и обыгранного не единожды, его манера игры стала меняться. В его интерпретации появилось больше лаконизма точных средств выражения, строгость мышления, лишенного эффектности (вспомним, Этюды Листа: темпы - весьма умеренные), соразмерность, - он сразу охватывает сочинение словно бы в виде законченной архитектурной конструкции, с гармонией всех элементов, ведет действие с несокрушимой логикой. Потому, скорее всего, у него Шубертовские сонаты получаются поистине гениальными. А как известно у других исполнителей Шуберт выходит как-то кисло и слушателями воспринимается не столь легко.

Ответить