Периодизация творчества Рихтера

Stranger
Moderator
Сообщения: 242
Зарегистрирован: Ср сен 06, 2006 11:02 pm

Сообщение Stranger » Вт сен 25, 2007 9:49 pm

Игорь писал(а): А как известно у других исполнителей Шуберт выходит как-то кисло и слушателями воспринимается не столь легко.
Ну, мне доводилось слушать и весьма "некислых" исполнителей сонат Шуберта :) , например, Вильгельма Кемпфа и Клаудио Аррау.
Хочется сказать о трансформации рихтеровского исполнения знаменитой сонаты B-dur. На мой взгляд, наиболее искренно, цельно, первозданно эта вещь звучит в концертной записи 1957 года. Впоследствии, исполнение этой сонаты у Рихтера становится более отстраненным и вместе с тем более театральным: усиливаются контрасты, удлиняются паузы, еще более растягивается темп первой части.

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Сообщение M.I. » Пт сен 28, 2007 9:47 pm

Yuriy писал(а): возможно, меня подправят
Вот, что осталось в моей памяти об этом концерте 1 июня 1983 года.
1. Что означало открытие Рахманиновского зала? Этот зал ранее принадлежал юридическому факультету МГУ, хотя построен был для того, чтоб в нём звучала музыка (говорили что-то о синодальных певчих, но я не помню, что именно). Передача зала Консерватории (с присвоением имени С.В.Рахманинова) означало её большую административную победу. Очевидно, что в связи с этим и был приглашён Гришин.
2. Гришин был первым секретаём МГК КПСС, то есть в должностной иерархии того времени был на месте, примерно равном современной должности Мэра Москвы.
3. Оба концерта 1 и 2 июня, "На открытие зала имени С.В.Рахманинова", были дневные, по пригласительным билетам. Безбилетных, к коим принадлежал и я, было не так уж много. Наверно, Гришин всё-таки приезжал. Я стоял на тротуаре у входа, вдруг появляются два невзрачных молодых человека и настойчиво просят меня посторониться. Я не понимаю, почему? Подъезжает серьёзная легковая машина, и из неё выходит человек, и его тут же проводят ко входу. Потом, встретив портрет Гришина, я решил, что тогда видел именно его.
Затем как-то вышло, что я с компанией безбилетных двинулись вглубь двора ко служебному входу, т.е. вдоль всего здания к другому его концу. Этот вход расположен со стороны артистической комнаты и сцены в зале. Перед входом на уровне примерно второго этажа высоты был (и сейчас тоже есть) небольшой балкон. На нём, вероятно с кем-то ещё (но точно не помню), я увидел Рихтера и услышал его голос, он достаточно слышно сказал: "Всех пускать, а Иначе (с ударением на "и") концерта не будет". Так мы оказались в зале. Милиции, во всяком случае в форме, я не припомню. По дороге, уже наверху, какой-то человек недовольным тоном сказал: "Вот! Все люди как люди - через вход идут, а эти..., тут вот..." Потом мне сказали, что недовольным человеком был некто очень важный в консерватории, до такой степени важный, что ректор, приезжая на службу, сначала идёт к нему, а потом уже в свой кабинет.
Зал был почти уже полон, и мы, довольные свалившимся на нас счастьем, скромно разместились на последнем ряду. Начался концерт. Первое отделение - Чайковский. Сначала четыре пьесы из "Времён года". По их окончании, во время аплодисментов к нам подлетел человек и торопливо-заговорчески сказал: "Ребята, вы тут сидите, а первый ряд не занят. Ну-ка, быстро все пошли туда!" Что мы с удовольствием и сделали. Так что всю остальную часть концерта мы слушали на первом ряду.
Потом вот что мне рассказала И.Т.Бобровская. Она, спустя некоторое время (думаю, это было 3 июня, Рихтер играл у неё в ДШИ №3 с бородинцами фортепианный квартет Брамса), сказала Рихтеру "Вы знаете, на концерте 1 июня был Гришин". В ответ Рихтер спросил: "Кто это?". Потом сказал: "А вы были 2-го? Там я играл по-настоящему!" Насколько я себе представляю, И.Т. 2-го на концерте не была. Программы этих концертов отличались в первом отделении (Чайковский, пьесы) и совпадали во втором (Рахманинов, восемь этюдов-картин). Ту группу пьес Чайковского, что была в концерте 2-го июня, Рихтер исполнял в ДШИ №3 31 декабря 1981 года (этот концерт был из одного отделения).

Кстати, заодно. 3-го июня фортепианный квартет Брамса игрался во втором отделении, а в первом бородинцы исполняли струнный квартет Брамса. И.Т. рассказала, что когда бородинцы ушли из артистической (уже тогда это была "Артистическая комната - музей Рихтера") Рихтер сказал ей: "Ну вот, они пусть играют, а я тут полежу". И прилёг на диван, вполне для этого подходящий. Потом И.Т. рассказывала (вероятно, уже побывав у Рихтера дома в гостях) со слов Н.Л.Дорлиак, как Рихтер проводит день: "Он играет и ложится, играет и ложится". На наш вопрос, каков, вообще, Рихтер, она ответила: "Вы знаете, это о-очень больной человек. Диабет, гипертония..., куча разных болезней".
Последний раз редактировалось M.I. Сб сен 29, 2007 10:12 pm, всего редактировалось 1 раз.

Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

Сообщение Yuriy » Сб сен 29, 2007 1:58 am

M.I. писал(а): Этот зал ранее принадлежал юридическому факультету МГУ, хотя построен был для того, чтоб в нём звучала музыка (говорили что-то о синодальных певчих, но я не помню, что именно).
Нина Львовна буквально в двух словах сообщила мне об этих концертах. При этом она называла этот зал исключительно "залом синодального училища". Кстати, сказала, что Святослав Теофилович хорошо там играл. Довелось мне встретить Нину Львовну в июне 83-го в БЗК, перед брамсовским концертом, где Рихтер играл с бородинцами 2-ой Квартет.

Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

Сообщение Yuriy » Сб сен 29, 2007 2:11 am

M.I. писал(а): Потом И.Т. рассказывала (вероятно, уже побывав у Рихтера дома в гостях) со слов Н.Л.Дорлиак, как Рихтер проводит день: "Он играет и ложится, играет и ложится".
Прошу прощения за реплику не по теме. В 50-е Рихтер по несколько дней останавливался в Киеве и занимался у своих приятелей. Ему ставили на стол стакан виноградного сока и чищенные грецкие орехи. Он уделял им внимание во время коротких перерывов.

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Сообщение M.I. » Сб окт 13, 2007 11:40 pm

Stranger писал(а): Хочется сказать о трансформации рихтеровского исполнения знаменитой сонаты B-dur. На мой взгляд, наиболее искренно, цельно, первозданно эта вещь звучит в концертной записи 1957 года. Впоследствии, исполнение этой сонаты у Рихтера становится более отстраненным и вместе с тем более театральным: усиливаются контрасты, удлиняются паузы, еще более растягивается темп первой части.
Впервые слушал эту сонату на концерте в БЗК 31 октября 1971 года. Это было захватывающее исполнение! Затем на виниловой пластинке вышла студийная запись этого времени, по трактовке совпадающая с концертным исполнением, но всё-таки не такая увлекательная, может быть более сдержанная, что ли, из-за студийных условий записи. Уже значительно позже, в 1985 году по радио передавали запись от 9 мая 1957 года. В этой записи, в целом, трактовка совпадала с исполнением 70-х годов. Однако темп последней части мне показался более быстрым, слишком быстрым, отчего соната, на мой взгляд, проигрывает.

Кстати, 31 октября 1971 года именно первая часть произвела наиболее сильное, ошеломляющее впечатления. Медленное исполнение несло в себе огромную концентрацию эмоций, "нервного" напряжения. Оно так захватило слушателя, что, кажется, нельзя было пошевелиться, чтобы не испортить не только впечатление, но, кажется, и саму звучащую музыку. После первой части сонаты была длительная пауза - слушателям, да наверное и исполнителю, необходимо было прийти в себя.

Как назло, - это был единственный посещённый мною концерт Рихтера в БЗК, когда не стояли микрофоны, - запись не велась!
Последний раз редактировалось M.I. Вс окт 14, 2007 10:39 am, всего редактировалось 1 раз.

Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

Сообщение Yuriy » Вс окт 14, 2007 1:17 am

M.I. писал(а):
Stranger писал(а): Хочется сказать о трансформации рихтеровского исполнения знаменитой сонаты B-dur. На мой взгляд, наиболее искренно, цельно, первозданно эта вещь звучит в концертной записи 1957 года. Впоследствии, исполнение этой сонаты у Рихтера становится более отстраненным и вместе с тем более театральным: усиливаются контрасты, удлиняются паузы, еще более растягивается темп первой части.
Впервые слушал эту сонату на концерте в БЗК 31 октября 1971 года. Это было захватывающее исполнение!

Кстати, 31 октября 1971 года именно первая часть произвела наиболее сильное, ошеломляющее впечатления. Медленное исполнение несло в себе огромную концентрацию эмоций, "нервного" напряжения. Оно так захватило слушателя, что, кажется, нельзя было пошевелиться, чтобы не испортить не только впечатление, но, кажется, и саму звучащую музыку.
Я это очень понимаю. Тут слушаешь знаменитую зальцбургскую запись (6&9-11/8/72) и хочешь, чтобы эта музыка не заканчивалась. Слушаешь ее, затаив дыхание. Даже среди великих произведений это шедевр из шедевров. Такое же эпохальное явление представляет собой эта запись. Можно по-хорошему позавидовать M.I., сподобившемуся услышать эту замечательную сонату в исполнении ее гениального интерпретатора.
Тут действительно присутствует отстраненность, но она неизбежна при взгляде на такое колоссальное произведение, в котором, подобно стереографической проекции плоскости на сферу, сконцентрирована вечность. И в этом исполнении нет и тени театральности. Откровение есть, ничего наносного нет и в помине.
Если бы нужно было защищать человечество от обвинений в бесконечных грехах, совершенных на протяжении веков, представив что-то положительное, созданное им, его представителями, я бы предложил великую сонату B-dur Шуберта в этом единственном и надрукотворном исполнении.

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Сообщение M.I. » Чт янв 03, 2008 6:41 pm

Yuriy писал(а): В 50-е Рихтер по несколько дней останавливался в Киеве и занимался у своих приятелей. Ему ставили на стол стакан виноградного сока и чищенные грецкие орехи. Он уделял им внимание во время коротких перерывов.
А интересно (хотя и не по теме), сколько тогда съел и выпил Рихтер? В первой половине 80-х годов И.Т.Бобровская рассказала со слов Н.Л.Дорлиак, что как-то Рихтер стал есть мёд из трёхлитровой банки. Ему так понравилось, что он съел всю эту банку меда. Результат был (к ужасу Нины Львовны) медицински-отрицательный: у него, диабетика, резко "подскочил сахар" (увеличилось содержание сахара в крови).

Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

Сообщение Yuriy » Пт янв 04, 2008 2:28 am

M.I. писал(а):
Yuriy писал(а): В 50-е Рихтер по несколько дней останавливался в Киеве и занимался у своих приятелей. Ему ставили на стол стакан виноградного сока и чищенные грецкие орехи. Он уделял им внимание во время коротких перерывов.
А интересно (хотя и не по теме), сколько тогда съел и выпил Рихтер? В первой половине 80-х годов И.Т.Бобровская рассказала со слов Н.Л.Дорлиак, что как-то Рихтер стал есть мёд из трёхлитровой банки. Ему так понравилось, что он съел всю эту банку меда. Результат был (к ужасу Нины Львовны) медицински-отрицательный: у него, диабетика, резко "подскочил сахар" (увеличилось содержание сахара в крови).
Увы, уже не у кого спросить...

А Ираида Тимофеевна и мне рассказывала эту историю с медом. Но, помню, она сказала "баночку". И съел он ее, когда никого дома не было. А еще она говорила, что сладкое от него прятали.
Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
(А.С.Пушкин)

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Сообщение M.I. » Вс мар 30, 2008 2:00 pm

Вероятно, всё-таки легче говорить не о периодизации творчества Рихтера, а о его постепенной эволюции. Её ход, её содержание не так легко сформулировать, но вот как я приблизительно себе это представляю.
Уже с 60-х годов формальное совершенство игры Рихтера стало постепенно меняться. При абсолютном качестве игры стало исчезать обаяние прекрасной формы как таковой, исчезло то качество, которое Я.И.Мильштейн сформулировал так: "обворожительная лёгкость".
В последние годы формальная сторона игры Рихтера, сохраняя безошибочность, становилась другой, менее интересной. Исчезала острая психологическая подтянутость, отточенность, как будто Рихтер не придавал этому никакого значения. При этом технических ошибок (мазков, зацепок) не было, а единство и связность исполнения были безупречны. Иногда вообще могло показаться, что и пианиста никакого нет, а рояль играет сам по себе. И при этом возникали художественные находки. Форма стала терять значение, а художественный размах вырос! Как будто исполняемое произведение выросло, укрупнилось, а пианист стал смотреть на него с большего расстояния. Тут я вижу параллель с трансформацией творчества голландского художника Рембранта, который в конце жизни писал гениальные картины грубыми мазками, "незаконченно", не отделывая деталей. Чем заслужил сильное неудовольствие современных ему обывателей (и стал катастрофически терять заказчиков, и разорился), но от своей новой формы, нового метода достижения художественной цели не отказался.

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Сообщение M.I. » Вс апр 06, 2008 8:38 pm

Благодаря доброте Юрия, передавшего мне массу записей Рихтера, ознакомился с записью этюда Шопена соч. 25 № 12 от 31.05.1960 из Ленинграда, и сравнил с той, что представлена на Филипсе от 1988 года. Ленинградская запись более выпуклая, более зримая. Легко представить себе игру пианиста за роялем, движения туловища, рук, иногда сильные движения головой. Слушая запись 1988 года, не уступающую по технике исполнения, всего этого себе не представляешь. В записи 1960 года превалирует образ самоотверженности, подвига, в записи 1988 года - драматизм. В записи 1960 г. слышишь именно исполнение, а в записи 1988 г. - прочтение, играющий "не заметен".
Мо-моему, будет удачно, если запись 1960 года прозвучит в Тарусе 1 августа.

Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

Сообщение Yuriy » Пн апр 07, 2008 1:42 am

M.I. писал(а):Мо-моему, будет удачно, если запись 1960 года прозвучит в Тарусе 1 августа.
Совершенно согласен! Вынесу предложение на "коллегию".
Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
(А.С.Пушкин)

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Re: Периодизация творчества Рихтера

Сообщение M.I. » Пт май 02, 2008 5:06 pm

Stranger писал(а):Исполнительский стиль Рихтера существенно видоизменялся, трансформировался на протяжении его долгой пианистической карьеры.
Я попробовал проследить трасформацию исполнительского стиля Рихтера на примере исполнения им Второй сонаты Прокофьева.

23.06.1950. Качество записи не идеальное, но приемлемое; компрессия звука есть, но допустимая, не убивает запись. По характеру звучания похожа записи из зала им. Чайковского.
Исполнение в чём-то напоминает сценический облик Прокофьева. В первых трёх частях темперамент средний. В третьей части кульминация особенно и не выделена, как будто проглочена. Зато в четвёртой части пианист сразу набрасывается на рояль, как будто он только этого момента и ждал. Четвёртая часть явно перевешивает третью, да пожалуй, и всю сонату вцелом. В четвёртой части всё деревянное, увесисто-жёсткое и всё это прыгает, скачет. И, вцелом, несколько угловатое звучание, а по жизненным аналогиям напоминает спорт, физкультуру, прыжки в высоту с шестом.

30.12.1964, БЗК.
Пожалуй, самое симпатичное для меня исполнение этой сонаты (из доступных записей).
Явное улучшение пианистического мастерства. Более плавное, гибкое звучание. Нарастания в первой части идут с большим дыханием. Вторая часть более напористая и выразительная. Суета, толкание, грохот жизни, движение туда и сюда. Все в духе московской жизни от НЭПа до начала войны (а соната, кажется, 1912 года создания!). Вдруг сквозь этот бестолковый шум возникает мгновенное видение - прошла, промелькнула колонна пионеров с красными гастуками и с барабанным боем. И тут же исчезла. Третья часть - ход часов, движение времени. Его нежно отбивают хрустальные колокольчики. В кульминации колокольность становится внушительной, а затем всё возвращается к тому, с чего началось. Четвёртая часть. Одна из любимейших мною. Рихтер вновь набрасывается на рояль. Исполнение виртуозное и темпераментное. Я вижу улицу Горького в Москве в 1950 - 70-е годы, когда на тротуарах ещё стояли липы. Сильный дождь. На проезжей части слой воды, в него лупят сильные капли дождя, поднимая фонтанчики брызг. Через это движутся легковые машины того времени (не такие многочисленные, как теперь), сигналят. На тротуарах пузыри от дождя. Дождь спешит. Прохожие на тротуарах торопятся, спешат. После неожиданой остановки, музыка возобновлятся словно издалека, и всё продолжается дальше. Появляется то, что называли "застрявшие" ноты. Они стучат, стучат и... достучались, их куда-то впустили.

2.05.1966, БЗК.
Соната посерьёзнела. 1-я часть - более тяжёлое, обстоятельное начало. Как будто отрешённый ход некой машины, возможно, паровоз, отягощённй тяжёлым и длинным составом. Звук менее яркий, чем 30.12.1964. Характер исполнения почти студийный, а не концертный. В третьей части звук становится более колокольный. В четвёртой части мокрая пасмурная погода, и загородные лужи, через которые прыгают дачники. "Застрявшие" ноты почти не заметны. Вцелом, Вторая соната как бы сместилась в сторону Шестой (входившей, кстати, в программу этого концерта).
Можно было бы сделать поспешный вывод о том, что, видимо, у Рихтера за порошедшие полтора года внутри что-то надломилось, а его восприятие жизни стало более меланхоличным, если вообще не скорбным - вот потому-то он так и сыграл. Однако. Вот студийная видеозапись этой сонаты от 26.091964, т.е. до 30.12.1964. Серьёзность, тяжеловесность здесь ещё больше, а колокольность в третьей части ещё значительнее, чем 2.05.1966, это уже почти набат. Значит, дело не во времени, прошедшем между декабрём 1964 и маем 1966 года, а в настроении концерта.

19.05.1994. Три десятилетия спустя. Отличная цифровая запись.
Первое впечатление - исполнение затормозилось. Присутствует ощущение выровненности, как между частями в сонате вцелом, так и внутри каждой части. Всё стало по-другому! Если раньше Рихтер, играя, создавал сонату на глазах у слушателя, увлечённо рвался вперёд, то теперь он показывет сонату. Теперь Рихтер ведёт за собой слушателя, словно убелённый сединами старик берёт за руку ребёнка, и бережно, мягко проводит его через лабиринты внутреннего устройства сонаты.
--------------------------------------
Хочу ещё заметить, что каждая из упомянутых записей для меня бесценна. Иметь хотя бы одну из них - большая удача!
--------------------------------------
Из сравнения упомянутых выше исполнений Рихтером Второй сонаты Прокофьева вытекают два вывода.
1. Наивысший расцвет рихтеровского пианизма приходится на середину 60-х годов.
2. Записи 1950 и 60-х годов приводят к мысли, что Прокофьев мог выуживать, отфильтровывать свои музыкальные впечатления из суматохи окружаюшей жизни. В музыке Второй сонаты он он выглядит как мастер реализма, конкретики.
Запись 1994 года я воспринимаю так, что соната существует сама по себе, автор незаметен.
Последний раз редактировалось M.I. Пт мар 06, 2009 10:21 pm, всего редактировалось 1 раз.

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Сообщение M.I. » Вс июл 20, 2008 5:29 pm

Кто-то из участников форума (я искал, кто именно, но не смог найти) однажды высказал мысль, что Рихтеру было суждено прожить в музыке несколько жизней. Только что убедился в этом, прослушав четырнадцать этюдов Шопена в записи 1988 года (PHILIPS 438 620-2).
Характер игры стал другой, чем прежде, лет двадцать назад или ранее. Исчезла так сказать, профессиональная концертность. Сама образная атмосфера вызывает у меня ассоции с домашним или, скорее, усадебным музицированием во второй половине XIX века (это при том, что зал, где был концерт, не такой уж маленький - судя по аплодисментам). Получилось, что Рихтер пошёл не вперёд в XXI век, а, наоборот, вернулся в век XIX. Это оказалось неожиданно, я бы сказал, радостно обескуражило. Я услышал нечто новое в игре Рихтера, чего раньше не было. Игра стала близкая, родная, тёплая. Как будто слушаешь не запись с концерта, а игру пианиста прямо у тебя дома. И первое впечатление: предпочту это выступление всем остальным.
Сейчас припоминаю, что в такой же манере Рихтер играл в БЗК 22 мая 1991 года концерт из трёх Французских сюит и Фрацузской увертюры Баха. Но в зале Чайковского 20 мая того же года, этого ощущения не было. Тогда Английские сюиты Баха №№ 1, 3, 4 и 6 звучали холоднее.

Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

Сообщение Yuriy » Пт янв 02, 2009 7:17 pm

В биографии каждого музыканта можно выделить разные периоды – становление, расцвет, конец карьеры. Каждый имеет свои особенности и, если это личность незаурядная, свои уникальные стороны. Причем разные слушатели оценивают эти периоды по-разному. Так уж устроен человек, что под конец его физические силы, энергия, темперамент отличаются от того, что было в молодые годы. Зато приходит опыт, мудрость, какое-то особое видение, которого просто не может быть в самом начале карьеры. Чаще появляются усталость, необходимость “преодолевать материал”, случайные и досадные “не те” ноты. Это неизбежно бывало с самыми большими виртуозами – вспомним, например, последние записи Эмиля Зауэра, ученика Листа, - оба Концерта Листа. С другой стороны, всем памятна позднее исполнение Артуром Рубинштейном “Аппассионаты” – не верится, что человек может играть в таком возрасте с таким темпераментом.
Мне хотелось бы поговорить о записях Рихтера, сделанных в поздний период его деятельности, точнее, о его прочтениях новых для себя произведений а также о тех, которые прочно вошли в репертуар. К некоторым он шел всю жизнь, почему-то откладывая их вынесение на суд слушателей. Уже не раз цитировались записанные Мильштейном его определение “трех китов” пианизма: “Hammerklavier” Бетховена, “Вариации на тему Паганини” Брамса и 2-ой Концерт Прокофьева. Бетховенский шедевр он исполнил впервые в 74-ом в Японии, Брамса играл в 1986-88 гг. , а Второй Прокофьева так и не удалось сыграть. О версии, объясняющей, почему пришлось прекратить учить этот Концерт, я уже когда-то писал. Но сейчас не об этом… Вариации Брамса – огромное, сложнейшее произведение, которое хорошо играть в расцвете физических и творческих сил, что и делали разные известные музыканты – Бакхауз, Гилельс, Микельанжели. Внес ли Рихтер принципиально новое в их осмысление? Вообще-то любой большой музыкант, обладая собственным художественным вИдением, необходимо вносит свое. Но не всякий вклад так уж и остается в истории среди самых ярких и интересных достижений. Читаем дневники Рихтера, его отзывы о собственном исполнении Вариаций. Чаще всего это неудовлетворенность собой, своим исполнением. Взять, например, запись на Филипсе
**19/6/88 - Tours - Live - PHILIPS 438 477-2 (3CD)**
Мне тоже было тяжело слышать, что в этой записи музыкант начинает играть, будто бы задыхаясь. Да, у Святослава Теофиловича были проблемы с сердцем, о чем сейчас хорошо известно. Но удивительно то, что вскоре музыка побеждает – появляется второе дыхание, и Рихтер создает вдохновенный гигантский образ. Для меня это звучит гораздо убедительнее других, технически более выверенных, студийных записей других пианистов. Но есть и другие записи, к сожалению, знакомые пока только любителям, например,
* 30/5/88 - Kassel - Live - (PT)*
Это настоящая его удача, о которой он почему-то не пишет в дневниках. Эпохальное прочтение! С художественной точки зрения это огромная высота, хотя уж эту высоту он никогда не покидал, это замечательно и пианистически. Возможно, профессионалы, особенно большие специалисты по мелким недостаткам, найдут что-то и в этой записи (причем, кое-кто – к радости для себя), но непреходящую ценность исполнения возможные недостатки они заслонить не могут. Кстати, рассказывал одному ныне живущему и знаменитому пианисту о том, как на форумах иные любят смаковать неверные ноты у Рихтера. На что услышал ожидаемый ответ, что главное, что он играл, не переставал играть, и это по значению превосходит все мелочи. А те, кто критикуют, пусть доживут до такого возраста, а там посмотрим, на что они будут способны…
Вариации Брамса и их рихтеровские записи – лишь один, но, безусловно, яркий пример неоценимого вклада в музыкальное достояние человечества. Без его исполнения было бы как-то неуютно. Рихтеровская грандиозность, “всеохватность” уникальна.
А ведь есть его поздние интерпретации последних бетховенских сонат, в которых появилось нечто новое по сравнению с записями более ранними, есть совершенно неожиданный “поздний” “Остров радости” Дебюсси, о котором уже вскользь писал, есть новые в его репертуаре опусы Баха! Невозможно без восторга слушать, например,
Fantasia in c, BWV 921
6-я Английская Сюита
* 18/4/91 - Minsk - Live - (PT)* -
верх совершенства!
Тема огромная. Ее невозможно “раскрыть” в одном сообщении. Надеюсь на отклики. Для меня ясно: гениальность невозможно скрыть за случайностями, бывающими в концертном исполнении, и условно поздний период рихтеровского творчества принес свои непреходящие шедевры.

P.S. Перечислю существующие записи Брамса:

Variations on a Theme by Paganini, Op.35
* 15/3/86 - Zagreb - Live - (PT)*
* 16/3/86 - Zagreb - Live - [Book I] - (PT)*
* 18/3/86 - Venice - Live - (PT)*
* 2/5/86 - Reggio Emilia - Live - (PT)*
* 27/5/86 - Mantua - Live - (PT)*
* 15/8/86 - Gorky - Live - [Book I] - (PT)*
* 21/8/86 - Brezhnev - Live - (PT)*
* 14/10/86 - Urawa - Live - (PT)*
* 16/10/86 - Takasaki - Live – DOREMI DHR-7882 (CD)**
* 15-25/12/86 – Moscow – Live (PT) [N]
* 28/5/88 - Gutersloh - Live - (PT)*
* 30/5/88 - Kassel - Live - (PT)*
**19/6/88 - Tours - Live - PHILIPS 438 477-2 (3CD)**
Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
(А.С.Пушкин)

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Сообщение M.I. » Пт янв 02, 2009 7:27 pm

Yuriy писал(а):
* 15-25/12/86 – Moscow – Live (PT) [N]
Например, 22.12.1986, запись с концерта в Музыкальной школе на бывш. улице Фрунзе (ныне Знаменка).

Ответить