''симптоматические'' произведения

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Re: "симптоматические" произведения

Сообщение M.I. » Сб апр 12, 2008 3:42 pm

timalism писал(а):
Но я категорически возражаю против приписывания нравственно-этического воздействия, например, поздним сонатам Скрябина (названы Пятая и Шестая) - безотносительно чьего-либо исполнения.
Вот, наткнулся на высказывание Г.Г.Нейгауза по этой теме. Его приводит И.Бэлза в статье <"Генрих Великий">, сб. "Генрих Нейгауз", составитель Е.Р.Рихтер, ИМИДЖ, Москва, 1992, стр.61.

"Так называемые адепты Скрябина оказали ему, а затем и его памяти поистине медвежью услугу. Я сам слышал, как Седьмую сонату называли "Белой мессой", а Девятую - "Черной". Но ведь сам Скрябин ничего подобного не говорил, а слова, сказанные им Надежде Николаевне, почувствовавшей и глубину, и значительность образов Девятой сонаты, удивительно поэтичны и человечны. О "подкрадывающейся смерти" говорили, думали и писали Гораций, Данте, Эдгар По, Пушкин, ее образ воплощали Грюневальд, Гольбейн, Дюрер. Весьма многозначительно говорят о том, что Скрябин читал Щюре и Блаватскую. И я их читал, причем Щюре даже с интересом, и вы, наверное, тоже. Но ведь из такого чтения гениальные произведения искусства родиться не могут. Они рождаются из благородных порывов человека, из его стремлений преобразовать мир, из претворения всего сложного мира человеческих чувств и мыслей..."

"...гениальные произведения... ...рождаются из благородных порывов человека..." - как это созвучно пушкинскому: "Гений и злодейство - две вещи несовместные"!

Виталий
Сообщения: 34
Зарегистрирован: Вс мар 23, 2008 10:25 pm
Откуда: одинцово

Сообщение Виталий » Сб мар 28, 2009 2:20 am

Хотелось бы привести свой список бессмертных интерпретаций Рихтера, которые хочется слушать бесконечно и которые невольно слушаешь внутри, даже когда нет возможности включить проигрыватель.

Бах - абсолютно все записи, начиная с самых ранних и заканчивая последними (включая все концерты для фортепиано и оркестра). На мой взгляд, этот композитор составлял плоть и кровь Рихтера.

Гайдн - также все записи сонат, которые я слышал

Моцарт - 18, 20 и 22 Концерты, Фантазия До минор, Соната для скрипки и фортепиано Ми минор

Бетховен - 4, 12, 23, 29, 32 сонаты, 3 концерт, Диабелли-вариации, сонаты для виолончели и фортепиано, соната для скрипки и фортепиано Фа мажор

Шуберт - 19 и 21 сонаты, Фантазия "Скиталец".

Шуман - Фортепианный концерт, Фантазия, Венский карнавал, Первое трио

Лист - 2 концерт

Брамс - 2 концерт, 1 и 2 сонаты

Григ - Фортепианный концерт, Лирические миниатюры

Чайковский - 1 концерт (с Мравинским), 4 пьесы из времен года, все фортепианные миниатюры, которые слышал в записи

Мусоргский - Картинки с выставки

Скрябин - 5 и 9 сонаты

Рахманинов - 2 концерт

Прокофьев - 1 и 5 концерты, 6 соната

Франк - Трио, Прелюдия, хорал и фуга

Сен-Санс - 5 концерт

Дебюсси - Бергамасская сюита

Равель - Павана усопшей инфанты (запись 1960 г.), Отражения, Трио

Барток - 2 концерт

Хиндемит - сонаты для скрипки и фортепиано

Это, конечно же, не все, но то, без чего я точно не проживу.

Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

Сообщение Yuriy » Сб мар 28, 2009 8:34 am

Виталий писал(а):Шуман - Фортепианный концерт, Фантазия, Венский карнавал, Первое трио
А как насчет "Симфонических этюдов"? Тут на одном форуме с удивлением узнал от одного очень авторитетного почитателя Рихтера, что эти этюды - неудача великого музыканта. Мое же мнение совершенно противоположное - это принципиальная его удача. Причем там я постарался объяснить, почему так считаю и почему пять посмертных в этом цикле, да еще все вместе, а не разбросанные по тексту, - несомненная находка.
Виталий писал(а):Шуберт - 19 и 21 сонаты, Фантазия "Скиталец".
Тут вообще глаза разбегаются. Но вот с молодых лет полюбил четырехчастную ля минорную. И это навсегда. Ни у кого ничего подобного не слышал.
Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
(А.С.Пушкин)

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Сообщение M.I. » Пт апр 10, 2009 9:33 pm

Yuriy писал(а): А как насчет "Симфонических этюдов"?... - это принципиальная его удача.
Полагаю, не меньшая удача - "Пёстрые листки", соч. 99. Только название этого опуса несколько обескураживает. А студийная запись Рихтера заслуживает многих лестных эпитетов: глубока, романтична, превосходна по воплощению.

Irlina
Сообщения: 12
Зарегистрирован: Вт дек 21, 2010 4:47 pm

Сообщение Irlina » Чт янв 06, 2011 3:47 am

Виталий писал(а):Хотелось бы привести свой список бессмертных интерпретаций Рихтера, которые хочется слушать бесконечно и которые невольно слушаешь внутри, даже когда нет возможности включить проигрыватель.

Бах - абсолютно все записи, начиная с самых ранних и заканчивая последними (включая все концерты для фортепиано и оркестра). На мой взгляд, этот композитор составлял плоть и кровь Рихтера.

Гайдн - также все записи сонат, которые я слышал

Моцарт - 18, 20 и 22 Концерты, Фантазия До минор, Соната для скрипки и фортепиано Ми минор

Бетховен - 4, 12, 23, 29, 32 сонаты, 3 концерт, Диабелли-вариации, сонаты для виолончели и фортепиано, соната для скрипки и фортепиано Фа мажор

Шуберт - 19 и 21 сонаты, Фантазия "Скиталец".

Шуман - Фортепианный концерт, Фантазия, Венский карнавал, Первое трио

Лист - 2 концерт

Брамс - 2 концерт, 1 и 2 сонаты

Григ - Фортепианный концерт, Лирические миниатюры

Чайковский - 1 концерт (с Мравинским), 4 пьесы из времен года, все фортепианные миниатюры, которые слышал в записи

Мусоргский - Картинки с выставки

Скрябин - 5 и 9 сонаты

Рахманинов - 2 концерт

Прокофьев - 1 и 5 концерты, 6 соната

Франк - Трио, Прелюдия, хорал и фуга

Сен-Санс - 5 концерт

Дебюсси - Бергамасская сюита

Равель - Павана усопшей инфанты (запись 1960 г.), Отражения, Трио

Барток - 2 концерт

Хиндемит - сонаты для скрипки и фортепиано

Это, конечно же, не все, но то, без чего я точно не проживу.
Спасибо,мне, новичку, было очень полезно ознакомиться.
Как жаль, что эта тема не продолжается. Очень бы хотелось.

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Сообщение M.I. » Пт янв 07, 2011 11:31 pm

Я бы обязательно включил записи пяти сонат Бетховена для виолончели и ф-но (с Ростроповичем), студийные записи 1961 - 63 годов, изданы Филипсом. Это "эталонные" записи. Запись с концерта 1964 года нравится мне гораздо меньше.

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Re: "симптоматические" произведения

Сообщение M.I. » Сб апр 16, 2011 11:20 pm

Yuriy писал(а):...можно выделить какие-то произведения, где воплотился некий идеал, имеющий не только эстетическое, но и этическое значение.
Определённое этическое значение мог иметь и состав исполняемых поизведений в концерте. Обратите внимание: концерт памяти Олега Кагана в БЗК 18 мая 1991 года. В первом отделении Рихтер играл четыре клавирных дуэта Баха. Играл один, но ведь это дуэты, значит подразумевался, невидимо присутствовал кто-то ещё. А во втором отделении два концерта Баха для ф-но с оркестром. В публике уверенно говорили, что эти концерты Бах переделал из своих скрипичных концертов. И тут выходило, что Рихтер играл за скрипача О.Кагана.

Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

Re: "симптоматические" произведения

Сообщение Yuriy » Вс апр 17, 2011 12:25 am

M.I. писал(а):
Yuriy писал(а):...можно выделить какие-то произведения, где воплотился некий идеал, имеющий не только эстетическое, но и этическое значение.
Определённое этическое значение мог иметь и состав исполняемых поизведений в концерте. Обратите внимание: концерт памяти Олега Кагана в БЗК 18 мая 1991 года. В первом отделении Рихтер играл четыре клавирных дуэта Баха. Играл один, но ведь это дуэты, значит подразумевался, невидимо присутствовал кто-то ещё. А во втором отделении два концерта Баха для ф-но с оркестром. В публике уверенно говорили, что эти концерты Бах переделал из своих скрипичных концертов. И тут выходило, что Рихтер играл за скрипача О.Кагана.
Да, это известно. Хорошо, что здесь об этом вспомнили.
Что и говорить - Рихтер был удивительным человеком - цельным, глубоко чувствующим и понимающим, и еще тактичным. Очень своеобразно видел и понимал мир, находил интересные решения во всем, чем бы ни занимался. Что творилась в его сознании нам уже не понять по-настоящему. Да и его близкие друзья тоже до конца этого не понимали. Многое, разумеется, видели, делали какие-то выводы, тянулись к нему как к светилу, обладающему мощным притягивающим полем. Но понять, о чем он думает, общаясь с ними, до конца всё же не могли. Мне рассказывал Олег Каган: Рихтер с тобой разговаривает, внимательно слушает, но всё равно ощущаешь, что параллельно он пребывает в своем мире, посещает нас, глядя из него. Я своими словами пересказал, но суть та же.
Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
(А.С.Пушкин)

Sergeey
Сообщения: 11
Зарегистрирован: Пн апр 09, 2012 9:42 pm

Re: "симптоматические" произведения

Сообщение Sergeey » Сб апр 14, 2012 10:39 pm

Если я правильно щелкнул. Yurij, спасибо за список. Мне и нужно было личное мнение разбирающегося человека. Я могу его принять, могу отвергнуть, но это то, чего я ждал. Для начала изучи, а там уж - приму и отвергну. Спасибо

Sergeey
Сообщения: 11
Зарегистрирован: Пн апр 09, 2012 9:42 pm

Re: "симптоматические" произведения

Сообщение Sergeey » Сб апр 14, 2012 10:43 pm

Категорически возражаю против Картинок с выставки, потому что хорошо знаю эту запись, купил пластинку (кстати, записано ужасно). Но очень интересно. У Вас получилось 4 Баха, 4 Бетховена, 3 Шумана, 3 Шуберта, 1 Скрябин.... И весь список зовет к размышлениям и переслушиваниям. А можно, пользуясь эти форумом, как-то легко прослушать указанные Вами произведения, или надо обратно гулять на Архив... и там слушать, что есть?

Sergeey
Сообщения: 11
Зарегистрирован: Пн апр 09, 2012 9:42 pm

Re:

Сообщение Sergeey » Сб апр 14, 2012 10:47 pm

Stranger писал(а):Вот произведения, которые Рихтер, на мой взгляд, исполнял непревзойденно. Об остальных не берусь судить.

Чайковский. 1-й концерт. Большая соната. 4 пьесы из "Времен года".
Прокофьев. 5-й концерт. 2-я соната.
Рахманинов. Прелюдии. Этюды-картины. 2-й концерт.
Скрябин. 5-я соната.
Мусоргский. Картинки с выставки.
Бах. Клавирные сонаты.
Бетховен. 23-я и 32-я сонаты. Вариации на тему Диабелли. 15 вариаций с фугой. Вариации ре мажор.
Брамс. 2-й концерт.
Шуберт. Фантазия "Скиталец".
Шуман. Фантазия. Венский карнавал. Пестрые листки.
Равель. Отражения.
Где писать? Очень интересный Ваш список. Все сплошь русская музыка. Я согласен безоговорочно в Вашем списке только с Шуманом (Про Скитальца молчу, потому что какт-то не дошел до него, мне он не нравится). Насчет Бетховена - мне нравится все, но я бы не стал выделять названные произведения в лучшие. Сейчас пойду послушаю 32, это интересно.

Sergeey
Сообщения: 11
Зарегистрирован: Пн апр 09, 2012 9:42 pm

Re:

Сообщение Sergeey » Сб апр 14, 2012 10:51 pm

timalism писал(а):Итак, "Мой Рихтер". Многое в исполнении С. Т. я еще не слышал, так что список, возможно, будет пополняться.
Бетховен. Концерты № 1 и 3. Сонаты № 7, 19, 23 и 32.
Брамс. Концерт № 2. Сонаты № 1 и 2. Соната для виолончели и ф-но № 1 e-moll. Соната для скрипки и ф-но № 3 d-moll.
Вольф. Песни на стихи Мёрике.
Гайдн. Сонаты.
Гершвин. Концерт.
Григ. Соната для виолончели и ф-но.
Дебюсси. Бергамасская сюита. "Колокола сквозь листву". "Остров радости". Все исполненные прелюдии и этюды.
Моцарт. Соната a-moll K. 310. Концерт № 22 Es-dur (особенно - каденции Бриттена :) ). Квартет g-moll K. 478.
Мусоргский. "Картинки с выставки". Вок. цикл "Детская".
Прокофьев. Концерт № 1. Сонаты № 2, 4, 6 и 9.
Пуленк. "Утренняя серенада" для ф-но и 18 инструментов.
Равель. "Отражения". "Павана на смерть инфанты". Трио.
Рахманинов - всё, исполненное Рихтером (Концерты № 1 и 2, прелюдии, этюды-картины,..).
Скрябин. Соната-фантазия № 2 gis-moll. Этюды.
Франк. Прелюдия, хорал и фуга. Трио. Квинтет.
Чайковский. Концерт № 1 (с Мравинским).
Шимановский. "Остров сирен", "Калипсо".
Шопен. Все четыре баллады. Прелюдии. Этюды ор. 10 № 3 и 6.
Шостакович. Альтовая и скрипичная сонаты. Трио. Некоторые прелюдии и фуги.
Шуберт. Сонаты G-dur, B-dur и A-dur. "Зимний путь".
Шуман. Фантазия. "Пестрые листки".
Возможно (куда писать?) в этом списке - подлинный Рихтер. Абсолютный универсал. Никаких нацинальных, жанровых предпочтений. Но Вы не по пластинкам идете? Не так, что указываете вообще все, что слышали? Отсюда такая пестрота. Обо многом я не имею представления. Вольф, Гершвин. Бармса не переношу физически, виолончепльную сонату Грига конечно не знаю. Интересный список. Гайдна поддерживаю. Его, для меня, мало кто играет, как Рихтер. До-минорная - вообще.

Sergeey
Сообщения: 11
Зарегистрирован: Пн апр 09, 2012 9:42 pm

Re:

Сообщение Sergeey » Сб апр 14, 2012 10:54 pm

M.I. писал(а):/.../Рихтер играет Английскую сюиту Баха №3./.../
Кстати, известно высказывание Рихтера: "За талант человеку можно простить всё, кроме предательства". Он этику ставил выше эстетики.
Согласен, он здорово играет эту сюиту. И цитата о предательстве хороша.

Sergeey
Сообщения: 11
Зарегистрирован: Пн апр 09, 2012 9:42 pm

Re:

Сообщение Sergeey » Сб апр 14, 2012 10:57 pm

Yuriy писал(а):
M.I. писал(а): А в упомянутой записи двадцатого концерта Моцарта точность - художественный приём. И ещё вспоминается высказывание И.И.Соллертинского о стиле Моцарта - чистота дистиллированной воды. И это тоже подходит к записи концерта №20.
При всем уважении к личности Соллертинского не могу согласиться с "чистотой дистиллированной воды" у Моцарта и не применил бы такое определение к искусству Рихтера. Если вода - то из живого источника, а в 20-ом Концерте - неземная чистота, чистота помыслов, высшая простота. Вообще этот концерт - идеальное творение и особое явление в музыке. Именно Рихтеру свойственно такое высокое прочтение и вознесение его в те области, где и должно ему быть.
Помню, Башкиров советовал послушать запись Клары Хаскил. Она действительно хорошо его играет, но сакраментального у нее не чувствую.
Этот концерт всегда со мной. Читаю лекцию, а он звучит где-то внутри...
Удивителен Соллертинский. Я плохо его знаю, но он - личность. Смотрите: "дистиллированная" и "неземная чистота" - это ведь одно и то же. И поддел Моцарта. Меня именно это смущает и заставляет тянуться к Бетховену. Может, и Рихтер так думал (если учесть его известные высказывания о Моцарте). Любопытно это, можно задуматься.

Sergeey
Сообщения: 11
Зарегистрирован: Пн апр 09, 2012 9:42 pm

Re: ''симптоматические'' произведения

Сообщение Sergeey » Сб апр 14, 2012 11:06 pm

В таком случае, было бы интересно услышать от настоящих знатоков и ценителей Рихтера что, на их взгляд, ему не удавалось.

Ответить