Бетховен. Сонаты 30, 31, 32

Обсуждение аудио- и видеонаследия Рихтера
Ответить
Twirl
Сообщения: 16
Зарегистрирован: Пн апр 10, 2006 5:03 pm

Бетховен. Сонаты 30, 31, 32

Сообщение Twirl » Ср май 31, 2006 12:07 pm

Очень хочу знать: издавалась ли где-нибудь запись "экзистенциальной" программы Рихтера из трех последних сонат Бетховена?

timalism
Site Admin
Сообщения: 501
Зарегистрирован: Пн апр 10, 2006 1:18 am
Откуда: Уфа-Москва
Контактная информация:

Re: Бетховен. Сонаты 30, 31, 32

Сообщение timalism » Ср май 31, 2006 4:16 pm

Twirl писал(а):Очень хочу знать: издавалась ли где-нибудь запись "экзистенциальной" программы Рихтера из трех последних сонат Бетховена?
Да.
Все три изданы Philips, запись с концерта 17 октября 1991, Ludwisburg (Германия).
Еще существует запись:
28 ноября 1963, Лейпциг - Music & Arts CD-1025 (CD 1998)

Twirl
Сообщения: 16
Зарегистрирован: Пн апр 10, 2006 5:03 pm

Сообщение Twirl » Пт июн 02, 2006 1:20 pm

А в России эти записи появлялись?

timalism
Site Admin
Сообщения: 501
Зарегистрирован: Пн апр 10, 2006 1:18 am
Откуда: Уфа-Москва
Контактная информация:

Сообщение timalism » Пт июн 02, 2006 4:09 pm

Twirl писал(а):А в России эти записи появлялись?
Безусловно. Вариант 1991 года у меня есть. Другой вопрос, что эта компиляция Philips (двойник сонат Бетховена, на первом диске записаны №№ 19, 20, 22 и 23 с Concertgebow, Amsterdam, ноябрь 1992) издана в 1994 году. Не знаю, есть ли она сейчас в продаже. Возможно эти записи переиздавались и позднее.

Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

Re: Бетховен. Сонаты 30, 31, 32

Сообщение Yuriy » Чт июн 22, 2006 12:51 am

Twirl писал(а):Очень хочу знать: издавалась ли где-нибудь запись "экзистенциальной" программы Рихтера из трех последних сонат Бетховена?
Эти три с 28-ой изданы также фирмой DOREMI: DOREMI DHR-7718, хотя это запись с двух концертов - 30/7/71 - Ohrid (28-я, 30-я) ,
1/6/74 - Tokyo (31-я, 32-я).
На мой взгляд, его лучшее исполнение 32-й зафиксировано в записи с концерта
12/1/75 - Moscow - Live - REVELATION RV 10096 , MUSIC&ARTS 775, BRILLIANT CLASSICS 92229/1 (см. www.brilliantclassics.com ).
Хотя признаю ущербность формулировки "лучшее", когда речь идет о таком гении. Есть также видеозапись этого эпохального исполнения. Кстати, видеозапись 1/6/74 - Tokyo тоже существует, и это тоже потрясающий концерт.
Лучшими для меня все же были те концерты, на которых присутствовал сам. Таким образом я услышал "лучшее" исполнение 30-й и 31-й 20/01/1972 в Ленинграде, в Малом зале филармонии.
С записями Рихтера Вы можете познакомиться, если скачаете дискографию Танина с сайта DOREMI: http://www.doremi.com/sr.html

Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

Сообщение Yuriy » Пт май 20, 2011 12:45 am

Наконец вы можете послушать совершеннейший шедевр - 31-ю сонату Бетховена, исполненную во втором отделении концерта в ГМИИ им.Пушкина, посвященного памяти Дмитрия Николаевича Журавлёва, 8/12/1991.
http://www.sendspace.com/file/67xyly

До сих пор существовал только видео вариант, который выложить весьма нелегко. Я переделал его в аудио. Буду рад услышать отзывы.
Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
(А.С.Пушкин)

Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

Сообщение Yuriy » Пт май 20, 2011 1:53 pm

(Отголоски с другого форума.)
Сначала вспомним, что говорил сам Святослав Теофилович по поводу этой сонаты.

— Меня порой упрекали в том, что я беру медленный темп
в сонате ор. 110 во второй части. Но ведь там у Бетховена всего
лишь Allegro, да и то на две четверти. Как же можно играть эту
часть быстро!..

Но слушатель скажет, что у него собственное представление, и будет по-своему прав. Ведь говорил же, причем, очень много, Гульд и даже записал эти разговоры, но это не значит, что все сразу же должны встать на его точку зрения и безоговорочно принимать сказанное.
Могу поделиться (кажется, не первый раз) собственными впечатлениями от исполнения Рихтером этого великого бетховенского опуса. Сначала немного истории. Приехав в январе 72-го года в Ленинград, увидел (это всегда, как удар током) на афишах Малого зала филармонии афиши: Рихтер играет 24-й Концерт Моцарта (17,18/01) и сольный концерт – 2/01. В программе сольного – сонаты Бетховена №№30,31 и «Симфонические этюды» Шумана. Чувствуете, какие программы. Тут было, от чего почувствовать почти электрический удар. И до сих пор с благодарностью вспоминаю ленинградцев, бескорыстно помогавших мне попасть на два из этих трех концертов. Удивительные люди, удивительные отношения. Я много разнообразных открытий сделал тогда для себя в этом городе. И можно себе представить ожидание концертов с такой программой. Наконец удастся услышать «настоящее» исполнение произведений, каждое из которых шедевр какого-то высшего уровня. У меня всегда было чувство как бы неполноты знаний о какой-то вещи, если я не слышал её в исполнении Рихтера. И тут сразу три «личных премьеры» - это я о сольном и еще «премьера» - c-moll-ный Моцарта. Как бы я ни старался, мне не удастся передать, насколько стройной была концепция первой части 31-ой Сонаты. Грандиозная и хорошо просматриваемая общая конструкция, и тончайшая проработка деталей – всё это создает нерукотворный шедевр, хотя сделано и руками. И впечатление, что создается перед тобой и другими сию минуту, никаких намеков на воспроизведение много раз сыгранного и заигранного. И вот вторая часть. Полная неожиданность – темп гораздо более медленный, чем у других пианистов. Соответствует ли это характеру этой музыки? Да, непривычно, но надо слушать и вслушиваться. Дальнейшее развитие показало, что именно при таком темпе более быстрые фрагменты приобретают особую осмысленность. Данный сайт помогает без поисков в своей фонотеке (поисками записей Рихтера заниматься не приходится, т.к. здесь порядок полный и всё мгновенно находится на компьютере и отдельных жестких дисках) тут же послушать других. Извините, часто более быстрый темп у весьма многих делает эту музыку поверхностной и какой-то болтливой. У некоторых в этой части сплошные неопределенности. Так и ждешь, когда начнется более насыщенная содержанием 3-я часть. На самом деле свое содержание есть в каждой части. Это Бетховен, и не надо этого забывать. И скреплено всё общей идеей. И еще какой идеей! И слушая Рихтера – а лучше не раз и не два – начинаешь проникаться его глубоким пониманием этого шедевра. И еще одно наблюдение, появлявшееся особенно в живых концертах: отзвучавшие звуки остаются жить где-то в сознании, в «оперативной» памяти, говоря современным языком, и это помогает осознавать и ощущать полную картину. Вот оно – «с орлиного полета».
Не думаю, что тут возможна полемика. Во-первых, я не музыкант и не могу судить, почему в нотах, которые сам видел, написано “Allegro molto”, а Мильштейн, цитируя Рихтера, пишет «Но ведь там у Бетховена всего лишь Allegro». Возможно, разные редакции. Далее. У разных людей свое врожденное чувство темпа, и ему чего-то недостает при таком темпе. Меня, повторяю, темп Рихтера убедил окончательно. При быстром темпе, как ни странно, мне становится скучно – быстрые места тогда весьма бессодержательны, но это, разумеется, зависит от исполнителя. И еще повторю, что на «классике» когда-то была устроена грандиозная «угадайка» - надо было узнать исполнителей 31-ой Сонаты, а выложено было более двадцати вариантов (правда, только фрагмент из 3-ей части). Это было интересно и поучительно.
Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
(А.С.Пушкин)

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Сообщение M.I. » Сб май 21, 2011 5:59 pm

Yuriy писал(а):(Отголоски с другого форума.)
...и сольный концерт – 2/01.
Может быть, опечатка, и надо читать: 20/1?
Уже 22.01.1972 был концерт с той же программой в зале им. Чайковского. Сышал восторженный отзыв о "Симфонических этюдах" от человека, побывавшего на том концерте.

Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

Сообщение Yuriy » Сб май 21, 2011 7:18 pm

M.I. писал(а):
Yuriy писал(а):(Отголоски с другого форума.)
...и сольный концерт – 2/01.
Может быть, опечатка, и надо читать: 20/1?
Уже 22.01.1972 был концерт с той же программой в зале им. Чайковского. Слышал восторженный отзыв о "Симфонических этюдах" от человека, побывавшего на том концерте.
Да, конечно. Это было 20-го января 1972-го. Концерт 22/01 был записан на REVELATION. Какая это всё-таки бледная запись по сравнению с живым исполнением! Не сомневаюсь, что в Москве тоже было замечательно. Запись, хоть и неважная, дает возможность сделать такой вывод.
Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
(А.С.Пушкин)

Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

Re: Бетховен. Сонаты 30, 31, 32

Сообщение Yuriy » Вс май 18, 2014 2:07 pm

Меня попросили выложить несколько записей. Возможно, они будут интересны кому-нибудь еще. Даю ссылку:
BEETHOVEN
Piano Sonata No.31 in A-flat, Op.110

12/12/63 - Moscow - Live - (PT)*
http://yadi.sk/d/eMGv2jh5QNy9k

7/1/65 - Leningrad - Live - (PT)*
http://yadi.sk/d/qBwe8nCTQP7eY

21/8/65 - Salzburg - Live - (PT)*
http://yadi.sk/d/SayHWy7VQPFJp
Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
(А.С.Пушкин)

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Re: Бетховен. Сонаты 30, 31, 32

Сообщение M.I. » Вс май 18, 2014 9:37 pm

Yuriy писал(а):Меня попросили выложить несколько записей. Возможно, они будут интересны кому-нибудь еще. Даю ссылку:
BEETHOVEN
Piano Sonata No.31 in A-flat, Op.110
............................
21/8/65 - Salzburg - Live - (PT)*
http://yadi.sk/d/SayHWy7VQPFJp
Хотя в обозначении этой записи имеется символ "РТ", по звуку запись весьма напоминает запись на виниловый диск.
А исполнение очень интересное.

penderecki
Сообщения: 149
Зарегистрирован: Вс мар 20, 2011 3:22 pm

Re: Бетховен. Сонаты 30, 31, 32

Сообщение penderecki » Пн май 19, 2014 9:44 pm

Записи от 21/8/65 - Salzburg - Live изданы на CD:

Piano Sonata No.19 in g, Op.49/1
Piano Sonata No.20 in G, Op.49/2
ST-LAURENT YSL SR 1965 08 21

Piano Sonata No.27 in e, Op.90
PHILIPS 438 617-2 or 475 8619 or PHCP-5258 or UCCP-3489
MUSIC & ARTS CD-946
ST-LAURENT YSL SR 1965 08 21


кроме Piano Sonata No.31 in A-flat, Op.110.
Действительно, звучание очень близкое к записи на виниле.

Ответить