M.I. писал(а):В моём Золотом фонде состоит известная студийная запись Токкаты Шумана конца 50-х годов. Слушал её сегодня. Мне очень импонирует образ радостной поспешности в этом произведении, такая, знаете ли, добрая сумасшедшинка. Исполнение феноменальное. Мой хороший товарищ говорил про эту запись: "В ней музыка летит впереди нот".
Действительно, феноменальное исполнение. Это одна из первых пластинок моего собрания, выпущенная в незапамятные годы. На самом деле, очень хорошо помню, как по ней я начинал приобщаться к музыке Шумана, и у меня был лучший наставник, лучший исполнитель музыки Шумана. Позже я познакомился с «Бабочками», «Юмореской», еще позже с «Симфоническими этюдами» и «Пестрыми листками» в его исполнении, но первыми была Токката и несколько Новеллетт на одной пластинке. Сейчас у меня есть возможность слушать разные записи ор. 7. Сегодня, прочитав это сообщение M.I. захотел послушать, но другую запись - 9/2/58 - Budapest - Live – AKKORD. По-моему, еще более впечатляющее исполнение. А всё потому, что концертное. Всё же тесно было Рихтеру в студии. Всё очень правильно и замечательно получалось, но обстановка концерта приводила его в особое состояние. Об этом было сказано и написано много раз. Писали, что после 1-го конкурса им. П.И. Чайковского члены жюри дали концерты, и Рихтер играл Токкату. Так вот, Клиберн расцеловал его за это исполнение. Это ведь где-то написано. Может быть, кто-нибудь даст ссылку?
Интересно сравнить рихтеровское исполнение и, пожалуй, самое быстрое – исполнение Самуила Барера. Барер – известный виртуоз, ученик Феликса Блуменфельда, выходец из Киева, эмигрировавший в США. Один пожилой артист киевского оркестра в 72-ом году рассказывал мне, что Барер как-то не имел толком работы в 20-е годы, играл на летних открытых сценах, как-то перебивался. Потом, уехав в Америку, стал там знаменитым. Да, виртуозом он был блестящим, но музыкантом – вряд ли. Даже Горовиц (тоже представитель той же киевской школы) спрашивал у него, почему он так быстро играет Токкату, на что тот ответил, что может еще быстрее. Как по мне, никакой мощи, ликования в его исполнении нет. Есть действительно быстрый темп, но он не завораживает. Есть торопливость, и нет настоящей музыки. Я не сравнивал, на сколько секунд он справляется с произведением быстрее Рихтера. А может, и не быстрее. Это не то, что может заинтересовать. В исполнении Рихтера стремительность, порыв, свежесть, мощь и восторг, иными словами, то истинное, которое невозможно затмить механическим исполнением с, возможно, более быстрыми темпами.