Уважаемый M. I. ! Постараюсь как можно яснее ответить на Ваши вопросы.
1) Бах и Шопен - здесь я имел в виду эпоху великих пианистов-романтиков, которые либо играли Баха в транскрипциях, либо старались косвенно привнести шопеновскую чувственность и патетику в его произведения. "Хорошо темперированный клавир" в исполнении Эдвина Фишера, исполнение, которое я безумно люблю, - яркий пример шопено-романтического прочтения львиной доли прелюдий и фуг. Прелюдия До-диез-минор, например, из ХТК-2 - первое, что приходит мне на ум, когда я думаю о Бахе через призму Шопена.
Я не считаю, что Рихтер исполнял Баха - и, в частности, обсуждаемый концерт - подобным образом, но часто приходится сталкиваться с иными точками зрениями.
2) Здесь позвольте не согласиться. На слух и цвет товарища нет, но для меня, верующего человека, религиозность музыки Баха, и особенно его скрипичных сонат и партит, играет колоссальное значение. Я не могу рассматривать некоторые его прелюдии и фуги, а также упомянутые скрипичные сонаты-партиты вне религиозного контекста, хотя последние и были написаны Бахом в Кетенский период, когда он еще не был кантором, а служил придворным капельмейстером при дворе князя Леопольда Ангальт-Кетенского. И мне трудно представить, что он написал бы эти гениальные произведения, не будучи глубоко верующим человеком. Поэтому слово " кантор" для меня - это не хитросплетенный вариант профессионального редакторского обхода часто употребляемых наименований "композитор" или "автор", а способ подчеркнуть связь божественного и человеческого начал в его музыке. А что касается прилагательного "Великий", то я опять-таки употребил его не из ложного пафоса, а потому, что Бах в своих произведениях зачастую исходит не из католической, а протестанской веры (на мой взгляд, разумеется), когда, как заметил один мой добрый приятель, замечательный знаток скрипичной музыки, "человек перед Богом не смиренная, не лишенная собственной сущности тварь, а все же субъект, обладающий свободой воли, если не могущий бросить Богу вызов, то, как минимум, осознающий себя как несущего бремя собственной, делаемой им, судьбы и ответственности". И я с ним полностью согласен, особенно если это касается Соль-минорной сонаты и Ре-минорной партиты в исполнении никому не известной скрипачки Кристианы Эдингер (которое лично я склонен оценить чуть выше замечательных работ Шеринга, Мильштейна, Грюмьо и даже Перльмана, записи которого мне также особенно дороги). Именно поэтому Бах достоин того, чтобы именоваться великим.
Опасаясь также инквизиторского (
) преследования со стороны админа, хочу сказать, что отклонение от темы дискуссии в сторону религии было необходимо для того, чтобы как можно яснее ответить на вопросы уважаемого M. I.