Сегодня прослушал впервые эту запись с Юдиной, и благодаря этому, стал лучше понимать, как Рихтер играет Моцарта.M.I. писал(а):
Запись концерта №23 Моцарта в исполненим М.Юдиной издана на МР3. Большой симфонический оркестр Всесоюзного радио, дир. А.Гаук. "Сталинская" это запись, или нет, не известно.
Сначала о записи Юдиной. Несколько быстрый темп первой части, но всё в порядке: оркестр играет в оперном духе и удачно. Первое впечатление от игры Юдиной - это словно не профессионал, но всё очень хорошо для данного произведения. Вторая часть главная и очень образная, правда оркестру иногда на ходу приходится подлаживаться под темп пианиста. Образ второй части - ночное бдение заключённого в темнице. Он в камере-одиночке, за высокорасположенной решёткой окна видны то луна, то ночные облака. Заключённый думает о чём-то хорошем, почти забывает, где находится. Его состояние - ему ничто не мешает, но он не може выйти от сюда (когда передо мной возник этот образ, я и подумал, а вдруг эти же мысли посещали Сталина, слушавшего этот концерт, и именно этим он Сталину и понравился?). Третья часть никуда не годится, она как-будто и записана-то в другой день, и не имеет логической связи с бесподобной второй частью.
Рихтер не играл 23-й концерт Моцарта, но сравнить его исполнение других концертов Моцарта с записью Юдиной всё же можно. У Юдиной герой произведения - живой, животрепещущий земной человек. У Рихтера всё немножко над землёй. Рихтер не романтик и не класскик. Он идеалист. Прямо как у древнегреческого философа Платона. Видимые вещи суть воплощения их идей. Существует идея вещи, не видимая непосредственно человеком, а вот эта идея и порождает видимую вещь. И Рихтер, играя, показывает не только видимую вещь, но - одновременно - и её идею. Размах у Рихтера шире, он выходит за пределы материального, он показывает нам победу, превосходство идеального над материальным. В этом гигантская сила искусства Рихтера.