Рихтер и другие пианисты

Обсуждение аудио- и видеонаследия Рихтера
Stranger
Moderator
Сообщения: 242
Зарегистрирован: Ср сен 06, 2006 11:02 pm

Сообщение Stranger » Вс мар 16, 2008 11:57 pm

M.I. писал(а): Г.Г.Нейгауз назвал исполнительскую деятельность Рихтера подвигом.
О Микеланджели Нейгауз тоже высказывался, причем весьма восторженно.
То, что Вы сейчас услышали в игре АБМ (сухость, тщательную отделку) - это только внешняя оболочка его искусства. Ведь и Рихтера часто упрекают в холодности, рассудочности и т.д.
M.I. писал(а): Спасибо за список рекомендованных записей АБМ, пока располагаю только третьей сонатой Бетховена (видео). Посмотрим, что в ней.
У Микеланджели целых две видеозаписи этой сонаты - черно-белая и цветная. Обе, по-моему, великолепны.
Вот, на всякий случай, ссылка на дискографию пианиста: http://www.andrewfwilson.co.uk/abm.htm
А здесь можно скачать некоторые записи:
http://classical.ucoz.ru
Чтобы найти их, наберите в поиске (слева внизу) "Микеланджели".

Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

Сообщение Yuriy » Пн мар 17, 2008 1:56 am

M.I. писал(а):... пока располагаю только третьей сонатой Бетховена (видео). Посмотрим, что в ней.
Я, положим, располагаю всеми записями из списка. При всем уважении к личности АБМ слушать (для удовольствия, а не в целях изучения манеры исполнения и проч.) часто не могу - "таков мой организм"(с). Исполнения 3-ей Сонаты, как по мне, - пример втискивания музыки в узкое и неудобное ложе. Нет свободного дыхания. Все сделано на формально высоком уровне, но это не вдохновляет. Я не "вибрирую" (с). С теми, кто находит это замечательным, спорить не хочу.
А вообще это две совершенно разные натуры - Рихтер и Микеланжели. Первый гениально схватывает суть и гениально же воплощает. А почему? Да потому, что живет в мире художественных образов, где собраны все искусства, высокие мысли... Здесь и Эвзебий, и Флорестан, и Фауст (список можно продолжить). Это все ему родное, да и сам он ярчайшая творческая личность.
Второй же порой воспринимается мной средневековым ученым, алхимиком, выращивающим гомункулуса, какими-то трактовками похожим на гетевского Вагнера. (Прошу прощения, конечно, если оскорбил чувства почитателей АБМ.) В своем ремесле он достиг вершин, но тесно в его лаборатории (мне).
И еще сравнение. Почитайте переводы из Анакреон(т)а - Пушкина и Мея ("Узнают коней ретивых..." (Пушкин)). К сожалению, не могу привести перевод Мея, т.к. за память свою не ручаюсь. Перевод Пушкина весьма доступен, хотя бы в интернете. Не знаю, кто ближе к древнегреческому, но перевод Пушкин сверкает, а Мей, полагаю, точно передает авторский текст. Но не более того.
Да, тут о Дебюсси вспоминали... "Имеющие уши" (с), ну послушайте "Что видел западный ветер" или "Танец Пека", или еще что-нибудь у того и другого. Раз уж вспомнили незабвенного Холмса, позволю себе крайне свободный перевод (с искажениями, но схватывая смысл) из "Черного Питера": "Ну какой настоящий моряк станет пить бренди или коньяк, если есть ром?" :)
Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
(А.С.Пушкин)

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Сообщение M.I. » Пн мар 17, 2008 11:16 pm

Stranger писал(а):... Рихтер пригласил Артуро к себе на фестиваль...
Про Рихтера писатель Юрий Нагибин сказал: "У него дар интереса к человеку..."
Сам Рихтер говорил, что если в выступлении артиста вам хотя бы что-то действительно понравилось, надо апплодировать ему от всей души. Т.е. одобрение Рихтером некоего артиста ещё не означает, что он нравится Рихтеру весь целиком.

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Сообщение M.I. » Вс мар 23, 2008 9:33 pm

Вчера по телеканалу "Культура" посмотрел значительную часть передачи о Евгении Кисине. Были сведения о его биографии, рассказ о самом себе, фрагменты концертного выступления. По-моему, Кисин одарённый пианист, занимающий свою нишу в фортепианном исполнительстве нашего времени. Основная черта его игры - красивый звук. Особенно бесподобно красота звука проявилась в ноктюрне Шопена. Всё время все звуки, все ноты у него выходят очаровательными, "сахарными".
У Рихтера качество звука иное, у него редко звук бывает собственно красивым. Но он всегда мягкий, деликатный и очень уместный в данном музыкальном фрагменте.
Из прозвучавших произведений (Гайдн, Лист, Шопен, переложение из Глюка) совпадение с рихтеровским репертуаром пришлось на сонату Гайдна № 52. Сыгранная по-своему ярко, она решительно уступила той, что знакома по рихтеровским записям 60-х годов. На первый взгяд, Рихтер играет эту сонату скромнее, "незаметнее", чем Кисин. Но эмоционально, художественно - намного содержательнее. У Рихтера скрытая, сдержанная, но тем не менее явно заметная, нервозность полностью контролируется им. При этом Рихтер нигде не переступает через Гайдна. И он представляет слушателю простую, логичную конструкцию сонаты, насыщенную значительным психологическим напряжением. Это проявляется во всех частях, но особенно во второй. И сразу видно: Гайдн - сильный человек.

Виталий
Сообщения: 34
Зарегистрирован: Вс мар 23, 2008 10:25 pm
Откуда: одинцово

Рихтер и другие пианисты

Сообщение Виталий » Пн мар 24, 2008 12:27 am

Уважаемые участники форума! Очень приятно и радостно присоединиться к вашему теплому обществу.
Вчерашняя передача про Кисина меня тоже заинтересовала, поскольку это действительно хороший пианист с филигранно отточенной техникой и красивым (хотя и несколько приторным) звуком. Но ставить его в один ряд с Рихтером означает то же самое, что сравнивать островок с целой вселенной. Коль скоро в последнем сообщении был затронут вопрос о звуке Рихтера, то невозможно, на мой взгляд, не отметить то, насколько разный он у Святослава Теофиловича, причем не только при исполнении сочинений разных композиторов, но и подчас даже в пределах цикла одного автора! Здесь мне хотелось бы упомянуть студийную запись “Хорошо темперированного клавира”, о которой уже шла речь в других темах. И тем не менее это несомненное достижение Рихтера – яркий пример того, насколько идеально он приобщал наружную оболочку звука к выявлению глубинной сущности исполняемого произведения. Например, он не только исполняет божественную прелюдию “Фа-диез-минор” со второго тома нетрадиционно медленно, но и облекает свою интерпретацию в глубоко русское, страдальческое звучание, которое может навести на мысль, что перед нами шедевр романтической интерпретации. Однако же перейдем к прелюдии “Соль-минор” – и звук совершенно изменяется: жесткий, аскетичный, заставляющий провести неизбежную параллель с хоралами. Никакой фортепианной тоски и романтики (и вместе с тем романтической патетики, как у Эдвина Фишера в этой же прелюдии), а ровным счетом наоборот – строгое клавесинное звучание для придания этому спартанскому сочинению более героического колорита. Совершенно разный звук в пределах двух прелюдий! - что и говорить о том, что для каждого композитора у Рихтера был свой “рояль”, с особенными, индивидуальными звучаниями. Кисин же, как мне показалось, играет все произведения одинаково – и прежде всего потому, что у него везде одинаковый звук – что “Лунная” соната, что последняя соната Гайдна – одно и то же, – одно и то же: сахар, сахар, и еще раз сахар. Вообще, я склонен считать удачными только его ранние записи (особенно интерпретацию Первого концерта Шопена), но сложившимся, глубоким музыкантом он все же не стал. Это, конечно же, всего лишь мнение отдельно взятого дилетанта, прошу прощения, если задел лучшие чувства кого-либо из поклонников Кисина.

timalism
Site Admin
Сообщения: 501
Зарегистрирован: Пн апр 10, 2006 1:18 am
Откуда: Уфа-Москва
Контактная информация:

Сообщение timalism » Сб мар 29, 2008 2:30 pm

M.I. писал(а): Основная черта его игры - красивый звук. Особенно бесподобно красота звука проявилась в ноктюрне Шопена. Всё время все звуки, все ноты у него выходят очаровательными, "сахарными".
Виталий писал(а): ... хороший пианист с филигранно отточенной техникой и красивым (хотя и несколько приторным) звуком. ... Кисин же, как мне показалось, играет все произведения одинаково – и прежде всего потому, что у него везде одинаковый звук – что “Лунная” соната, что последняя соната Гайдна – одно и то же, – одно и то же: сахар, сахар, и еще раз сахар.
15-летнему Кисину принадлежит моя любимая запись Первого ф-ного концерта Шостаковича (с оркестром "Виртуозы Москвы" под управлением Спивакова). Не сказал бы, что там "очаровательный", "приторный", "сахарный" звук, отнюдь. Земной, ясный, острый, соответсвующий стилистике раннего Шостаковича. Так что звук у Кисина, определённо, разный для Шостаковича и, к примеру, для Шопена.

Виталий
Сообщения: 34
Зарегистрирован: Вс мар 23, 2008 10:25 pm
Откуда: одинцово

Сообщение Виталий » Сб мар 29, 2008 3:46 pm

Спасибо за рекомендацию. Надо будет обязательно послушать и сравнить. Возможно, я был поспешен в своем суждении, поскольку опирался на произведения, услышанные в передаче. А на компактах наслаждался только кисинским Шопеном. Еще раз прошу прощения, если кого-то обидел :D

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Сообщение M.I. » Сб мар 29, 2008 11:00 pm

Elena писал(а):Соколова нужно слушать живьем!
Если что - ближайшая возможность в России - 22 марта в Санкт-Петербурге с Прелюдиями Шопена и фа-мажорными Сонатами Моцарта
Не поделится ли кто-нибудь своими впечатлениями от этого концерта?

Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

Сообщение Yuriy » Вс мар 30, 2008 3:02 am

M.I. писал(а):... совпадение с рихтеровским репертуаром пришлось на сонату Гайдна № 52. Сыгранная по-своему ярко, она решительно уступила той, что знакома по рихтеровским записям 60-х годов. На первый взгяд, Рихтер играет эту сонату скромнее, "незаметнее", чем Кисин. Но эмоционально, художественно - намного содержательнее. У Рихтера скрытая, сдержанная, но тем не менее явно заметная, нервозность полностью контролируется им. При этом Рихтер нигде не переступает через Гайдна. И он представляет слушателю простую, логичную конструкцию сонаты, насыщенную значительным психологическим напряжением.
Прочитал и захотелось вновь вернуться к этой сонате, которую давно не слушал. А ведь в конце 60-ых это была одна из самых любимых пластинок - запись из Бухареста ее и 7-ой Бетховена. Сейчас ее "координаты" -
27/2/60 - Bucharest - Live - NOTES PGP 11025 (CD) / VICTOR VICC - 2137
Этой записью не ограничился, послушал еще
8/5/67 - Moscow - Live - RUSSIAN MASTERS RM 18 (CD)
Разница заметная! Рихтеровский почерк улавливается в обеих записях, но звук бухарестской как бы матовый, московская же отличается хлесткостью, звонкостью звучания. Но мне показалось, что тут свою роль сыграло качество записи и реставрации при переписывании на "цифру". Совершенно согласен с M.I. в том, что у Рихтера "простая логическая конструкция". Я бы сказал, что он играет ее в сущности просто, но это простота высшего порядка. Вообще простота, за которой огромное внутреннее содержание, - одна из главных черт великого Музыканта. Музыка подчас заметно теряет от "выдавливания", выигрывания каждого звука, если при этом теряется чувство целого. Здесь нужен баланс. Рихтеру всегда удается достичь гармонии - нечто сокровенное в каждом звуке, причем они образуют некое единство, отчетливо улавливаемую мысль, а уже отзвучавшие все равно остаются в сознании, что позволяет держать создаваемый образ целиком. Я не знаю музыкантов, которые способны мыслить так органично, логично и естественно.
Но вот "нервозность" я для себя заменяю "внутренним горением". Рихтеру свойственна глубокая внутренняя убежденность, исполнение отличается абсолютной убедительностью. Особенно он увлекает в первой и третьей частях изумительной Сонаты Гайдна до минор -
Sonata No.33 in c, Hob.XVI:20
9/6/60 - Moscow - Live - SAGA EC 3362-2 (CD) , VICTOR VICC - 2137
Слушая эту запись, ловишь каждый звук, постоянно находишься в ожидании. Музыкант ведет за собой, а слушатель следует за ним, но не с рабской покорностью, а охваченный творческим порывом.
Сонаты Гайдна в исполнении Рихтера - увлекательнейшая тема. Благодаря ему мы можем прикоснуться к первозданной чистоте радостного искусства великого композитора.
Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
(А.С.Пушкин)

Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

Сообщение Yuriy » Пн мар 31, 2008 2:47 am

Yuriy писал(а):Сонаты Гайдна в исполнении Рихтера - увлекательнейшая тема.
После этих сообщений - M.I. и своего - начал слушать сонаты Гайдна в исполнении Рихтера, и, как оказалось, неспроста! - Ведь 31 марта - день рождения Гайдна (1732-1809)!
А вообще было бы замечательно, если бы появилась такая отдельная тема: "Святослав Рихтер играет Гайдна"!
Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
(А.С.Пушкин)

timalism
Site Admin
Сообщения: 501
Зарегистрирован: Пн апр 10, 2006 1:18 am
Откуда: Уфа-Москва
Контактная информация:

Сообщение timalism » Пн мар 31, 2008 8:44 am

Yuriy писал(а):
Yuriy писал(а):Сонаты Гайдна в исполнении Рихтера - увлекательнейшая тема.
... было бы замечательно, если бы появилась такая отдельная тема: "Святослав Рихтер играет Гайдна"!
Создавайте! 8)

Elena
Moderator
Сообщения: 163
Зарегистрирован: Пн апр 10, 2006 6:51 pm
Откуда: Москва
Контактная информация:

Сообщение Elena » Пн мар 31, 2008 5:03 pm

M.I. писал(а):
Elena писал(а):Соколова нужно слушать живьем!
Если что - ближайшая возможность в России - 22 марта в Санкт-Петербурге с Прелюдиями Шопена и фа-мажорными Сонатами Моцарта
Не поделится ли кто-нибудь своими впечатлениями от этого концерта?
Точно знаю, что на этом концерте из форумчан была я и belgian_sheperd. Из Нефорумчан - композитор Владимир Раннев, который написал рецензию на этот концерт. Вот она http://www.rogev.com/sokolov/reviews/Rannev%2D2008/

Ссвоими впечатлениями хочу поделиться, но чуть позже.

Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

Рихтер и другие пианисты

Сообщение Yuriy » Пн мар 31, 2008 8:57 pm

Я недавно разместил в другой ветке рецензию Г.Г.Нейгауза на концерт Рихтера, в котором им были исполнены три последние сонаты Бетховена. В частности, Генрих Густавович пишет (о Сонате #31, op.110):
Yuriy писал(а):.Некоторым слушателям меньше всего понравилась именно эта Соната в исполнении Рихтера. Незадолго до этого ее играла в Москве Анни Фишер, прекрасная венгерская пианистка, которую я на этот раз, к сожалению, не слышал. Одна пианистка-педагог говорила мне, что предпочитает в этой Сонате Фишер. Вероятно, так думают и многие. Я чрезвычайно ценю Фишер и полагаю, что она, наверное, сыграла Сонату как-то “проще”, человечнее, более понятно, чем Рихтер; не надо было карабкаться на “горные вершины”, ведь “тихие долины” гораздо уютнее… (Не подумайте, что я выражаю малейшее неодобрение Анни Фишер: я одинаково люблю и “тихие долины”, и “горные вершины”…)
Было бы любопытно услышать мнение тех, кто слышал записи этой сонаты у Анни Фишер и у Рихтера. Я пока воздержусь от развернутого сравнения. Скажу только, что мне Рихтер ближе. Анни Фишер очень уважаю, особенно в нерихтеровском репертуаре. Сонаты си минор Шопена и фа минор Брамса в ее исполнении - верх совершенства. Когда-то посчастливилось услышать их в концерте.
А вот интересная фотография из журнала "Венгрия" #7, 1987 г.:
http://www.flickr.com/photos/22185041@N ... 4/sizes/m/
Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
(А.С.Пушкин)

DK
Сообщения: 14
Зарегистрирован: Пн ноя 26, 2007 1:05 pm

Сообщение DK » Вт апр 01, 2008 6:55 pm

Elena писал(а): Точно знаю, что на этом концерте из форумчан была я и belgian_sheperd. Из Нефорумчан - композитор Владимир Раннев, который написал рецензию на этот концерт. Вот она http://www.rogev.com/sokolov/reviews/Rannev%2D2008/
Русский язык Раннева прекрасно отражает исключительую непонятность его мыслей. Даже удивительно.

Дмитрий

SSK
Moderator
Сообщения: 30
Зарегистрирован: Чт янв 01, 1970 3:00 am

Re: Рихтер и другие пианисты

Сообщение SSK » Ср апр 02, 2008 9:28 pm

Yuriy писал(а): Было бы любопытно услышать мнение тех, кто слышал записи этой сонаты у Анни Фишер и у Рихтера. Я пока воздержусь от развернутого сравнения.
Не так давно начал скачивать полный комплект сонат с Анни Фишер. До 32-ой еще долго, но вот Первая мне очень понравилась (от сравнений с Рихтером тоже воздержусь, все же не тот масштаб) - очень камерно и лаконично. Звучит свежо.

Ответить