Страница 1 из 4

Любимые моменты фильма ''Рихтер непокоренный''

Добавлено: Вт фев 20, 2007 10:05 pm
Владимир
Весь этот удивительный фильм сделан на одном дыхании. Но все-таки, позволю себе, выделить наиболее прекрасные моменты этого фильма.
Само начало фильма под звучание шубертовской сонаты с киносъемкой молодого Рихтера на фоне заснеженной Москвы. Затем, кусочек 12 сонаты Бетховена. Очень понравились съемки рождественского вечера под Рождественскую Ораторию Баха. Исполнение ля-минорной фантазии и фуги Баха. Шопен в конце 1 части фильма на фоне заснеженной Москвы
Бесподобно начало второй части фильма на фоне "Серьезных Вариаций "Мендельсона. Затем дважды бесподобное исполнение сонаты "Шуберта" (особенно второе, во второй части фильма). Соната Моцарта- на двух роялях. Концерт с Олегом Каганом и Наталией Гутман....
И наконец концовка- "Я себе не нравлюсь". На фоне аскетичной комнаты, немолодой великий человек закрывает руками лицо. Теми самыми руками, которые за десятки лет дарили нескольким поколениям слушателей сотни произведений великих композиторов.
В большой его жизни- была только музыка. Опять звучит соната Шуберта......

Добавлено: Чт мар 15, 2007 12:05 am
Yuriy
Было бы интересно, если бы откликнулись участники, видевшие по телевидению выступления Рихтера или хотя бы фрагменты, ссылок на которые нет в дискографиях Атеша Танина или Алекса Малова. А такое ведь можно было увидеть! Хотелось бы, чтобы наши воспоминания стали данью его памяти накануне дня его рождения.

В 60-ых неоднократно демонстрировался фрагмент из 1-го Концерта Баха. Тогда рояль у Рихтера находился в глубине оркестра. Музыкант тем самым подчеркивал, что он - один из исполнителей, а не солист. Исполнение им Баха в те годы отличалось особенной объективностью, отстраненностью. Но как это было возвышенно!
Помню также фрагмент репетиции Концерта Грига на открытой сцене на Рижском взморье. На берег набегают волны, то же - в музыке.
Еще помню в 60-е сборный концерт, посвященный какому-то юбилею Чайковского. Рихтер играл "Белые ночи". Надо сказать, что я в то время пытался учиться музыке и тоже разучивал эту пьесу, которая не очень получалась. И тут такое естественное и одухотворенное звучание. Казалось - как это просто! :-)
Помню также концерт после какого-то, кажется, ХХV съезда партии. Рихтер с оркестром в оркестровой яме (!) играл посмертное Рондо Бетховена. Меня не интересовали съезды, равно как и концерты после них, поэтому эту прямую трансляцию пропустил, о чем потом ужасно жалел. Но событие было настолько важным, что концерт повторили. Тут уж мне повезло!
Надо сказать, что его всегда приглашали играть в концертах, посвященных Дню милиции. Помню его выступление с Давидом Ойстрахом.
Помню, что была хорошая передача, посвященная его пятидесятилетию. Но вот какая в ней звучала музыка кроме упомянутого фрагмента из 1-го Концерта Баха - не помню.
К сожалению, пропустил 6-ой Концерт Баха, показанный в 80-е. Может быть, найдутся люди, помнящие этот фильм-концерт.

"В ансамбле с Рихтером"

Добавлено: Вт мар 20, 2007 2:17 am
belgian_shepherd
Существуют два фильма под названием "В ансамбле с Рихтером", запечатлевших концерты фестиваля "Декабрьские вечера" - 82 и - 84. Телевидение их давно не показывает. Мне, во всяком случае, никогда не приходилось их смотреть по ТВ, но первый недавно случилось раздобыть в одном интересном учреждении. Если фильм второй, посвященный музыке XX-го века, выпускался на DVD фирмой Sun Crown, то первый не выпускался никем и даже отсутствует в каталоге Танина. Скорее всего потому, что там не концерт, а генеральная репетиция перед концертом в ГМИИ. Фестиваль "Декабрьские вечера"-82 назывался "Век Моцарта. Интерьер и художественная среда". Так вот, в фильме Рихтер, Каган, Третьяков, Башмет и Гутман репетируют квартеты Моцарта №1 и № 2. Смотреть и слушать это ничуть не менее интересно, чем парадный концерт, тем более, что в конце нас ожидает "бонус" - исполнение Квартета ми бемоль мажор целиком. Отрывок этого исполнения - финал - все видели в фильме Монсенжона. (В первой части, в эпизоде, где Рихтер рассказывает о своем опыте дирижирования). В первом квартете партию скрипки репетирует Каган (показывают буквально несколько тактов), во втором - Третьяков. Торжественный голос Д. Дорлиака за кадром поясняет, что Каган заболел и уходит )), но еще вернется - на вечерний концерт. Из второго квартета фрагментарно проходят последнюю часть- Allegretto. Потом как раз следует сцена, доказывающая , что у Рихтера были весьма веские резоны не стать дирижером. Он интересуется мнением партнеров насчет сыграть с начала до конца. В общем, как хотите. "Не стоит. Вечером... " - раздаются нерешительные голоса. Все уже притомились. Кроме Рихтера, конечно. "А хотите - сыграем", - намекает СТ и предлагает кинуть жребий. У него в карманах пусто. В карманах Башмета находится одна копейка, которую он отдает Рихтеру. "Одна копейка не считается ...", - замечает Третьяков. Начинают искать пятак. "А вы кидайте"- говорит Рихтер. Гутман, наконец, берет у СТ эту копеечку и подбрасывает. Жребий падает как надо. Рихтер улыбается, он очень рад. "Играем, играем", - обреченно повторяет Третьяков. "Теперь, что бы ни случилось, мы не останавливаемся. Лучше остановимся на концерте", - шутит СТ. Исполнением, как мы помним из фильма "Рихтер непокоренный", он остается доволен. Музыка просто завораживает, особенно средняя часть. Разве что возникает проблема, как всегда с видеозаписями Рихтера - не знаешь, смотреть или слушать.

Добавлено: Чт мар 22, 2007 8:25 pm
M.I.
Я видел по телевизору фильм, в котором показали исполнение 6-го концерта Баха. Кажется, показано было всего один раз. Сделал с этого фильма аудиозапись. А концерт состоялся 25 марта 1978 г. в БЗК. На базе съёмок этого концерта А. Золотов создал фильм "Святослав Рихтер играет Баха", но 6-ой концерт туда не включён.

Добавлено: Чт мар 22, 2007 8:46 pm
M.I.
Что касается фильма Б. Монсанжёна "Рихтер непокорённый" (российский вариант), по-другому Энигма (загадка) (европейский вариант), то скажу, что у фильма много достоинств, он очень ценен для поклонников Рихтера. Но можно и попридираться. Наример, что значит в названии слово "непокорённый"? Из фильма не видно, что Рихтера кто-то пытался покорять. Да и другое название, "Энигма", "Загадка". Разве фильм подводит зрителя к ощущению загадки? Ставит какие-то вопросы?
В фильме при показе фрагмента Трио Чайковского стоят титры 1985 год, а на самом деле это съёмка 1986 года. Завершается фильм звуками сонаты Шуберта, наложенными на съёмку 1976 года в БЗК, когда Шуберт не исполнялся. Возможно, тут использованы кадры этюда Шопена соч. 25 №7.
Понятно, что у автора был лимит времени, но очень обидно, что фрагменты интервью с А. Рубинштейном и Г. Гульдом сильно обрезаны, и этим испорчены. Пропала значительная часть смысла сказанного. В фильме А. Золотова "Хроники Святослава Рихтера", эти интервью даны более полно - совсем другое дело!

Добавлено: Чт мар 22, 2007 8:53 pm
M.I.
Фильм "В ансамбле с Рихтером" передавали в своё время по телевизору. Тема фестиваля "Декабрьские вечера" 1982 г. была такая: "Век Моцарта. Интерьер и художественная среда".

Добавлено: Пт мар 23, 2007 10:57 pm
Stranger
M.I. писал(а):Завершается фильм звуками сонаты Шуберта, наложенными на съёмку 1976 года в БЗК, когда Шуберт не исполнялся. Возможно, тут использованы кадры этюда Шопена соч. 25 №7.
Это не единственное в фильме наложение на видеоряд несоответствующей звуковой дорожки. Вовремя кадров с 5-м концертом Пркофьева, где мы видим молодого Рихтера, аудиозапись звучит явно другая (похоже, студийная).

Добавлено: Пт мар 23, 2007 11:00 pm
timalism
Соглашусь с предыдущими ораторами. 8)
Но это не отменяет общего колоссального ощущения от фильма Монсенжона!
Думаю, фильм "перевесит" любые "несостыковки".

Добавлено: Пт мар 23, 2007 11:18 pm
Stranger
timalism писал(а):Думаю, фильм "перевесит" любые "несостыковки".
Я бы назвал это не "несостыковкой", а мастерской работой режиссера с материалом.

Добавлено: Сб мар 24, 2007 9:34 am
belgian_shepherd
Stranger писал(а):
timalism писал(а):Думаю, фильм "перевесит" любые "несостыковки".
Я бы назвал это не "несостыковкой", а мастерской работой режиссера с материалом.
В каком-то интервью Монсенжон признавался, что иногда вынужден был накладывать звук на изображение, потому что записи старой киносъемки плохо сохранились либо потому, что съемка производилась любительской камерой вообще без звука и даже без названия. Очевидно имелись и другие причины ;). Мне кажется, в качестве примера частичной "реставрации" он называл "Серьезные вариации"....
Согласна, что это не уменьшает огромного впечатления от фильма.

Добавлено: Сб мар 24, 2007 9:49 am
Yuriy
belgian_shepherd писал(а):Мне кажется, в качестве примера частичной "реставрации" он называл "Серьезные вариации"....
Но ведь существует запись
66 - Moscow - Live - EMI 4 92849 9 (DVD).
Монсенжону не пришлось здесь что-либо реставрировать. Он позаимствовал фрагмент из нее для фильма.

Добавлено: Сб мар 24, 2007 9:58 am
belgian_shepherd
Yuriy писал(а):
belgian_shepherd писал(а):Мне кажется, в качестве примера частичной "реставрации" он называл "Серьезные вариации"....
Но ведь существует запись
66 - Moscow - Live - EMI 4 92849 9 (DVD).
Монсенжону не пришлось здесь что-либо реставрировать. Он позаимствовал фрагмент из нее для фильма.
А может это EMI у него позаимствовали. Постараюсь найти интервью.

Добавлено: Сб мар 24, 2007 10:47 am
Yuriy
belgian_shepherd писал(а):А может это EMI у него позаимствовали. Постараюсь найти интервью.
Думаю, источник у них общий - архив Гостелерадио:

Идентификатор: 34785
Название концертного номера: Серьезные вариации ре минор, соч. 54
Название концерта: Лауреаты Ленинской премии
Жанр: Инструментальное Произведение
Композитор: Мендельсон Феликс
Исполнитель: Рихтер Святослав (фортепьяно)

Добавлено: Вт мар 27, 2007 9:58 am
Владимир
Если проследить за руками Рихтера, когда он играет "Серьезные Вариации"- нетрудно заметить, что музыка (небольшая часть в середине) не соответствует движениям его рук. Потом все приходит в норму.
Но произведение-потрясающее. Приятно, что Монсежон, ввел эту вещь в свой фильм-хотя для немузыканта она не очень известна.

Добавлено: Вт мар 27, 2007 12:06 pm
belgian_shepherd
Владимир писал(а):Если проследить за руками Рихтера, когда он играет "Серьезные Вариации"- нетрудно заметить, что музыка (небольшая часть в середине) не соответствует движениям его рук. Потом все приходит в норму. .
Да, он вроде бы и говорил о нескольких тактах.
Но произведение-потрясающее. Приятно, что Монсежон, ввел эту вещь в свой фильм-хотя для немузыканта она не очень известна
Монсенжон вообще-то скрипач, ученик Ойстраха.