Бетховен. "Аппассионата"

Обсуждение аудио- и видеонаследия Рихтера
M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Re: Бетховен. "Аппассионата"

Сообщение M.I. » Вс сен 23, 2007 5:18 pm

Yuriy писал(а): программа ленинградского концерта
Да... Судя по программе и по бисам - горячий был концерт!
Спасибо!

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Сообщение M.I. » Вт окт 02, 2007 9:49 pm

Twirl писал(а): запись 1959 года с концерта в Москве, изданная "Мелодией"... Запись же 1959 года, несмотря на ужасное качество, просто гениальна. Такой "Аппасионаты" не услышать больше нигде. Рихтер - сама страсть.
На форуме уже высказывалась уверенность, что эта запись Аппассионаты, на самом деле, с концерта в БЗК 09.06.1960. К этому концерту относится краткая рецензия Г.Г.Нейгауза с указанием на эту дату. Многократно переиздавались виниловые диски с этой записью с датировкой: "июнь 1960".

Эта запись, удачнейшая из всех рихтеровских записей (не только "Аппассионаты"), замечательна не только страстностью, но и абсолютным качеством исполнения. Говорили, что там (в записи на виниловом диске) есть музыкально-технические недочёты, наверное мазки, зацепки; я не замечал. С художественной точки зрения всё идеально. Звуки закономерно следуют один за другим, музыкальная ткань везде, даже в замираниях, неразрывна. Эмоциональные настроения пластично переливаются одно в другое. Парадокс для такой сонаты, но хочется сказать, что музыка ласкает слух. Логика развития безупречна (ей невозможно противостоять!). Полная ГАРМОНИЯ настроения страсти и формального звукового совершенства.

Именно совершенство исполнения и даёт возможность беспрепятственно изливаться страсти. Ей ничто не мешает дойти до слушателя. Вот где виртуозность исполнителя и безгранична, и незаметна одновременно - выполняет идеально "служебную" роль!

За первую часть я бы поставил 5 с большим плюсом, за третью - 5 с бесконечным числом плюсов.
Последний раз редактировалось M.I. Пт окт 19, 2007 11:36 pm, всего редактировалось 1 раз.

Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

Сообщение Yuriy » Ср окт 03, 2007 5:04 am

M.I. писал(а): за третью - 5 с бесконечным числом плюсов.
Никто из исполнителей, особенно из его современников и предшественников, не передавали это неостановимое движение, этот неудержимый поток, этот неослабевающий накал. Ну а как же иначе? - На то она и "Appassionata"!

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Сообщение M.I. » Пт окт 19, 2007 9:43 pm

Yuriy писал(а):
Нашел эти пластинки и у себя. На самом деле тогда продавался комплект из двух пластинок - Д 025627-8 (Сонаты ## 9,10,22, дата не указана) и Д 025629-8 (## 12,23, запись с концерта 1960 г.)
Приобрёл это Москве не в комплекте, а в отдельности; издание отличается от того, что есть у Юрия. У меня имеются две пластинки с сонатами №№ 12 и 23, приобретённые в разное время: одна в бумажном конверте, другая в твёрдом конверте с аннотацией к записи. Обе пластинки идентичны: имеют на этикетке одинаковый код издания: Д 025629-30 (соответственно, цифры "29" и "30" относятся к разным сторонам пластинки).
На обеих пластинках одинаковая надпись: "Запись из концертного зала 1961 г."

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Сообщение M.I. » Пт окт 19, 2007 10:01 pm

Кстати, ещё вот что.
Имею пластинку, выпущенную "Мелодией", с сонатами Бетховена №№ 7 и 12. На этикетке: "Записано с концерта в Бухаресте "Электрекорд". Запись 1960 г". Код записи (издания) Д 072003-04.
В настоящее время прослушать эти пластинки не могу (нет необходимого аппарата), но в конверте с пластинкой Д 025629-30 нашёл свою записку, сделанную в "те" времена: звук в записях сонаты № 12 на пластинках "1961 года" и "1960 года в Бухаресте" разный: на пластинке "1961 года" звук более резкий и открытый.
А причин разного звука может быть две: или это записи с разных концертов, или это запись с одного концерта, но "хорошо" поработал звукорежиссёр.
Последний раз редактировалось M.I. Пт окт 19, 2007 11:42 pm, всего редактировалось 1 раз.

Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

Сообщение Yuriy » Пт окт 19, 2007 11:27 pm

M.I. писал(а):Кстати, ещё вот что.
Имею пластинку, выпущенную "Мелодией", с сонатами Бетховена №№ 7 и 12. На этикетке: "Записано с концерта в Бухаресте "Электрекорд". Запись 1960 г". Код записи (издания) Д 072003-04.
В настоящее время прослушать эти пластинки не могу (не необходимого аппарата
Ну так надо слушать CD-диск с 7-ой сонатой:
28/2/60 - Bucharest - Live - PRESTIGE 1920.4017-2 (CD) или ELECTRECORD ELCD 106. Напомню, что такая запись есть в наших коллекциях.

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Сообщение M.I. » Сб ноя 03, 2007 11:32 pm

Yuriy писал(а):
Никто из исполнителей, особенно из его современников и предшественников, не передавали это неостановимое движение, этот неудержимый поток, этот неослабевающий накал. Ну а как же иначе? - На то она и "Appassionata"!
Странное дело. Очень часто слушание музыки вызывает у меня зрительные образы. "Аппассионата" в записи 9.06.1960 никогда никаких зрительных образов не вызывала. Хотя это любимейшая моя запись Рихтера. Слушал её в своё время раз пятьдесят, не меньше. Износил тогда пластинку многократным поигрыванием, пробрёл ещё несколько...

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Сообщение M.I. » Вт дек 16, 2008 5:20 pm

А вот запись "Аппассионаты" с концерта Рихтера 19 октября 1960 года в Карнегги-Холл (Нью-Йорк, США). Это исполнение, по сравнению с исполнением 9.06.1960 в БЗК, более театральное, более контрастное, выпуклое, но и более отработанное, выученное. Как будто сдаётся экзамен перед изощрённой, но безучастной публикой. Сыграно более правильно, при этом намеренно добавлен элемент "импровизационных озарений". В таком ключе исполнения вторая часть оказалась лучше увязана со всей сонатой, чем в БЗК. Исполнение в БЗК более сильное, но за это счёт 1-ой и 3-ей частей, а 2-я часть как-бы выпадает. В Карнегги-Холл, при лучшем баллансе частей сонаты в целом, её третья часть приобрела больший удельный вес, и этим немного напомнила третью часть "Лунной" сонаты в традиционной трактовке.
Исполнение 6.09.1960 художественно более сильное за счёт того, что там страстный накал в 1-ой и 3-ей частях вырастает из незыблемой внутренней ровности, что, очевидно, обеспечено абсолютной уверенностью исполнителя в себе, в своих силах, в своей правоте. 9.06.1960 пианист высказывается со всей полнотой и создаёт шедевр гамонии, гармонии точности и свободы.

9.06.1960 Рихтер - гениальный актёр, играющий в драматической пьесе на сцене драматического театра, а 19.10.1960 - блестящий кукловод, ведущий спектакль в отличном кукольном театре.

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Сообщение M.I. » Вс дек 28, 2008 4:26 pm

На диске PR 254 021 представлена запись "Аппассионаты" с концерта в Праге 1 ноября 1959 года. Тут, ПО СРАВНЕНИЮ с записью 9.06.1960, смещены образные акценты. Начинается первая часть более осторожно-вкрадчиво, и вся проходит в несколько европейски-безмятежной, благополучной, что ли, манере. Всё образцово, полнозвучно. Все цивилизовано. Нет того дыхания дикой неукротимости, что чувствуется в записи 9.06.1960. Вторая часть вполне под стать первой. В начале слышится что-то по духу напоминающее "музыкальную шкатулку", а потом, на подъёме звучания, - нечто простодушно-плясовое. Исполнение третьей части образцово-темпераментное, но не очень захватывающее: слышишь виртуозность исполнителя, его "безграничные возможности", но в сопереживание не вовлекаешься.
Если бы не знакомство с московской записью 9.06.1960, был бы очень доволен записью пражской, но, что делать, "лучшее - враг хорошего"!
Сравнив три записи "Аппассионаты", близкие по времени исполнения,: московскую 9.06.1960, нью-йоркскую 19.10.1960 и пражскую 1.11.1959, невольно приходишь к выводу, что место, где проходит концерт, влияет на характер игры исполнителя.

Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

Сообщение Yuriy » Пн янв 04, 2010 2:23 am

Решил поместить здесь свой ответ по поводу двух сонат Бетховена, размещенный на других форумах.
Я еще раз напомню, что писал когда-то по поводу обозначений в дискографии Танина и затем моих личных, т.к. для своего списка я использовал готовый, Танина.

Piano Sonata No.8 in c, Op.13
5/6/47 - Moscow - live - (PT) [N]

Звездочки справа от (PT) нет. Значит, этой записи у него не было, по крайней мере, во время обновления дискографии, т.е., 23/04/2008. [N] говорит о том, чти это сведения новые.
А вот тут звездочки есть:
* 9/11/56 - Moscow - Live - (PT)*
Звездочка справа – (PT)* -запись есть у Танина, звездочка слева - * 9/11/56 – запись есть у меня. Но, самое интересное, Рихтер в этот день “Патетическую” не играл! ) Что это за запись такая, сейчас трудно понять.
Что касается
5/6/47 - Moscow - live - (PT) [N]
то это означает, что Танину известно о существовании такой записи, но ее у него нет. Могу сообщить, что в том концерте Рихтер играл сонаты №№ 8, 9 10, 12, 23. У Танина значатся только первые три. В официально изданной картотеке Радиофонда таких записей тоже нет. У них все начинается с 48-го года.
Что касается Аппассионаты
8/1/51 - Moscow - Live - (PT),
то такой концерт был (исполнялись сонаты №№ 11, 17, 22, 23 и 8 багателей). Более того, запись этого концерта есть в фондах радио, более того, она продается. Давайте скинемся и купим! Это нетрудно сделать живущим в Москве. Нас в этой теме достаточно много, чтобы покупка не была обременительной.
Теоретически могут оказаться существующими и более ранние записи Аппассионаты, например, тбилисская (17/10/1943) и бакинские (23, 28/10/1943). - Вспомните фильм Монсенжона.
Еще одно замечание по поводу ранних исполнений “Аппассионаты”.
Получается некоторая неувязка с рассказом жены Фалька, Щёкин-Кротовой:

Первая встреча Роберта Рафаиловича с музыкой Рихтера произошла совершенно случайно: в метельный вечер из черной тарелки хриплого уличного репродуктора Фальк услышал “Аппассионату” Бетховена, затем поразившее его странное сочетание древнеславянского имени и немецкой фамилии – Святослав Рихтер! – и тут же безошибочно определил, что молодому пианисту предстоит занять ведущее место в славной плеяде музыкантов мирового значения.

Рихтер ведь вспоминает, что познакомился с Фальком в 42-ом, а впервые в концерте “Аппассионату” он сыграл в 43-ем. Фальк же услышал его по радио еще до знакомства. Возможно, Рихтер сыграл ее в этом году только по радио. Возможно, жена Фалька ошиблась, т.е., по “черной тарелке” передавали другую сонату. Все это любопытно, но не так уж существенно. А вот предвидение выдающегося художника стало явью – “и это главное” (c).
Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
(А.С.Пушкин)

Ответить