Концерт С.В.Рахманинова №2 (ф-но с оркестром)

Обсуждение аудио- и видеонаследия Рихтера
M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Сообщение M.I. » Чт ноя 08, 2007 9:53 pm

В магазине "Мир музыки" на Садово-Триумфальной приобрёл сегодня диск фирмы Vista Vera VVCD-00143:
"Генрих Нейгауз, фортепиано, Святослав Рихтер, фортепиано, Николай Аносов, дирижёр. Шопен - концерт №1, Рахманинов - концерт №2. Государственный симфонический оркестр Союза ССР. Запись по трансляции из Большого зала Московской консерватории 19.05.1948".
Пометка: "NB! Исходная фонограмма была повреждена. Реставрация: Vista Vera, 2007".
Цена 150 руб.

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Сообщение M.I. » Сб дек 01, 2007 9:32 pm

Прослушал дважды концертную запись 2-го концерта Рахманинова от 19 мая 1948 года (дирижёр Н.Аносов). Сильно удивился: я, кажется, стал понимать этот концерт! Многие годы слушал студийную запись с Зандерлингом, и не понимал, а тут стало доходить. Весь концерт - постепенное движение от мрака и уныния к радости. В начале - как тёмная беспокойная ночь в холодном дремучем лесу, потом это видится уже из большой гостиной, из-за стекла окон. Потом за окнами светает, настроение теплеет, появляется надежда, а затем подходит радость, даже сияние.
Рихтер играет в этой записи так, как будто благоговейно-трепетно стоит перед автором, готов в пиетете стать перед ним на колени. При том рояль, в целом, превалирует над оркестром. В самом конце Рихтер передаёт не просто радость, а прямо-таки опьянение радостью. Это играл молодой Рихтер, потом такого не было. Вспомнил несколько слов одной дамы, видимо, старой посетительницы БЗК, сказанные в паузе концерта Рихтера 11 октября 1976 года. Она сказала, что помнит, как "раньше можно было попасть на концерт Рихтера легко, не то что теперь. А он выходил к роялю в голубой рубашечке и играл так, как будто вот только что дорвался до инструмента, и готов играть ещё, ещё и ещё..."

Panzerino
Сообщения: 89
Зарегистрирован: Пт авг 17, 2007 9:32 pm

Сообщение Panzerino » Вс дек 02, 2007 12:55 am

Точные заметки.
А знаете ли вы дорогой когда написан этот концерт и кто тогда лечил Сергея Рахманинова? Если вы знаете все это, тогда исполнение Рихтера дает все ответы...

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Сообщение M.I. » Вт дек 11, 2007 10:03 pm

Panzerino писал(а): А знаете ли вы дорогой когда написан этот концерт и кто тогда лечил Сергея Рахманинова? Если вы знаете все это, тогда исполнение Рихтера дает все ответы...
Я всё-таки, полагаю, что 2-ой концерт существенно шире, чем просто иллюстрация к истории о болезни и выздоровления Рахманинова. Он о конфликте личности с окружающим миром. И душевный кризис, и нервное заболевание Рахманинова были не от обиженного самолюбия от провала его симфонии. Видимо, он переживал вообще свою "нестыковку" с обществом, переживал крушение каких-то иллюзий, идеалов.
Прослушал "Мелодию" Рахманинова в записи с выступления Рихтера в БЗК в апреле 1949 года. В ней автор предстаёт как человек с чистой, нежной душой. Вот эта-то душа и столкнулась с суровыми реалиями окружающего мира, и была жестоко ранена. В результате - те биографические события, которые, к счастью, закончились созданием 2-го концерта. Кстати, долгое время считалось, что концерт этот Рахманинов посвятил доктору Далю. Сейчас в этом серьёзно сомневаются и полагают, что концерт посящён его сестре, а к ней Рахманинов питал нежные чувства...
Кстати, что касается образа душевной чистоты, возникающего после прослушивания упомянутой записи "Мелодии", то ничего подобного я не слышал. Похожие впечатления бывают от пьес Грига в исполнении Рихтера, но там это скорее чистота природы, а здесь - душевная. Такого образа чистоты я не встречал и у Чайковского, у него - доброта, ранимость, человеческая отзывчивчивость, застенчивость. У Рахманинова - чистота абсолютная и принципиальная. Выжить ей в реальной окружающей жизни - ой как трудно!

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Re:

Сообщение M.I. » Ср май 01, 2013 6:17 pm

M.I. писал(а):Прослушал дважды концертную запись 2-го концерта Рахманинова от 19 мая 1948 года (дирижёр Н.Аносов)...
Вношу уточнение, с учётом сообщённого:
Yuriy писал(а):На фирменном диске написано, что это трансляция по радио концерта в БЗК 19/05/48. Так вот, не было такого концерта! На этом диске еще 1-й концерт Шопена в исполнении Г.Г.Нейгауза. И это не случайно. Дело в том, что был концерт 30/04/48 в БЗК, посвященный 60-летию Г.Г.Нейгауза.
Итак, это запись с концерта в БЗК 30 апреля 1948 года. Замечательаая запись. Что же касается сетований Yuriy о том, что кто-то не оценил эту запись по достоинству, или ругал её, то что же тут скажешь? Слушатели не всегда правильно понимают то, что прослушали, и могут давать неверные оценки. Например, после премьеры одной из опер Моцарта, которая ныне считается шедевром, некий меломан сообщает в письме своему адресату, что опера дрянь, а также: "...музыка вся накрадена."

Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

Re: Концерт С.В.Рахманинова №2 (ф-но с оркестром)

Сообщение Yuriy » Сб окт 14, 2017 12:54 am

Когда-то здесь активно обсуждали исполнение Рихтером 2-го концерта Рахманинова. Не могу себе представить более глубокого и естественного исполнения, а я слышал их немало. Сегодня, выкладывая на своем сайте недостающую статью о Рихтере Давида Рабиновича из книги «Портреты пианистов», наткнулся на такое суждение: «Интеллектуальная сторона постижения музыки порой приводит Рихтера к упрямому догматизму. Не этим ли объясняется безоговорочное выключение им из своего репертуара каких-либо транскрипций или, например, противоречащая характеру данной музыки, явно нарочитая (во что бы то ни стало!) замедленность темпов в ряде эпизодов Moderato и Adagio sostenuto Второго концерта Рахманинова?»
И далее: «Настоящих художников надлежит судить не по их частным (неизбежным, ибо они живые люди) ошибкам и заблужениям, но по тому, что оказывается основным законом их творчества.»
Только вот кто заблуждается – Рихтер или Рабинович? Вопрос риторический, т.к. с автором статьи уже не поспоришь.
А в общем-то статья большая, есть что почитать. Желающие найдут ее здесь:
https://www.svrichter.com/documents/books/
Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
(А.С.Пушкин)

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Re: Концерт С.В.Рахманинова №2 (ф-но с оркестром)

Сообщение M.I. » Сб окт 14, 2017 9:30 am

Yuriy писал(а):...статью о Рихтере Давида Рабиновича из книги «Портреты пианистов», наткнулся на такое суждение: ...противоречащая характеру данной музыки, явно нарочитая (во что бы то ни стало!) замедленность темпов в ряде эпизодов Moderato и Adagio sostenuto Второго концерта Рахманинова?»
https://www.svrichter.com/documents/books/
Повторюсь о том, что ранее слушал по радио передачу о Рахманинове. В ней сообщалось, что один слушатель был (в стародавние времена) в концерте, где В.Гизекинг исполнял Концерт Рахманинова № 2. Пианист начал играть Концерт "в пять раз медленнее, чем играют обычно, а автор сидел в зале и одобрительно кивал".
Yuriy писал(а):И далее: «Настоящих художников надлежит судить не по их частным (неизбежным, ибо они живые люди) ошибкам и заблужениям, но по тому, что оказывается основным законом их творчества.»
У Пушкина эта мысль звучит несколько иначе: "Художника следует судить по законам, им самим над собой поставленным". А для пишущего критика прежде всего надо эти законы себе уяснить, и поделиться этим знанием с читателем.

Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

Re: Концерт С.В.Рахманинова №2 (ф-но с оркестром)

Сообщение Yuriy » Сб окт 14, 2017 9:54 pm

M.I. писал(а):
Yuriy писал(а):...статью о Рихтере Давида Рабиновича из книги «Портреты пианистов», наткнулся на такое суждение: ...противоречащая характеру данной музыки, явно нарочитая (во что бы то ни стало!) замедленность темпов в ряде эпизодов Moderato и Adagio sostenuto Второго концерта Рахманинова?»
https://www.svrichter.com/documents/books/
Повторюсь о том, что ранее слушал по радио передачу о Рахманинове. В ней сообщалось, что один слушатель был (в стародавние времена) в концерте, где В.Гизекинг исполнял Концерт Рахманинова № 2. Пианист начал играть Концерт "в пять раз медленнее, чем играют обычно, а автор сидел в зале и одобрительно кивал".
Yuriy писал(а):И далее: «Настоящих художников надлежит судить не по их частным (неизбежным, ибо они живые люди) ошибкам и заблужениям, но по тому, что оказывается основным законом их творчества.»
У Пушкина эта мысль звучит несколько иначе: "Художника следует судить по законам, им самим над собой поставленным". А для пишущего критика прежде всего надо эти законы себе уяснить, и поделиться этим знанием с читателем.
Несмотря на гений Пушкина, не уверен, что даже он мог сформулировать универсальный закон на эту тему. При определенных условиях – да, но можно приводить примеры и контрпримеры, и кто-то с ними согласится, а кто-то – нет, и т.д. Помню, как много лет тому назад мой покойный приятель, математик, бывший гораздо более интересным как художник, но увы, из-за крайней скромности несостоявшийся в этом амплуа, объяснял мне, каким потрясающим рисовальщиком был Дали. Я тоже, наверное, кивал, но без всякого одобрения. Не стану спорить: с точки зрения собственного понимания искусства Дали – уникальное явление и заслуживает высшей оценки, если «судить по законам, им самим над собой поставленным». Но мне это все неблизко, даже порой отвратительно, и я, говоря это, не боюсь выглядеть в чьих-то глазах отсталым. Правда, Дали уже, возможно, - вчерашний день, и споры вокруг него поутихли.
Другой пример – Гульд. Его до сих пор обсуждают, спорят, доходя при этом до взаимных оскорблений. Опять же, пытаясь быть объективным, я поражаюсь его мастерству. Кажется, в пределах избранной концепции, «законам, им самим над собой поставленным», ничего лучшего и быть не может, но очень часто, даже в большинстве случаев лично мне его музыкальные взгляды чужды. Если бы я, чего доброго, был музыкальным критиком, я был бы обязан «уяснить эти законы» и что-то объяснить читателям. Но опять же, почему надо, скажем, «Аппассионату» да и многое другое подстраивать под Гульда, а не наоборот? В молодости я слушал многих, пытался постичь, насколько мне дано, положительное у разных исполнителей. Сейчас абсолют найден. Не стану я слушать других исполнителей, если мне сегодня захочется услышать конкретное произведение. Зачем совершать над собой насилие? Разве для этого слушают музыку, когда хочется ею наслаждаться, а не изучать чей-то стиль? Вчера случайно на youtube кликнул на запись Рихтера – Бах, Токката №4, ре минор, BWV 913. Это никак в тот день не было запланировано, и можно было слушание отложить. Но разве можно было прервать эту музыку, это потрясающее прочтение? Высшая простота и естественность. Да я и не думал о законах, задачах, поставленных исполнителем. Меня эта музыка, слышанная и ранее, и неоднократно, в этот день совершенно покорила. Не было и тени «ремесла», мастерства, всего того, без чего невозможно исполнение. Разумеется, всё это было, но так, что слышно было Баха, а не пианистические достоинства пианиста.
Самое интересное, что на youtube, были, кажется, голоса «против». Ну и пусть их.
Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
(А.С.Пушкин)

Ответить