Бетховен, ор.111
Бетховен, ор.111
Из сонат Бетховена в исполнении Святослава Теофиловича чаще всего слушаю великую сонату ор.111, а иногда только Ариэтту.
В дискографии Танина приводится следующий список ее записей с концертов Рихтера:
28/11/63 - Leipzig - Live - MUSIC & ARTS CD-1025 (CD)
25/6/68 - Milan - Live - (PT)
15/7/73 - Carcassonne - Live - (PT)
1/6/74 - Tokyo - Live - DOREMI DHR-7718 (CD)
1/6/74 - Tokyo - Live - (VHS)
6/12/74 - Pecs - Live - (PT)
12/1/75 - Moscow - Live - REVELATION RV 10096 (CD) , M&A 775
12/1/75 - Moscow - Live - (VHS)
23/2/75 - Munich - Live - (PT)
18/3/75 - Lyon - Live - (PT)
22/3/75 - Marseille - Live - (PT)
16/4/75 - Gyor - Live - (MM)
13/11/76 - Milan - Live - (PT)
27/4/91 - Moscow - Live - (PT) [N]
29/4/91 - Leningrad - Live - (PT)
23/9/91 - San Sepolcro - Live - (PT) [N]
29/9/91 - Milan - Live - (PT)
4/10/91 - Zug - Live - (PT)
12/10/91 - Polling - Live - (PT)
17/10/91 - Ludwigsburg - Live - PHILIPS 438 486-2 (2CD)
19/10/91 - Frankfurt - Live - (PT)
25/10/91 - Rellingen - Live - LIVE CLASSICS LCL 491 (CD)
Мне удалось прослушать все эти записи, причем некоторые – неоднократно. Чаще всего слушаю (и смотрю) 12/1/75 - Moscow - Live - (VHS). Это моя любимая запись. Несколько реже возвращаюсь к 1/6/74 - Tokyo - Live - (VHS), которую тоже очень люблю.
Сейчас, несмотря на крайнюю занятость, все же решил снова переслушать все эти записи. Начал “с конца” -
17/10/91 - Ludwigsburg - Live - PHILIPS 438 486-2 (2CD) и
25/10/91 - Rellingen - Live - LIVE CLASSICS LCL 491 (CD).
Тему Ариэтты Рихтер играет заметно медленнее, чем в 60-ых и 70-ых. Но несмотря на медленный темп сохраняется внутреннее движение музыки, ее связность. Как и прежде, вариации пронизывает некая сквозная линия. Поражаешься ясности, логике развития. Исполнение не утрачивает живости. Ну а мудрость всегда была свойственна его прочтению. Время не властно над великим Музыкантом!
Не хотелось бы пытаться выстраивать все записи по принципу “лучшие - худшие”, подобно опросам на большом форуме. И все же было бы интересно услышать мнения слышавших разные его исполнения.
И еще. В 1985-ом, юбилейном для Рихтера году, московское радио “Орфей” каждое воскресение передавало запись какого-то из его концертов, хранившихся в фондах. Таким образом некоторые любители сделали уникальные магнитофонные записи. Мне кажется, тогда же передали концерт, записи которого у Танина нет:
12/12/63 - Moscow – Live.
Именно об этом концерте написал свою восторженную статью Г.Г.Нейгауз: “Еще о Рихтере (по поводу исполнения трех последних сонат Бетховена 10 и 12 декабря 1963)”.
Возможно, кто-то из форумчан располагает такой записью. Был бы признателен за сообщение.
В дискографии Танина приводится следующий список ее записей с концертов Рихтера:
28/11/63 - Leipzig - Live - MUSIC & ARTS CD-1025 (CD)
25/6/68 - Milan - Live - (PT)
15/7/73 - Carcassonne - Live - (PT)
1/6/74 - Tokyo - Live - DOREMI DHR-7718 (CD)
1/6/74 - Tokyo - Live - (VHS)
6/12/74 - Pecs - Live - (PT)
12/1/75 - Moscow - Live - REVELATION RV 10096 (CD) , M&A 775
12/1/75 - Moscow - Live - (VHS)
23/2/75 - Munich - Live - (PT)
18/3/75 - Lyon - Live - (PT)
22/3/75 - Marseille - Live - (PT)
16/4/75 - Gyor - Live - (MM)
13/11/76 - Milan - Live - (PT)
27/4/91 - Moscow - Live - (PT) [N]
29/4/91 - Leningrad - Live - (PT)
23/9/91 - San Sepolcro - Live - (PT) [N]
29/9/91 - Milan - Live - (PT)
4/10/91 - Zug - Live - (PT)
12/10/91 - Polling - Live - (PT)
17/10/91 - Ludwigsburg - Live - PHILIPS 438 486-2 (2CD)
19/10/91 - Frankfurt - Live - (PT)
25/10/91 - Rellingen - Live - LIVE CLASSICS LCL 491 (CD)
Мне удалось прослушать все эти записи, причем некоторые – неоднократно. Чаще всего слушаю (и смотрю) 12/1/75 - Moscow - Live - (VHS). Это моя любимая запись. Несколько реже возвращаюсь к 1/6/74 - Tokyo - Live - (VHS), которую тоже очень люблю.
Сейчас, несмотря на крайнюю занятость, все же решил снова переслушать все эти записи. Начал “с конца” -
17/10/91 - Ludwigsburg - Live - PHILIPS 438 486-2 (2CD) и
25/10/91 - Rellingen - Live - LIVE CLASSICS LCL 491 (CD).
Тему Ариэтты Рихтер играет заметно медленнее, чем в 60-ых и 70-ых. Но несмотря на медленный темп сохраняется внутреннее движение музыки, ее связность. Как и прежде, вариации пронизывает некая сквозная линия. Поражаешься ясности, логике развития. Исполнение не утрачивает живости. Ну а мудрость всегда была свойственна его прочтению. Время не властно над великим Музыкантом!
Не хотелось бы пытаться выстраивать все записи по принципу “лучшие - худшие”, подобно опросам на большом форуме. И все же было бы интересно услышать мнения слышавших разные его исполнения.
И еще. В 1985-ом, юбилейном для Рихтера году, московское радио “Орфей” каждое воскресение передавало запись какого-то из его концертов, хранившихся в фондах. Таким образом некоторые любители сделали уникальные магнитофонные записи. Мне кажется, тогда же передали концерт, записи которого у Танина нет:
12/12/63 - Moscow – Live.
Именно об этом концерте написал свою восторженную статью Г.Г.Нейгауз: “Еще о Рихтере (по поводу исполнения трех последних сонат Бетховена 10 и 12 декабря 1963)”.
Возможно, кто-то из форумчан располагает такой записью. Был бы признателен за сообщение.
Последний раз редактировалось Yuriy Ср фев 06, 2008 12:01 am, всего редактировалось 1 раз.
Первым исполнением Рихтера 32-й сонаты, с которым я познакомился, была запись 1991 года с концерта в Людвигсбурге, изданная на Phillips. Я очень увлекся этой музыкой и полюбил ее именно в такой интерпретации. Когда я послушал запись с московского концерта 1975 года (Brilliant Classics), то с непривычки вторая часть мне, конечно же, показалась быстроватой.
Токийская запись 1974 года меня потрясла. Она сильно отличается по темпу и характеру от хорошо знакомой мне поздней, но вряд ли имеет смысл эту разницу описывать словами. Оба эти исполнения, на мой взгляд, гениальны.
Токийская запись 1974 года меня потрясла. Она сильно отличается по темпу и характеру от хорошо знакомой мне поздней, но вряд ли имеет смысл эту разницу описывать словами. Оба эти исполнения, на мой взгляд, гениальны.
Юрий писал (на другом потоке форума): "Эта тема натолкнула на мысль - обсудить исполнения разных лет какого-нибудь произведения. Какие будут предложения? Я бы выбрал ор.111."
Впервые слушал в концертном исполнении 32-ю сонату Бетховена в известном концерте 12 января 1975 года, памяти Г.Г.Нейгауза. Концерт дважды переносился: сначала с конца декабря на 5 января, а затем уже на 12-е. Обычно слушатели, ожидающие концерт Рихтера, всегда боялись возможной отмены концерта из-за здоровья исполнителя. Но здесь был случай особый: раз концерт посвящён памяти Г.Г.Нейгауза, Рихтер не отменял концерт, а лишь переносил его.
Программа концерта была интересно составлена: две ранние сонаты, 3-я и 4-я, и поздняя, 32-я.
Это был сильный, впечатляющий концерт.
Основная черта впечатления от 3-ей и 4-ой сонат - сильный напор. А 32-я соната воспринималась так. Первая часть - воспоминания немолодого человека о своей молодости, бурное переживание прошлой жизни, досада о том, чего не сделал. Вторая часть - зрелый, умудрёный человек, пребывающей в его теперешнем дне. Отрешённость от плотской, низменной жизни, от страстей и забот. В середине второй части краткий возврат к миру страстей и отказ от него. Соната заканчивается последней точкой сегодняшней жизни, сегодняшнего дня композитора. Дальше идти некуда, рассказывать не о чем. Поэтому соната логически заканчивается с окончанием второй части. В целом же структура концерта: "ранние сонаты - поздняя соната" соответствовала структуре 32-ой сонаты, а именно, "из прошлого в настоящее". Очень логичная драматургия концерта вцелом.
Затем, спустя пятнадцать лет, исполнение этой сонаты 27 апреля 1991 года в третьем отделении концерта памяти Л.Б.Пастернака (в ГМИИ им. Пушкина). Соната стала длиться дольше. В первой части - те же размышления композитора о прошлом, но теперь это кипение человека, находящегося в замкнутом пространстве, на маленькой территории, появился элемент безысходности и протест против этого. При этом усилилась эмоциональная реалистичность звучания. В дальнейшем, вспоминая исполнение 1-ой части, у меня возникал зрительный образ старика, бушующего, негодующего на своей кухне в полном одиночестве. Вторая часть, по сравнению с исполнением 1975 года, показалась более лёгкой, как бы даже невесомой. При этом она просто вызвала изумление, ничего подобного я раньше не слышал. С самого начала Ариетты было так: музыка звучала и развивалась, двигалась вперёд, но при этом то, что прозвучало ранее, никуда не девалось, продолжало слышаться. Появлялись новые и новые звуки, а старые словно не исчезали! Я невольно сравнил это с длинной цепочкой (каждое звено цепочки - звук), которая наматывалась и наматывалась на некую ось, и была вся здесь, перед глазами. Это было невероятно и это было наяву. Ошеломляющее впечатление.
Зал принял это с восторгом, люди хлопали радостно. Одна из слушательниц сказала: "Я думала, Рихтер старый, ходит с палочкой, а тут - ТАКОЕ!"
Если сравнить вцелом исполнения 1975 и 1991 годов, то исполнение 1975 года имеет характер большей монолитности, а исполнение1991 года более рельефное и изысканное.
Впервые слушал в концертном исполнении 32-ю сонату Бетховена в известном концерте 12 января 1975 года, памяти Г.Г.Нейгауза. Концерт дважды переносился: сначала с конца декабря на 5 января, а затем уже на 12-е. Обычно слушатели, ожидающие концерт Рихтера, всегда боялись возможной отмены концерта из-за здоровья исполнителя. Но здесь был случай особый: раз концерт посвящён памяти Г.Г.Нейгауза, Рихтер не отменял концерт, а лишь переносил его.
Программа концерта была интересно составлена: две ранние сонаты, 3-я и 4-я, и поздняя, 32-я.
Это был сильный, впечатляющий концерт.
Основная черта впечатления от 3-ей и 4-ой сонат - сильный напор. А 32-я соната воспринималась так. Первая часть - воспоминания немолодого человека о своей молодости, бурное переживание прошлой жизни, досада о том, чего не сделал. Вторая часть - зрелый, умудрёный человек, пребывающей в его теперешнем дне. Отрешённость от плотской, низменной жизни, от страстей и забот. В середине второй части краткий возврат к миру страстей и отказ от него. Соната заканчивается последней точкой сегодняшней жизни, сегодняшнего дня композитора. Дальше идти некуда, рассказывать не о чем. Поэтому соната логически заканчивается с окончанием второй части. В целом же структура концерта: "ранние сонаты - поздняя соната" соответствовала структуре 32-ой сонаты, а именно, "из прошлого в настоящее". Очень логичная драматургия концерта вцелом.
Затем, спустя пятнадцать лет, исполнение этой сонаты 27 апреля 1991 года в третьем отделении концерта памяти Л.Б.Пастернака (в ГМИИ им. Пушкина). Соната стала длиться дольше. В первой части - те же размышления композитора о прошлом, но теперь это кипение человека, находящегося в замкнутом пространстве, на маленькой территории, появился элемент безысходности и протест против этого. При этом усилилась эмоциональная реалистичность звучания. В дальнейшем, вспоминая исполнение 1-ой части, у меня возникал зрительный образ старика, бушующего, негодующего на своей кухне в полном одиночестве. Вторая часть, по сравнению с исполнением 1975 года, показалась более лёгкой, как бы даже невесомой. При этом она просто вызвала изумление, ничего подобного я раньше не слышал. С самого начала Ариетты было так: музыка звучала и развивалась, двигалась вперёд, но при этом то, что прозвучало ранее, никуда не девалось, продолжало слышаться. Появлялись новые и новые звуки, а старые словно не исчезали! Я невольно сравнил это с длинной цепочкой (каждое звено цепочки - звук), которая наматывалась и наматывалась на некую ось, и была вся здесь, перед глазами. Это было невероятно и это было наяву. Ошеломляющее впечатление.
Зал принял это с восторгом, люди хлопали радостно. Одна из слушательниц сказала: "Я думала, Рихтер старый, ходит с палочкой, а тут - ТАКОЕ!"
Если сравнить вцелом исполнения 1975 и 1991 годов, то исполнение 1975 года имеет характер большей монолитности, а исполнение1991 года более рельефное и изысканное.
Последний раз редактировалось M.I. Пн авг 11, 2008 10:16 pm, всего редактировалось 7 раз.
Re: Бетховен, ор.111
А ещё про исполнение 1963 года.
В целом исполнение 1963 года более "плотное", чем в 1975 и, тем более, в 1991 году. Однако, это "уплотнение" коснулось, главным образом, первой части. В 1963 году первая часть исполняется очень энергично и напряжённо, почти исступлённо. Но напряжение музыки здесь скорее механического свойства, как сильно сжатая стальная пружина. Характер звучания напоминает мне 1-ю часть сонаты № 7 Прокофьева в рихтеровском испонении. Это исполнение 20-го века.
Вообще, в высказываниях об игре Рихтера, Г.Г.Нейгауз хвалил его за способность не только донести до слушателя содержание музыки, мысль автора, но и передать эпоху, когда она сочинялась (например, при испоненинии Гайдна и Шумана в одном концерте). В исполнении же Рихтером 1-й части 32-й сонаты в 1963 году об эпохе сочинения ничего определённого не скажешь. Это или вневременное исполнение, или исполнение 20-го века. И лишь в 1975 и 1991 годах исполнение этой части прониклось настроением бурных воспоминаний Бетховена о своей прожитой жизни. Бетховен пришёл в эту часть.
Вот такую сильную трансформацию прошла трактовка Рихтером 1-й части 32-й сонаты Бетховена за три десятилетия. Вторая же часть сонаты лишь совершенствовалась, расцветала, но не менялась по сути.
В двух статьях по поводу концертов Рихтера в БЗК 10 и 12 декабря 1963 года Г.Г.Нейгауз так высказался о 32-й сонате (привожу по памяти): "Полтора столетия, отделяющие нас от момента создания сонаты, сжимаются в один миг. Соната - это наше сегодня, не наше вчера". Полагая, что концепция Рихтера при исполнении 32-й сонаты в упомянутых концертах и 28 ноября того же года в Лейпциге была одна и та же, становится понятной мысль Нейгауза, если слушать изданную лейпцигскую запись.Yuriy писал(а): Именно об этом концерте написал свою восторженную статью Г.Г.Нейгауз: “Еще о Рихтере (по поводу исполнения трех последних сонат Бетховена 10 и 12 декабря 1963)”.
В целом исполнение 1963 года более "плотное", чем в 1975 и, тем более, в 1991 году. Однако, это "уплотнение" коснулось, главным образом, первой части. В 1963 году первая часть исполняется очень энергично и напряжённо, почти исступлённо. Но напряжение музыки здесь скорее механического свойства, как сильно сжатая стальная пружина. Характер звучания напоминает мне 1-ю часть сонаты № 7 Прокофьева в рихтеровском испонении. Это исполнение 20-го века.
Вообще, в высказываниях об игре Рихтера, Г.Г.Нейгауз хвалил его за способность не только донести до слушателя содержание музыки, мысль автора, но и передать эпоху, когда она сочинялась (например, при испоненинии Гайдна и Шумана в одном концерте). В исполнении же Рихтером 1-й части 32-й сонаты в 1963 году об эпохе сочинения ничего определённого не скажешь. Это или вневременное исполнение, или исполнение 20-го века. И лишь в 1975 и 1991 годах исполнение этой части прониклось настроением бурных воспоминаний Бетховена о своей прожитой жизни. Бетховен пришёл в эту часть.
Вот такую сильную трансформацию прошла трактовка Рихтером 1-й части 32-й сонаты Бетховена за три десятилетия. Вторая же часть сонаты лишь совершенствовалась, расцветала, но не менялась по сути.
Последний раз редактировалось M.I. Сб фев 16, 2008 10:38 pm, всего редактировалось 1 раз.
Прослушал запись 32-й сонаты от 12 января 1975 года. Очень сильное отличие от лейпцигской записи 28 ноября 1963 года, главным образом, в первой части. Если в 1963 году исполнение первой части сонаты несло окраску прокофьевского или, отчасти, гайдновского стиля, то в 1975 году от этого не осталось и следа. Исполнение замедлилось, стало не таким напористым. Самое главное, что в этой части, при всём её бурном характере, появились нотки душевного страдания, и это органически связало первую часть с Ариеттой. А в записи от 28 ноября 1963 года первая часть и Ариетта воспринимаются мною просто как две несязанные между собой, хотя и очень сильные, пьесы, просто поставленные одна вслед за другой. Надо сказать, что во всех других двухчастных сонатах (№№ 19, 20, 22, 27) Бетховена, исполняемых Рихтером, обе части сонаты в образно-художественном смысле прекрасно сбалансированы друг с другом.
В исполнении первой части 32-й сонаты в 1975 году мне сышались в какие-то моменты настроения, сходные с теми, что присутствуют в четвёртой части 29-й сонаты. Таким образом, в 1975 году Рихтер сильно отошёл от трактовки 1-й части, которую давал в 1963 году. Ариетта так сильно не изменилась, хотя кое-какие различия заметны сразу в начале. В 1963 году Ариетта начинается как бы падением капель на зеркальную поверхность чистой, вероятно холодной, воды, а 1975 году это как лёгкие гребки вёсел невесомой лодки по солнечно-золотистой водной глади.
В исполнении первой части 32-й сонаты в 1975 году мне сышались в какие-то моменты настроения, сходные с теми, что присутствуют в четвёртой части 29-й сонаты. Таким образом, в 1975 году Рихтер сильно отошёл от трактовки 1-й части, которую давал в 1963 году. Ариетта так сильно не изменилась, хотя кое-какие различия заметны сразу в начале. В 1963 году Ариетта начинается как бы падением капель на зеркальную поверхность чистой, вероятно холодной, воды, а 1975 году это как лёгкие гребки вёсел невесомой лодки по солнечно-золотистой водной глади.
Но герой, представленный слушателю в Ариетте, не просто пребывает в ней, а постоянно задаётся одним и тем же вопросом. Вопрос такой: что есть музыка? На всём протяжении Ариетты этот вопрос всё время повторяется, слегка видоизменяется, как бы выставляется разными своими сторонами, но не получает ответа. Соната заканчивается, а ответ не найден. Притом ответ должен прийти извне сонаты. В этом здесь отличие Бетховена от Моцарта. В произведениях Моцарта, например в Фантазии К.475, бывает скрыта некая тайна, которую хочется разгадать, проникнув внутрь произведения. В Ариетте нет и намёка на тайну, в Ариетте всё ясно. А ответ на вопрос, повторяющийся и повторяющийся в Ариетте, должен прийти не просто извне сонаты, а извне музыки.M.I. писал(а): Вторая часть - зрелый, умудрёный человек, пребывающей в его теперешнем дне.
P.S. Собственно, с вопроса соната и начинается. Этот вопрос очень быстро приводит "действующее лицо" сонаты в состояние раздражения, в исступление. Он насквозь проходит через всю первую часть, а в Ариетте "действующее лицо" возвращается к нему, но теперь уже совсем в другом состоянии. Эта, так сказать, "сквозная вопросность" (по-моему, не свойственная вообще Бетховену) сообщает сонате логическую цельность.
P.P.S. Вопрос, на который герой Ариетты всё время пытается найти, нащупать ответ, не обязательно "что есть музыка?". Подойдёт и любой другой глубокий философский вопрос, например, "кто я?", или "в чём суть?", "что есть истина?" и т.п. Важна идея вопроса как таковая, интонационно передаваемая в музыке, а не подстановка слов вроде "синь небес", "кто такой", "будь со мной"...