К.П.Кондрашин о Рихтере

Воспоминания друзей и знакомых Рихтера, личные впечатления от его концертов
Ответить
M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

К.П.Кондрашин о Рихтере

Сообщение M.I. » Вс июл 12, 2009 1:04 pm

Когда в 1978 году вышел фильм А.Золотова "Хроники Святослава Рихтера", этот фильм сначала включал кадры высказывания дирижёра Кондрашина о Рихтере. Вскоре после выхода фильма так случилось, что Кондрашин, выехав за границу, оказался "невозвращенцем" (отнюдь не по идейно-политическим мотивам). Сразу после этого исчезли из средств массовой информации любые упоминаия о нём. Эта участь коснулась и фильма А.Золотова. В последствии, насколько мне известно, кадры с Кондрашиным не были возврашены в фильм, его несколько раз показывали в новой России после 1991 года в урезанном варианте. Привожу текст высказывания Кондрашина о Рихтере в варианте фильма 1978 года.

Больше всего поражает в Рихтере психологическая наполненность музыки, которую он исполняет. Для него музыка никогда не является игрой звуков, приятных созвучий, средством проявления темперамента или проявления каких-то колористических, оторванных от содержания моментов. Он всегда очень точно знает, что хочет сказать, и умеет очень хорошо привести образные примеры, заимствованные из литературы или из жизненных ассоциаций, которые очень точно определяют состояние, которое эта музыка изображает. Мне иногда кажется, что для себя Рихтер, когда играет какое-то крупное сочинение, даже придумывает какой-то сюжет, потому что по некоторым прорывающимся иногда замечаниям и фразам видно, что у него не импровизированное подыскивание словесных ассоциаций, а глубоко продуманное и уже так осевшее внутри. Известно, что он в юности работал в опере. Вот мне всегда кажется, что театральное мышление и дало ему очень много для того, чтобы и в чистой, так называемой, музыке уметь находить образные, иногда даже сюжетные ассоциации. Это - порявление артистизма, который складывается не только из чисто исполнительского музыкального творчества, но и артистизма во всём облике артиста, когда он находится на эстраде. Это всё взаимосвязано.
Мы со Святослав Теофиловичем почти однолетки. И, вообще, мой дирижёрский опыт даже больше, чем его концертный, потому, что я начал дирижировать раньше, чем он появился на концертной эстраде. Но я себя считаю его учеником, потому что в общении ним я понял, как много не хватает мне, и он меня научил необыкновенной требовательности к себе. Он меня научил тезису о том, что в музыке нет мелочей.
Каждое общение с Рихтером это радость - и тогда, когда ты присутствуешь в зале на его концерте, и, конечно, тогда, когда ты вместе с ним выходишь на эстраду. И каждое общение с ним оставляет какой-то новый след, и является новой вехой в творческом пути каждого художника.

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Сообщение M.I. » Вт ноя 08, 2011 8:07 pm

Кирилл Кондрашин рассказывает. О музыке, о жизни.

Ражников В.Г., Москва, «советский композитор», 1989.

Глава «О великих музыкантах». Фрагмент рассказа К.Кондрашина о некоторых пианистах, в том числе, о Рихтере.

«В.Р. А какие солисты и дирижеры, с которыми Вам пришлось встречаться, оказали на Вас большое влияние?
К.К. Начнем с пианистов. Если не считать наших Рихтера и Гилельса, то я бы мог назвать двух гигантов. Они совершенно разные, но необычайно интересные.
Я не знаю, как играет сейчас Артур Рубинштейн. Ему теперь уже более 90 лет. Мы с ним выступали лет восемь назад. Он в апостольском возрасте. Мне говорили, что он скрывает свой возраст. Во всяком случае – светлейшая голова, знание множества языков и чистый разговор по-русски. Восторженность необыкновенная. О музыке он говорит взахлеб. Сейчас же садится играть. С какой-то детской непосредственностью. Необычайно простая фразировка. Вот когда он играл Шопена, я понял, что Шопена надо играть так. Он играет то, что написано в нотах, и не больше. Получается великая музыка. Никакой отсебятины, никаких таких дурновкусных рубато, замедлений и декадансов – все просто, благородно. Мы с ним играли Шопена, когда он приезжал в Советский Союз. После этого мы с ним встретились в Париже. Как раз я отлично помню этот концерт. Это было в 1963 году, в один из ноябрьских дней, когда перед началом концерта вышел распорядитель и сказал, что вчера убили президента Кеннеди. Все встали. После этого мы с ним играли Второй концерт Брамса.
Второй пианист – это Бенедетти Микеланджели. Причем надо сказать – они совершенно разные. Рубинштейн необычайно романтичен, даже несколько экзальтирован, но это только во внешнем его поведении. Игра его академичная и теплая. Он поэт в музыке. А Бенедетти Микеланджели сидит как истукан. Каменное лицо, ничего не выражающее. Но играет! Такая продуманность, такой вкус. Мы с ним играли Четвертый концерт Бетховена. Я вдруг «услышал», как встречаются чередующиеся в хроматической гамме триоли с квартолями. Нужно уложить определенное количество нот в этом такте. Как это было необыкновенно отработано! Вот это – тролль, а это – квартоль. Совершенно точно. Ясно и наполнено глубочайшим смыслом.
Очень любопытно, как он готовится к концерту. Мыс ним утром репетировали. Он очень требователен и очень корректен. Он точно знал, что ему нужно. Если ты это сделал, то уже никаких придирок нет. Бывают такие солисты, которые себя желают утвердить. Он сидит и слушает тутти, которое вы сыграли и говорит: «Прошу вас сыграть еще раз». – «Что было плохо?» - «Я хочу еще раз послушать» Слушает. «Вы знаете, вот тут скрипки нечисто играют». – «Я не слыхал». – «Ну давайте еще раз».
В.Р. Это, очевидно, наш артист…
К.К. Это было с Гилельсом в начале конца нашей дружбы: желание самоутвердиться – вот, мол, меня это не устраивает, как бы вы не играли,я все равно лучше. Это мне очень не нравилось.
А вот Микеланджели знает, что нужно (Рихтер, кстати, тоже), и когда вы сделали, он к этому уже не возвращается. А после рептиции приходил Богино, и о ни начинали колдовать над роялем. На это день все остальные занятия в зале отменялись, репетиции кончались в час дня, концерт начинается в полвосьмого. Я прихожу в четверть восьмого, они еще на эстраде, и Микеланджели пробует найти вот «эту» ноту, а ее нет. Все в панике: надо еще идти в гостиницу переодеваться, машина его ждет. Наконец, он неохотно покидает эстраду. Быстро ставят оркестр. Через 10 минут он уже входит во фраке и играет как бог.
Это говорит о том, что он может «заводиться» от музыки с полуоборота, то есть он услышал звуки музыки и уже включен. Молниеносно. Это очень редкое качество. Я это качество встречал редко – у Ростроповича, скажем…
Я подумал о Рихтере в этом смысле, но потом понял, что я неправ. Как раз Рихтер долго готовится.
В.Р. Вы рассказывали, что он приходит за пять минут.
К.К. Но он один гуляет по Москве или где-то там в Риге, по взморью. Он не может ни с кем общаться, должен вынести в себе вот эту музыку. А Микеланджели работает, сидит…»

Ответить