Из воспоминаний завсегдатая рихтеровских концертов.

Воспоминания друзей и знакомых Рихтера, личные впечатления от его концертов
Ответить
M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Из воспоминаний завсегдатая рихтеровских концертов.

Сообщение M.I. » Пн сен 05, 2016 10:26 pm

Один мой хороший знакомый (знакомый на почве интереса к игре Рихтера), старшего поколения, инженер и музыкант-любитель, лет десять назад передал мне машинописный текст своих воспоминаний о концертах Рихтера. К сожалению, на недавнюю мою просьбу разрешить мне выложить текст в интернет он ответил отказом. Поэтому сообщу кратко о том, что меня там удивило. Он начал посещать концерты Рихтера в Москве с начала 50-х годов. Первый раз он пошёл не "на Рихтера", а "на Аппассионату". Удивительно, но он не стал сразу безоговорочным поклонником Рихтера, это произошло лишь к 1960 году. Правда, в 50-х годах он агитировал своих знакомых посещать концерты Рихтера, но иногда наталкивался на полное равнодушие, а иногда на откровенно враждебное отношение к Рихтеру. В любом случае, значимость Рихтера в концертной жизни стала безоговорочной с 60-х годов.
Я задумался, почему так? Конечно, можно считать, что тут сказалось официальное признание властей после начала гастролей Рихтера на Западе, а массовая публика это моментально чувствует. Игра Рихтера, очевидно, становилась всё совершеннее. Но был и ещё фактор, влиявший на отношение публики к Рихтеру. Это постепенный уход корифеев пианизма старшего поколения. В 50-х играли ещё Г.Нейгауз и В.Софроницкий. В памяти публики жили ещё воспоминания о концертах К.Игумнова. А начиная с 60-х годов рядом с Рихтером было уже маловато крупных фигур, "властителей дум" широкой аудитории, и теперь публика в значительной степени сосредоточилась своим вниманием именно на Рихтере.

Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

Re: Из воспоминаний завсегдатая рихтеровских концертов.

Сообщение Yuriy » Чт сен 08, 2016 10:13 pm

M.I. писал(а): Но был и ещё фактор, влиявший на отношение публики к Рихтеру. Это постепенный уход корифеев пианизма старшего поколения. В 50-х играли ещё Г.Нейгауз и В.Софроницкий. В памяти публики жили ещё воспоминания о концертах К.Игумнова. А начиная с 60-х годов рядом с Рихтером было уже маловато крупных фигур, "властителей дум" широкой аудитории, и теперь публика в значительной степени сосредоточилась своим вниманием именно на Рихтере.
Вполне озможно. Была старорежимная публика, предпочитавшая романтического Софроницкого. Сам знал двух типичных гимназических старушек, относившихся к Рихтеру с некоторым подозрением. Прежде всего из-за Прокофьева. Одна рассказала мне, что некоторые завсегдатаи филармонии считали, что Рихтер не любит Киев, потому и играет здесь много Прокофьева. Ну, а потом не все могли перенести такой темперамент. Как-то он играл у нас «Скитальца», и одна престарелая особа шепнула соседке: зачем он так громыхает? В ноты она никогда не заглядывала, не видела этих форте, но ей, сидящей где-то во втором или третьем ряду было чересчур громко и потому неуютно. Я ей позавидовал. Я бы пережил бы и четыре форте, лишь бы услышать живьем его потрясающее исполнение, «до полной гибели, всерьёз». Но были и другие слушатели, причем, возрастом ничуть не уступавшие, принявшие Рихтера безоговорочно, и Прокофьева тоже.
Немного отвлекусь. Некоторые наши участники знают о встрече московской интеллигенции в «Итальянском дворике» 1/04/2013, во время которой я вручил Ирине Александровне Антоновой копию в электронном виде своего собрания записей Рихтера. 4-го апреля это показала «Культура». Так вот, после мероприятия я познакомился с преподавательницей МГУ Марией Александровной Реформатской. Позже она принесла в музей-квартиру старые программки и статьи, собранные её покойным отцом, крупным советским лингвистом, с условием, что они скопируют материалы для себя и для меня. На программках 40-х, 50-х годов его лаконичные восторженные комментарии. Он был почитателем Прокофьева, и манеру Рихтера принял абсолютно.
Программы Рихтера тех лет изумляли своим разнообразием. Произведения Листа, играемые, казалось, за гранью возможного и глубочайшее прочтение позднего Бетховена, смелый Прокофьев и медитационный Шуберт. Многогранность, универсальность, не имевшая аналогов. Всем этим можно было привлечь публику разных возрастов, пристрастий и вкусов. Я слышал от разных людей, не музыкантов особенно, что они не могли по-настоящему составить представление о таком-то произведении, если не услышали его у Рихтера. Ну ладно, это дилетанты, но как волновался Прокофьев, выбегал на улицу посмотреть, не идет ли опаздывающий на 1-й тур (29/11/45, МЗК) 3-го Всесоюзного конкурса пианистов участник, в программе которого была его, Прокофьева, 8-я соната. Наверное, ожидал открытий для себя. Кстати, Рихтер осмелился сыграть этот шедевр впервые для себя именно на конкурсе! А потом повторил на 2-м туре (12/12).
Не раз писал: как в ученых кругах обсуждалась чья-то статья, явившаяся прорывом в науке, так мыслящая публика обсуждала новое прочтение Рихтером музыкальных шедевров. Понятно, что по этой и другим причинам аудитория почитателей увеличивалась, и она еще и училась, познавала нечто совершенно новое и неслыханное. Искусство Рихтера обогащало, возвышало. Оно служит нам до сих пор.
Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
(А.С.Пушкин)

Ответить