Cтатья Бориса Поюровского

Книги, статьи, портреты, фотографии - все, что связано с Рихтером
Ответить
Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

Cтатья Бориса Поюровского

Сообщение Yuriy » Пн май 26, 2008 12:22 am

Предлагаю вашему вниманию статью Бориса Поюровского. В конце хотелось бы вставить свой комментарий.
Я однажды спросил у Святослава Теофиловича, почему он не остался на Западе. И он ответил, как всегда, неожиданно и парадоксально: «Конечно, я мог бы это сделать первым, но не сделал. А кто стремится быть вторым, разве это интересно?»
В конце 50-х – начале 60-х годов известный американский импресарио Сол Юрок пригласил Рихтера в большое гастрольное турне по городам США. Концерты проходили в огромных залах с колоссальным успехом. Выступления завершились в Лос-Анджелесе, где в это время была устроена выставка-продажа коллекционных автомобилей. Рихтер посетил ее и обратил внимание на красную пожарную машину начала ХХ века. Маэстро решил приобрести ее, чтобы использовать как поливальную на своей даче. Но выяснилось, что эта допотопная модель оценивалась в солидную сумму, которой Рихтер не располагал. Однако желание купить машину и увезти ее на Николину гору было столь велико, что при встрече с Юроком Рихтер попросил импресарио ссудить необходимую сумму, которую осенью, после очередных гастролей в Америке, он сможет ему вернуть.
Юрок, конечно, согласился помочь, но выразил некоторое недоумение, каким образом Святослав Теофилович успел потратить все, что накануне он передал сопровождавшему пианиста администратору: ведь гонорар Рихтера во много раз превышал стоимость машины! Возникло небольшое недоразумение, которое вскоре получило исчерпывающее объяснение: львиная доля заработка Рихтера, как любого другого советского гастролера, сдавалась в наше торгпредство. Артисты долгое время довольствовались лишь суточными, и только много позже некоторым наиболее знаменитым начали выплачивать гонорар, который все равно не шел ни в какое сравнение с теми суммами, что изымало наше дорогое государство. Рихтер понятия не имел, сколько ему причиталось денег, и вообще не любил говорить на подобные темы. Если бы не случай с пожарной машиной, возможно, он так и не узнал бы, как его постоянно грабили на вполне законном основании.
Маэстро, демарш!

При этом не следует думать, что у Маэстро был легкий, сговорчивый характер. В середине 50-х годов наша страна делала первые шаги навстречу миру, от которого прежде мы были надежно отгорожены «железным занавесом». Уже прошел VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Москве. Во Франции, Англии и США состоялись обменные гастроли известных коллективов и солистов. В 1958 году в столице был устроен I Международный конкурс имени П.И. Чайковского.
По какой-то странной логике само собой подразумевалось, что в любом международном конкурсе, проходившем в СССР, все первые места должны были достаться нашим соотечественникам. И вдруг ЧП: никому до того не ведомый 24-летний пианист из США Ван Клиберн, принимающий участие в конкурсе, ломает привычную схему и явно лидирует. Меломаны-слушатели единодушно отдают пальму первенства ему. Но что делать жюри? При всей внешней самостоятельности и независимости оно все равно вынуждено согласовывать собственное решение с вышестоящими организациями. Те же, в свою очередь, совершенно не готовы пересматривать устоявшийся порядок.
Окончен 3-й тур, идет последнее заседание жюри, возглавляемого Эмилем Гилельсом. И сам председатель, и многие члены понимают, что первое место по праву принадлежит Клиберну. Однако давление извне создает определенные трудности. И тут Святослав Теофилович помогает жюри выйти из кризисной ситуации. Он ставит в известность коллег, что в случае если Клиберну будет отказано в первой премии, он, Рихтер, вынужден будет покинуть состав жюри. Конечно, ему, человеку беспартийному, подобное вольнодумство могли и простить. Но как быть члену КПСС Эмилю Гилельсу? Да никак! Гилельс вместе с другими членами жюри не только не стал спорить с Рихтером, но охотно присоединился к демаршу Святослава Теофиловича.
Внимание к молодым, талантливым музыкантам было свойственно Рихтеру всегда. В середине 70-х годов, летом, мы с женой гостили в Дрездене у ее тетки. Наши молодые немецкие друзья, с которыми мы познакомились в ее доме, сказали, что в Майсене, недалеко от Дрездена, через несколько дней начнутся гастроли Рихтера, но попасть на концерты совершенно нереально.
Находим отель в Дрездене, где остановились Святослав Теофилович и его жена Нина Львовна Дорлиак, говорим по телефону с Ниной Львовной (Святослав Теофилович телефон не любил и пользовался им лишь в исключительных случаях). Нина Львовна, конечно, приглашает на концерт в Майсен, но не предполагает, что нас четверо.
Уже в окрестностях Майсена встречают трогательные меломаны с самодельными флажками и плакатиками, на которых выведены просьбы уступить им лишний билет. Чем ближе подъезжаем к знаменитому замку Альбрехтсбург, где в небольшом старинном зале намечен концерт, тем желающих лишнего билетика становится все больше. Некоторые даже сообщают, что специально приехали ради этого из Австрии или из Западной Германии, другие, напротив, подчеркивают, что они – местные жители. И те, и другие видят в этом обстоятельстве свое преимущественное право. Хотя в Германии подобное, как правило, не практикуется: если у кого-то действительно окажется свободный билет, он подойдет к кассе и уступит его тому, кто стоит в очереди первым. Порядок – одно из основополагающих понятий немецкой психологии, но, видимо, концерт Рихтера – все же исключение из правил.
На первый концерт в Майсене (а их всего четыре) мы отправляем наших жен, поступить по-другому в средневековом рыцарском замке мы не можем: прежние хозяева или их современные тени нас просто не поймут.
Оказалось, что четыре вечера подряд Рихтер и Андрей Гаврилов исполняют 16 фортепьянных сюит Генделя. В первый и третий день играет Гаврилов, Рихтер сидит рядом с ним и переворачивает ноты. Во второй и четвертый – наоборот. Надо было видеть, с каким восторгом и соучастием переворачивал ноты Рихтер и с каким откровенным безразличием – Гаврилов.
А после четвертого вечера Святослав Теофилович и Нина Львовна пригласили нас поужинать в средневековом трактире, основанном, как с гордостью сообщают хозяева, в 1511 году. Всего один длинный деревянный стол, не покрытый скатертью, но очень чистый. С двух сторон – деревянные лавки. Обслуживала нас чета хозяев.
Через час-полтора отправляемся в Дрезден. Дорогу неожиданно преграждает вышедший из леса лось – наверное, чтобы мы окончательно поверили, что время здесь остановилось и мы оказались современниками Генделя...
Душа общества

Рихтер был неутомимым фантазером и выдумщиком. Стихия игры увлекала его воображение почти до самых последних лет. Он любил загадывать шарады, превращая их в небольшие спектакли. Условившись с партнерами, выводил под музыку в самодельном костюме бравого улана – эту роль С.Т. поручил замечательной грузинской художнице Елене Дмитриевне Ахвледиани. Потом происходило мимолетное свидание, во время которого кавалер и барышня лишь восклицали: «О!» Далее изображался восточный рынок, где эмоциональные покупатели выражали свое отношение к товару возгласом: «Ва!» Затем звучала музыка Прокофьева из балета «Ромео и Джульетта», и Рихтер с партнершей исполняли танцевальный дуэт главных героев. В результате все собравшиеся отгадывали ключевое слово: Уланова.
Рихтер любил и знал живопись. Он собирал произведения художников, как правило, мало кому известных. Устраивал у себя в квартире выставки их работ, а затем покупал картины за такие деньги, которые им и не снились. И не потому, что сам был слишком богат, но просто хотел таким образом поддержать талантливых людей, чьи полотна не соответствовали требованиям устроителей официальных вернисажей: они не писали портреты вождей и знатных колхозников, а рисовали так, как им хотелось, – непозволительная роскошь в условиях тоталитарного общества.
Домашние выставки иногда сопровождались концертными номерами и обязательно изысканным угощением, которое предлагал отведать сам хозяин. Меню, как правило, не повторялось и тщательно обдумывалось заранее. Впрочем, С.Т. и сам охотно ходил в гости и вел себя там абсолютно непосредственно, будто и не догадывался, кто он есть на самом деле.
Семья моей жены была связана многолетней дружбой с Еленой Ахвледиани. Через жену и я познакомился с ней и по-настоящему полюбил. Когда ее не стало, я много раз устраивал вечера ее памяти в Москве – в Доме актера, в Академии художеств и даже в нашей собственной квартире. Я хочу вспомнить самый камерный и самый скромный вечер, состоявшийся не в общественных залах, а в обыкновенной московской квартире, куда при всем желании невозможно было пригласить больше 20 человек. Но зато какие это были люди! Нина Дорлиак, Святослав Рихтер, Ростислав Плятт, Мария Миронова, Александр Менакер, Людмила Шапошникова, Владимир Гордеев, Цинуки Дадиани, Кэто Геловани... Святослав Теофилович, сидя на ковре, ибо стульев всем не хватило, вспоминал, как в годы войны в мастерской у Элички он неоднократно давал сольные концерты и аккомпанировал Нине Львовне Дорлиак. А однажды по настоянию Ахвледиани даже выставил свои картины в ее мастерской. Две из них он затем подарил Эличке, и теперь их может увидеть каждый, кто придет в ее мемориальный музей-квартиру в Тбилиси, где, кстати, Тенгиз Абуладзе снимал свой фильм «Покаяние».
Особая тема – верность Рихтера памяти друзей. Это было для него свято.
16 декабря 1985 года в Большом зале Центрального дома актера имени А.А. Яблочкиной был устроен вечер, посвященный замечательной актрисе Софье Владимировне Гиацинтовой. Я вернулся в Москву из командировки лишь утром 16-го. Вхожу в квартиру, и тут же звонит телефон. Нина Львовна говорит:
– Святослав Теофилович хотел бы принять участие в нынешнем вечере, если, конечно, это возможно.
От неожиданности я лишился дара речи.
– Боря, вы слышите меня?
– Слышу, слышу, – захлебываясь от восторга, отвечаю я.
– Тогда можно, чтобы наш настройщик подготовил рояль?
– Безусловно! К какому часу прислать за вами машину?
– Спасибо, не надо, у нас есть своя.
За 30 минут до начала Рихтер сказал мне, что хотел бы открыть вечер. И добавил, как бы извиняясь: «Я бы мог сыграть не одну пьесу... И, пожалуйста, сядьте рядом и перелистывайте ноты».
Когда открылся занавес и зрители увидели на сцене, кроме заранее обещанных Мироновой, Образцова, Фадеевой, Караченцова, Эфроса, Плятта, еще и Святослава Рихтера, сразу же устремившегося к роялю, в зале возникла овация, все дружно встали. Святослав Теофилович играл без антракта полтора часа. Но они пролетели как миг и задали такую тональность вечеру, которой и была достойна Софья Владимировна Гиацинтова.
_______
Думаю, те, кто любит Рихтера-музыканта и Рихтера-человека, статью прочитали с интересом. В подобных воспоминаниях приятно написать, что "в зале возникла овация, все дружно встали", "Святослав Теофилович играл без антракта полтора часа" и т.п. Все очень правдоподобно, когда речь идет о Рихтере. - Ну как же может быть иначе? Я прочитал ее не как просто читатель, а к тому же как очевидец. Мои воспоминания находятся на этом сайте:
http://www.sviatoslavrichter.ru/forum/v ... 19&start=0

Святослав Теофилович не мог "сразу устремиться к роялю" - ведущая все же сказала пару слов о Софье Владимировне ну и, естественно, о том что она была дружна с Рихтером, и о том, что он "вызвался" (так и сказала) сыграть на этом вечере ее памяти. Это не был концерт Рихтера, и "без антракта полтора часа" он никак не мог играть, т.к., по крайней мере, спешил на концерт Роберта Холла, выступавшего в ГМИИ им. Пушкина на "Декабрьских вечерах", посвященных трем "Ш". Любопытно было бы спросить уважаемого критика, что играл Маэстро в тот вечер целых "полтора часа". Отвечу за него сам: это были три этюда Шумана по каприсам Паганини и 4-я Баллада Шопена. Здесь на форуме люди музыкально образованные и сами могут прикинуть, сколько может звучать эта музыка.
И совсем будет выглядеть курьезно, если каждый из нас будет претендовать на право перелистывать ноты Маэстро. Как я пишу в своих воспоминаниях, присутствовавший в артистической, где Рихтер ожидал начала вечера, Олег Каган сначала поставил меня перед фактом, что ноты придется переворачивать мне (!) - вот уж было от чего чуть не сесть на пол! Правда, добавил, что ожидается дирижер из театра Вахтангова. Я ждал этого дирижера, как спасителя, и он, как вскоре сообщил мне Олег, наконец пришел. Не буду пересказывать то, о чем уже написал.
P.S. Рихтер - личность легендарная, и, наверное, рассказчикам хочется красиво рассказать легенду. Ничего в этом предосудительного в конце концов нет. Но и несуразности вносят диссонанс...
Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
(А.С.Пушкин)

timalism
Site Admin
Сообщения: 501
Зарегистрирован: Пн апр 10, 2006 1:18 am
Откуда: Уфа-Москва
Контактная информация:

Сообщение timalism » Сб май 31, 2008 9:57 pm

Уважаемый Yuriy!
А где и когда опубликована эта статья?

Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

Сообщение Yuriy » Вс июн 01, 2008 11:52 pm

timalism писал(а):Уважаемый Yuriy!
А где и когда опубликована эта статья?
"Совершенно секретно". Я не понял, когда она была опубликована. Вот ссылка:
http://74.125.39.104/search?q=cache:rbC ... cd=4&gl=ua
Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
(А.С.Пушкин)

Виталий
Сообщения: 34
Зарегистрирован: Вс мар 23, 2008 10:25 pm
Откуда: одинцово

Сообщение Виталий » Пн июн 02, 2008 1:01 am

Довольно забавную фотографию они поместили в начале статьи: Рихтер в халате! :) Бывают же гении, близкие к народу!

Кстати, я так и не понял, сумел ли Святослав Теофилович выкупить эту пожарную машину...
Последний раз редактировалось Виталий Пн июн 02, 2008 3:09 am, всего редактировалось 1 раз.

Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

Сообщение Yuriy » Пн июн 02, 2008 1:09 am

Виталий писал(а):Довольно забавную фотографию они поместили в начале статьи: Рихтер в халате! :)
Ну что Вы, это старая известная фотография. Опубликована она была, возможно, впервые в журнале "Советское фото" No 10, 1979г. Я бы и сам мог бы ее выложить. Не знаю, стоит ли понемногу выкладывать фотографии из журналов и газет. Некоторые не очень хорошего качества. timalism может это сделать. У него эти фотографии есть.
Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
(А.С.Пушкин)

Elena
Moderator
Сообщения: 163
Зарегистрирован: Пн апр 10, 2006 6:51 pm
Откуда: Москва
Контактная информация:

Сообщение Elena » Пн июн 02, 2008 4:02 pm

Yuriy писал(а):
timalism писал(а):Уважаемый Yuriy!
А где и когда опубликована эта статья?
"Совершенно секретно". Я не понял, когда она была опубликована. Вот ссылка:
http://74.125.39.104/search?q=cache:rbC ... cd=4&gl=ua
Статья опубликована в "Совершенно СЕКРЕТНО" №8/195 от 08/2005

timalism
Site Admin
Сообщения: 501
Зарегистрирован: Пн апр 10, 2006 1:18 am
Откуда: Уфа-Москва
Контактная информация:

Сообщение timalism » Пн июн 02, 2008 8:11 pm

Yuriy писал(а): Не знаю, стоит ли понемногу выкладывать фотографии из журналов и газет. Некоторые не очень хорошего качества. timalism может это сделать. У него эти фотографии есть.
Почему бы и не выкладывать? 8)
Например, в теме Фотографии Рихтера на нашем форуме:
viewtopic.php?t=496

Вообще, раздел Фотографии на сайте ( http://sviatoslavrichter.ru/photos.php ) стараниями Елены продолжает пополняться. Но не все фото туда хотелось бы выкладывать (именно из соображений качества).

Виталий
Сообщения: 34
Зарегистрирован: Вс мар 23, 2008 10:25 pm
Откуда: одинцово

Сообщение Виталий » Пн июн 02, 2008 10:04 pm

Мне кажется, что качество фотографии совсем плохое тогда, когда на ней ничего не возможно рассмотреть. Не могу, разумеется, принимать решение за уважаемых администраторов сайта, но фотографии так называемого среднего качества вполне могут "подлежать рассмотрению".

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Re: Cтатья Бориса Поюровского

Сообщение M.I. » Вт июл 08, 2008 9:29 pm

Yuriy писал(а):Предлагаю вашему вниманию статью Бориса Поюровского.
...Рихтер понятия не имел, сколько ему причиталось денег, и вообще не любил говорить на подобные темы. Если бы не случай с пожарной машиной, возможно, он так и не узнал бы, как его постоянно грабили на вполне законном основании...
Позволю себе небольшой комментарий к фрагменту статьи, ядром которого является эффектное слово "грабили".

Что такое грабёж? Это открытое присвоение чужой собственности (в отличие от воровства - тайного присвоения). Грабило ли государство советских исполнителей, выступающих за рубежом? Нет, потому, что де-факто каждый гражданин СССР сам был собственностью государства. Зарубежные гастроли являлись командировкой для государства. Контракт на выступление артиста заключала государственная организация и, естественно, забирала себе весь гонорар, а артисту давала что-то уже из своих средств. Гилельс как-то высказался по этому поводу с раздражением: "Мною торгуют, как чёрной икрой."

Страдал ли Рихтер от такого положения вещей? Думаю, нет. Такие вещи как политика, идеология, высота положения на ступенях социальной лестницы вряд ли его интересовали. Он не любил деньги. Про него говорили, что он мог, покупая в железнодорожной кассе билет, дать сто рублей (самая большая купюра в советские времена) и не взять сдачи (масштаб цен был такой: билет в купированном вагоне от Москвы до Ленинграда стоил двенадцать рублей). И, вообще говоря, это было естественно. Помните, что сказал прославленный живописец Ван Гог по этому поводу? Когда художник начинает думать о деньгах, он теряет способность творить.

Иногда над современным миром искусств (не буду называть имён, это не важно) нет-нет, да раздастся вопль бывшего советского деятеля из этого мира: "Нас грабили тогда в СССР!" Но... За этим угадывается готовность оправдать не всегда красивую свою позицию в наши дни. А что? "Нам немножко можно! Ведь мы страдали тогда..."

Взгляд на деятельность Рихтера, исходя лишь из реалий современного мира, может искажать черты, оттенки его общего облика. Вернее будет, если смотреть на жизнь Рихтера в музыке изнутри его эпохи, сама атмосфера которой была иная, чем теперь.
Последний раз редактировалось M.I. Пт июл 11, 2008 8:13 pm, всего редактировалось 1 раз.

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Сообщение M.I. » Вт июл 08, 2008 9:35 pm

Виталий писал(а):
Кстати, я так и не понял, сумел ли Святослав Теофилович выкупить эту пожарную машину...
Для меня совершенно очевидно, что нет.
Даже какой-нибудь крупный советский вельможа не мог позволить себе что-нибудь очень яркое в своей домашней жизни. А кто-бы позволил Рихтеру? Пожарная машина на дачном участке, да ещё американская, - это очень ярко...

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Re: Cтатья Бориса Поюровского

Сообщение M.I. » Пт июл 11, 2008 8:08 pm

Yuriy писал(а):Предлагаю вашему вниманию статью Бориса Поюровского. В конце хотелось бы вставить свой комментарий.
Я однажды спросил у Святослава Теофиловича, почему он не остался на Западе. И он ответил, как всегда, неожиданно и парадоксально: «Конечно, я мог бы это сделать первым, но не сделал. А кто стремится быть вторым, разве это интересно?»
Ответ звучит неожиданно. Но в действительности, Рихтер в шутливо-удальском тоне просто отмахнулся от банального вопроса.
Сказать, кто был первым невозвращенцем, пожалуй, невозможно. Шаляпин? А первый ли он точно? А припомнить невозвращенцев более ранних эпох, скажем, эпохи Пера Первого, или Ивана Грозного...

Были ли у Рихтера причины "оставаться" на Западе?
Для тех, кто там оставался в советское время, можно назвать следующие мотивы.
1. Идейно-политические.
2. Меркантильные.
3. Соображения вроде "обрести свободу творчества".
4. Туристический интерес, возможность "посмотреть мир".
Первых двух мотивов у Рихтера, как хорошо известно, не было. Свободу творчества для него в СССР никто неограничивал. Возможность "посмотреть мир" появилась для него одновременно с возможностью "остаться там". Т.е. после блистательных гастролей осенью 1960 года в США стало ясно, что никаких препятствий для гастролей на Западе для Рихтера теперь уже не будет. Поэтому вопрос, не остаться ли на Западе, для Рихтера был лишён смысла, не мог возникнуть.

Panzerino
Сообщения: 89
Зарегистрирован: Пт авг 17, 2007 9:32 pm

Сообщение Panzerino » Сб июл 26, 2008 12:09 pm

"Поэтому вопрос, не остаться ли на Западе, для Рихтера был лишён смысла, не мог возникнуть."

Это не так уж просто... .
Рудолф Серкин однажды спросил (и приглашал) Рихтера остаться в США.
Рихтер ответил... ?

:D

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Сообщение M.I. » Пн июл 28, 2008 4:10 pm

Panzerino писал(а): Рудолф Серкин однажды спросил (и приглашал) Рихтера остаться в США.
Рихтер ответил... ?
:D
Вот какое высказывание Рихтера по этому поводу приводит Ю.Борисов в своей книге на стр. 22. (( :( ))

"Когда я приехал в Америку, Серкин решил подыскать для меня квартиру. Оставайтесь, оставайтесь! - упрашивали все, кому не лень. Я тогда предложил Серкину: "Уверен, в Москве очень понравится, как вы играете. Если захотите уехать из Америки, дайте мне знать, и я вам в Москве подыщу квартиру. В самом центре".
Наверно, это было не слишком тактично. Даже самонадеянно. Серкин - изумительный музыкант и предлагал очень искренне.
Спрашивают до сих пор: почему вы не остаетесь, почему, почему? Вот Ростропович, Ашкенази... Может, я бы подумал, если б не две вещи. Не я первый - это главное. В любом побеге есть страшное унижение. Когда ты уже там останешься, они будут иначе с тобой разговаривать. Вторая причина - дух протеста. Бриттен прав: он во мне есть. До тех пор, пока не открою ноты".

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Re: Cтатья Бориса Поюровского

Сообщение M.I. » Пт авг 01, 2008 10:25 am

Yuriy писал(а): (Из статьи Б.Поюровского).

Оказалось, что четыре вечера подряд Рихтер и Андрей Гаврилов исполняют 16 фортепьянных сюит Генделя. В первый и третий день играет Гаврилов, Рихтер сидит рядом с ним и переворачивает ноты. Во второй и четвертый – наоборот. Надо было видеть, с каким восторгом и соучастием переворачивал ноты Рихтер и с каким откровенным безразличием – Гаврилов.
Вот что приводит Ю.Борисов в своей книге на страницах 34, 35.
Дома у Рихтера, обращаясь к Ю.Борисову: "Вы не перелистнете?" (ноты квинтета Дворжака) "На концерте бы вас не попросил. Есть категория, к которой можно с этим обратиться, есть - к которой нельзя. Нельзя - к личности, а можно - к маленькой или совсем никакой. Маленькая личность - это ведь не обидно? Иногда я это правило нарушаю: вот мы с Гавриловым переворачивали друг другу. Я играю Генделя - он переворачивает. И наоборот. В общем, это - театр."

А вот выдержки из "Дневников" Рихтера. Издание: Рихтер С.Т. "О музыке. Творческие дневники". М.: Памятники исторической мысли, 2007.
Стр. 193 (июль 1980 года).
"Опять перелистываю ноты Андрею, опять слушаю Генделя, который в своем роде великолепен и написан в "расчете" на популярность у высокопоставленной публики и для развлекательного времяпрепровождения ее. Его музыка, однако, не идет в сравнение с Иоганном Себастианом, котрорый стоит незыблемо до наших времен".
"У Андрея иногда темп не держится, и он начинает ускорять. Однако он тотчас интуитивно чувствует, что я это не принимаю (хотя я это ничем не показываю), и исправляет эту ошибку. Он обладает в этом отношении настоящей sensibilite". // Sensibilite - восприимчивость (фр.)//.

Ответить