А.Шнитке о Рихтере

Книги, статьи, портреты, фотографии - все, что связано с Рихтером
Ответить
M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

А.Шнитке о Рихтере

Сообщение M.I. » Вт мар 05, 2013 10:41 pm

А.Шнитке (1934 – 1998) о Рихтере.
Распечатка текста радиопередачи по статье (фрагменты статьи) А.Шнитке о Рихтер (в газете «Утро России»). Очевидно, это статья конца 1980-х годов.

Для многих людей моего поколения Святослав Рихтер олицетворяет некую вершину где реальность музыки уже становится её историей – так начинает Шнитке свой монолог. Никакие соображения, что Рихтер – наш современник, что его можно увидеть и услышать не могут хоть на секунду сделать его привычным. Рихтер уже десятилетия стоит в одном ряду с такими фигурами как Шопен, Паганини, Лист, Рахманинов, Шаляпин. Он - соединительное звено между настоящим и будущим. Ходят легенды о требовательности Рихтера к себе. Сыграв замечательный концерт, вызвавший восторг публики и прессы, дающий пищу целым музыковедческим исследованиям, он мучается от какой-то неудавшейся частности, одному ему заметной. Не будем считать это странностью и рисовкой. У Рихтера другая шкала ценностей. Ему одному известен первоначальный замысел исполнения, ему одному судить о реализации своей идеи. Мы не можем знать, какое звуковое совершенство предстаёт перед его внутренним слухом, и поэтому не можем судить о том, каким могло бы быть исполнение в идеале, явленном ему. Мы лишь благодарны ему за ту часть задуманного, которая удалась, и которая безмерно превышает всё то, что мы способны представить.
Более тридцати пяти лет я слушаю Рихтера и поклоняюсь ему. Помню ещё концерты начала пятидесятых годов. Сонаты Бетховена, Прокофьева, Листа, Чайковского, «Картинки с выставки» Мусоргского, Этюды Рахманинова и Скрябина, Вальсы и Мазурки Шопена, Концерты Бетховена, Рахманинова, Листа, Шумана, Римского-Корсакова, Глазунова, Сен-Санса, Равеля и многое другое. Это было время, когда мне удавалось не пропускать ни одного его концерта. Заранее узнавал о них, шёл в кассу в первый день продажи билетов. Мне было пятнадцать – шестнадцать лет, я безуспешно старался тогда наверстать упущенное время и стать пианистом. Любил его - больше всего в музыке, больше самой исполняемой им музыки. Поражался сочетанию темперамента и воли. Удивлялся тому, как он превзошёл технику, и играл себе, словно это не трудно. Боготворил его туше, особенно пиано. Не принимал раскованности его движения, думая, что это аффектация. Вырезал из газеты его фотографию, носил с собой как талисман, вместе с такой же Шостаковича. Не интересовался другими пианистами, воспринимал как кощунство попытки сопоставить с ним кого-нибудь ещё. Рассказы немногих, лично знакомых с ним, слушал со смешанным чувством зависти и презрения: как можно его, недостижимого, называть «Слава». Как можно даже произносить на одном дыхании6 «Рихтер сказал мне…». Ему-то? «Я сказал Рихтеру…». Ему-то?.
Потом популярность Рихтера возросла настолько, что годами я не мог попасть на его концерты. Наконец, у меня появилась возможность снова слушать его. Удивился перемене. Аффектация исчезла. За роялем сидел аскет, философ, мудрец, знающий нечто такое, от чего музыка - лишь часть. Чувство недостижимости ещё возросло, хотя и оказался он в общении человеком скромнейшим и деликатнейшим. Вот и я кощунственно познакомился с ним… Репертуар изменился, стал строго тематическим. Романтическая основа его отошла на второй план. Всё больше стало ансамблевых произведений: Шостакович, Хиндемит, Берг, Яначек, Дворжак, Франк. Темперамент всё той же силы, но иного качества. Не субъективно-романтический, а стихийно-объективный. Однако эта объективность не классическая, не ретроспективная, а подлинная, новая. Всё та же превосходная степень качеств, но очистившаяся от условного и искусственного. Монументальность и величие без всякого оттенка позы, как величествен и всесилен тот, кто отказался от власти и амбиций. Неблагодарный репертуар. Скромнейшие пьесы Чайковского или утопическая в своей нематериальности альтовая соната Шостаковича. Во всём – что-то от поздних Квартетов Бетховена, где лишь разреженный воздух вершины.
Конечно, Рихтер натура универсальная. И оценивая его как пианиста, невозможно отрешиться от остальной его деятельности. Может быть, он столь велик как пианист именно потому, что он больше чем пианист? Его проблемы располагаются на уровне более высоком, чем чисто музыкальный. Они возникают и решаются на стыке искусства, науки и философии, в точке, где единая, ещё не конкретизированная словесно и образно истина, выражается универсально и всеобъемлюще. Ординарный ум обычно ищет решение проблемы на её плоскости. Он смело ползает по поверхности, пока более или менее случайно, путём проб и ошибок, не найдёт выхода. Ум гения ищет её решения в переводе на универсальный уровень, где сверху есть обзор всему, и сразу виден правильный путь. Поэтому те, кто бережёт всё своё время для одного дела, достигают в нём меньшего, чем те, кто заинтересован смежными делами. Эстетическое зрение последних приобретает дополнительное измерение. Они видят больше, правильнее и объёмнее.
Однако, все попытки подобрать рациональный ключ к таинственной природе гения бессмысленны. Мы никогда не найдём формулу одарённости, и никогда не сможем повторить великого мастера, живущего среди нас. Пусть он живёт долго!

timalism
Site Admin
Сообщения: 501
Зарегистрирован: Пн апр 10, 2006 1:18 am
Откуда: Уфа-Москва
Контактная информация:

Re: А.Шнитке о Рихтере

Сообщение timalism » Ср мар 06, 2013 10:14 am

M.I. писал(а): Очевидно, это статья конца 1980-х годов.
Это статья 1985 года.

Ответить